Конспект по познавательному развитию (основам науки и естествознанию), для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Российского флага»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пикулина Людмила Ивановна

Цель:

Формировать представления о Российском флаге и его истории, о праздничной дате 22 августа.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления о цветах Российского флага, понять символическое значение каждого цвета;

- формировать представление о значении государственного флага РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_flag.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию (основам науки и естествознанию), для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Российского флага»

Цель:

Формировать представления о Российском флаге и его истории, о праздничной дате 22 августа.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления о цветах Российского флага, понять символическое значение каждого цвета;

- формировать представление о значении государственного флага РФ.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление;

- расширять кругозор; 

 - развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения, расширять словарный запас.

Воспитательные:  

- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну – Россию, патриотическое чувство к Российскому флагу.

Словарная работа: российский флаг, триколор, знамя, стяг, древко, полотнище,

навершие.

Оборудование занятия: ноутбук, мультимедийный экран, мультимедийная презентация «История Российского флага», фонограмма гимна Российской Федерации, фоновая космическая музыка.

Демонстрационный материал: карта мира, флаг России (большой).

Раздаточный материал: карточки с изображением флагов разных стран, фишки, российские флажки по количеству детей.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: планирование занятия подготовка оборудования, создание презентации, подготовка детей к занятию.

Предварительная работа с детьми: чтение стихов и рассказов о России, рассматривание иллюстраций; слушание, разучивание стихов (с подгруппой) и песен; тематические беседы о государственных символах России (гербе, гимне); наблюдение на улицах города, поиск изображений Государственных символов РФ; рисование «Наш флаг» (со всей группой).

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, у меня вопрос:

В какой стране под небом вьётся

Флаг бело-сине-красный?

Врагу он в руки не даётся,

И нет его прекрасней?

(Ответы детей - в России)

- Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое название – Россия.  Наша страна самая большая в мире (показ на карте мира).

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия. Это – свой…. (дети называют) флаг, герб и гимн.

Флаг – это прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Государственный флаг означает единство страны и независимость от других государств, объединяет жителей страны, служит опознавательным знаком государства.

- 22 августа наша страна отмечает замечательную торжественную дату – день рождения Российского Флага!

- Ребята, вы хорошо знаете, как выглядит российский флаг? (Да)

 - Давайте проверим! Поиграем в игру «Найди флаг нашей страны».

  - Флаги некоторых стран похожи, но совершенно одинаковых нет, найдите флаг нашей страны и обозначьте фишкой.

 (На столе разложены карточки, на которых изображены флаги разных стран, по количеству детей, они находят флаг России, отмечают и проверяют друг у друга правильность выполнения задания).

- Расскажите, какие цвета есть на флаге нашей страны? (Ответы детей) 

- Наш флаг трехцветный, поэтому его называют триколором.

- Что означают эти цвета? (Ответы детей)

(Белый — мир, чистота, справедливость. Синий — цвет неба и моря — свобода, верность, правда. Красный — цвет огня — отвага и мужество воинов).

Эти цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим «синее море», «белый свет», «весна-красна», «красная девица», употребляя слово «красный» в значении «красивый». 
Видимо, не случайно белый, синий и красный цвета стали цветами Государственного флага России.

- Ребята, как вы думаете, всегда ли флаг выглядел именно так? (Ответы детей)

- Хотите узнать, как появился флаг России? (Да)

-  Тогда, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое, на машине времени и узнать, когда, в какую эпоху появился наш флаг.

(Дети берутся за руки, располагаются вокруг воображаемой машины времени, повторяют слова за воспитателем. Тихо звучит космическая музыка).

В машину времени садимся (делаем приседание),

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальцы на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета),

В прошлое нас всех перенеси (описываем двумя руками в воздухе круг).

- Вот мы с вами и очутились в прошлом (дети садятся перед экраном).

Слайд 1 (с изображением воинов, сцен военных баталий эпохи древней Руси, изображениями стягов)

- Мы попали в эпоху древней Руси, далекую древнерусскую историю. Посмотрите, что в руках у всадника? (Дети высказывают свои предположения, версии).

- В давние – давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы и высоко поднимал вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы назвали стягом. Собирался народ и оправлялся защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо пучка травы прикрепить ленты, конский хвост, клин яркой ткани с изображением животного и т.п. Стяг служил сигналом для воинов в походе и сражении.

- Похож стяг на наш флаг? (Нет)

-  Тогда, может быть продолжим наше путешествие?

(Дети встают в круг, звучит музыка, повторяют слова за воспитателем).

Раз, два, три, машина времени лети, в прошлое дальше нас перенеси!

 (На экране другая эпоха - иллюстрации флагов и знамен средних веков).

- Прошло много столетий. Все вокруг изменилось. Изменились и флаги — их стали делать из ткани.  Ткань развивалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден еще дальше и лучше. А сверху появилось железное навершие - острожник.

 - Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско имело свои флаги, которые раскрашивались.

