"Мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«МИР КАМНЕЙ»
Срок реализации: январь – февраль
Группа (с 3 до 4 лет)
Актуальность
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Проблема – проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду, мы часто обращаем внимание детей на живые объекты. Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.
Тип проекта: исследовательско - игровой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников.
Цель проекта – расширение представлений детей о мире камней, умении обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)
Задачи:
- развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- активизировать работу с родителями, привлечь их к участию в реализации проекта на основе сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно – подготовительный
- Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами.
- Подбор методической литературы по теме.
- Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий.
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 этап. Рефлексивно – диагностический
- Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
- Реализация проекта в соответствии с планом.
Перспективный план работы
Дата | Содержание работы с детьми | Содержание работы с родителями |
Январь – февраль | Разработка и оформление проекта. Составление перспективного плана работы. | Ознакомление с темой, целями и задачами проекта. |
Работа с детьми начинается с загадки: В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий — в ладошке лежать. Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? (камень) | ||
Беседа: «Что такое камни?» | Сбор камней, предметов из камня для мини-музея | |
Игра с движениями «Собираем камни»: На прогулку мы пошли, Камни разные нашли. По дорожке мы шли, много камешков нашли. Присели, собрали, дальше пошли. Вот направо мы пошли, серых камешков нашли, Присели, собрали, дальше пошли. Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли, А под горку пошли — белых камешков нашли, С собой в садик принесли. | ||
Экспериментирование: 1. Какими бывают камни? -Ребята, рассмотрите камни внимательно, какие камни по форме, по поверхности, по температуре, по цвету, на ощупь. (Камни гладкие, шероховатый, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета, неровный, острый, теплый, холодный, тяжелый, легкий, маленькие, большие). 2. «Тонет – не тонет». А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды). 3. Рассматривание камней через лупу. -А сейчас возьмите лупу и рассмотрите камень через лупу. -Что вы увидели? -Трещины, точки, ямки, бугорки, песчинки. 4. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому. От самого шероховатого до самого гладкого, от самого тяжелого к самому легкому; выложить из камней узоры. 5. «Могут ли камни издавать звуки?» - Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. Что вы услышали? -Постучите разными камнями друг о друга. -Камни могут звучать, если постучать ими друг с другом. Ребята, с помощью камней можно сделать музыкальный инструмент – шумелку. 6. «Мешок ощущений». В мешке лежат несколько камни (по количеству детей). Нужно найти на ощупь самый маленький, самый большой, шершавый, с острыми краями, гладкий камень. Когда все камни окажутся на тарелочке дети сравнивают их. 7. Форма камешка. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается, гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Вывод: камень тверже дерева. 8. Пластилин – камень. А теперь возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же). Почему? (Камень твердый, а пластилин мягкий. Из пластилина мы можем слепить что захотим, а из камня нет, он твердый). | ||
Знакомство с украшениями, постройками, памятниками, сувенирами из камней. (С презентацией) На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украшения) Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены. Многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшений построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор, показать изделия из драгоценных камней). | ||
Чтение художественной литературы: Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»; Сказка «Три поросенка». | ||
Познавательная деятельность: Рассматривание экспонатов коллекции. Беседа «Откуда родом камешки». Сравнение предметов коллекции. Опыты и эксперименты. Рассматривание картин «Такие красивые горы». | ||
Речевая деятельность: - Составление рассказа: «Какие бывают камешки». - Беседа «Кому нужны камни». - Рассматривание украшений с камнями. | ||
Художественное творчество: - рисование на тему «Самая красивая гора». - сбор экспонатов для музея камней. - творческая мастерская «Украшаем камешки». | ||
Игровая деятельность: - игра «Гора и камешки». - дидактическая игра «Выложи картинку из камней». - подвижные игры «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность). - Физкультминутка «Гора» Стоит гора старушка До небес макушка. Ее ветер обдувает, Ее дождик поливает. Стоит гора страдает И камешки теряет. И каждый день, И каждую ночь Катятся, катятся Камешки прочь. Раскатились камешки И с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы. |
* Могут вноситься изменения и дополнения
4 этап. Заключительный
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение
Участники проекта:
- зам.зав. по ВМР
- дети 2 младшей группы
- родители воспитанников
- воспитатели группы.
- Информационное обеспечение
- видео презентации;
- наглядно – дидактические пособия;
- картинки;
- схемы.
- Материально – техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- проектор;
- магнитофон;
- компьютер
- наборы конструктора ТИКО.
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться ориентироваться в мире камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.
Продукт проекта:
Выставка «Такие красивые горы», «Расписные камешки».
Коллекция камней «Гора самоцветов», «Каменный замок».
Риски.
- Несоблюдение сроков реализации;
- Проблема привлечения родительской общественности;
- Сложность в сборе предметов из камней.
Выводы (прописываются после реализации проекта):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».
Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней; познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение; воспитывать ...
Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...
Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"
Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"
Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...