 - Как вы думаете, зачем раскрашивали флаги?  (Варианты ответов детей).                                                                                                              

- По цвету могли определить, кто приближается – друг или враг. Может быть, это свои воины возвращаются домой?  Может быть враги, которые хотят захватить город?  Или воины князя союзника, которые нуждаются в отдыхе?  Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали новые флаги -  свои.  И люди, увидев их, уже сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

- А как вы думаете, что было бы, если бы этих флагов не было? (Ответы -предположения).

-  А если бы все флаги были одинаковые? (Ответы-предположения).

 - Разноцветные флаги назывались знаменами. Эти флаги уже немного похожи на современный.

 - А чем они отличаются от российского флага? (Разного цвета, украшены крестами, ликами святых). 

- И все-таки это еще не наш российский флаг, а значит отправляемся дальше!

Раз, два, три, машина времени лети, в прошлое дальше нас перенеси!

 (На экране иллюстрации с изображением былинных богатырей.)

-Мы попали в далекие времена, когда на Руси правил царь. Какие богатыри жили тогда на Руси! Давайте и мы с вами силушку богатырскую испытаем!

Физминутка «Богатырь»

Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! (Руки на пояс).

(На экране иллюстрации с изображением корабля)

- По приказу царя были построили первые военные корабли. Главный и самый большой корабль назвали гордо - «Орел».

- Велел царь охранять торговые суда от пиратов- разбойников. Только как опознать корабль-защитник? Как отличить его от других? И появился тогда на корабле флаг полосатый, трехцветный, с золотым двуглавым орлом в центре.

Первая полоска белая — как сила небесная святая и чистая. Вторая полоска синяя — как море свободное и сильное. Третья полоска красная — как люди — храбрые и отважные. Так появился трехцветный флаг — символ могущества и процветания России.

Российский флаг под облаками,
Он реет гордо — над главами:
Трехцветный символ — верный знак,
Большой России — главный стяг!  (На экране флаг России)

- Теперь вы знаете историю возникновения российского флага и нам пора возвращаться в наше время.

(Дети встают в круг, берутся за руки, тихо звучит космическая музыка)

«Раз, два, три, машина времени лети, в детский сад нас перенеси!»

- Вот мы и вернулись в наш детский сад.

(Воспитатель вносит большой флаг России):

- В 1991году 22 августа был принят приказ президентом России, где говорилось, что Государственный флаг нашей страны будет именно таким, каким мы видим его с вами сейчас – трёхцветным.

-  Где можно увидеть флаг России? (Ответы детей)

- На Кремле, на зданиях школ и детских садов.

 

В особые дни по всей стране вывешивают флаги, чтобы подчеркнуть торжественность и праздничность. Раньше и сейчас солдаты идут в бой за Родину под флагами своего государства. (Рассказ сопровождается соответствующими слайдами)

Когда проходят спортивные мероприятия (соревнования, спартакиады, олимпиада) между государствами, то в честь победителей поднимают флаг того государства, где победили спортсмены.

 Спасатели оказывают помощь людям в любых точках нашей планеты, обозначая себя как страну, нашим российским флагом. Изображение флага помещают на номерах автомобилей, самолетах, поездах, чтобы показать: они принадлежат России.

- Флаг — это символ нашей страны, он объединяет все народы России. И относиться к нему нужно уважительно.

- Мы много говорили о Государственном флаге РФ, сегодня он празднует свой день рождения. А на день рождение принято получать подарки (Воспитатель раздает детям маленькие флажки).

Велика Россия и бескрайна, но с любых высот все видят знак:

То, что Родина сильна необычайно – это наш трехцветный русский флаг!

Всех с Днем флага поздравляю, быть счастливыми желаю.

Пусть вас флаг всегда хранит, от врагов пусть защитит.

Пусть славится мощью своею Россия, большая и добрая наша страна!

И по ветру флаг развивается сильно, во веки веков и на все времена!

- В честь нашего флага звучит сегодня Гимн Российской Федерации.
Встаньте, пожалуйста, поднимите свои флаги.

Итог занятия.

- На этой торжественной ноте мы заканчиваем с вами наше занятие.

- Что нового вы узнали сегодня о флаге?

- Как появился флаг? Для чего он был нужен людям?

- Какие цвета есть на российском флаге?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения детского сада «Балкыш»

Сценарий развлечения посвящен празднованию Дня рождения детского сада. В сценарии сочетаются различные формы: игра, художественное слово, концертные номера....

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Конспект-сценарий досуговой деятельности (совместно с родителями) для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Армии"

Во время развлечения повествуется о зарождении Российской Армии, о её развитии и становлении. "Разбавленно" повествование весёлыми танцами, играми и конкурсами с папами....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День рождения российского флага»

Цель: знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Снежной Королевы"

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием социо-игровой технологии для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста "День рождения Российского флага"

Сценарий летнего праздника для старших дошкольников, направленный на знакомство с историей возникновения Российского флага....