Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лес» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лес» в подготовительной группе.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями природных условий леса; дать им элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса.
Цель:
- уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;
- закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Предварительная работа: показ презентации «Лес» , чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о птицах , как поют, заучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок рассматривание и наблюдение за природой.
Материал: ветки хвойных деревьев, иллюстрации лиственных деревьев.
Ход занятия
Воспитатель дает загадку:
Встал стеною до небес
Перед нами чудо... лес.
Загадка:
Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает.... (Лес.)
Вопрос: Что такое лес?
– Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.
– Почему его так называют? Что значит лес для нас с вами? Почему в лесу так легко дышится? Потому что воздух в лесу чистый. Как и чем очищается воздух в лесу? Потому что деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается , когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие.
– А теперь отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер... (Сосна.)
Ребенок берет ветку сосны:
У меня длинней иголки, чем у елки
очень, прямо я расту в высоту... (Сосна.)
Воспитатель: А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор или краснолесье.)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним как надо вести себя в лесу.
В лесу нельзя:
- Нарушать тишину.
- Разорять птичьи гнезда.
- Ловить насекомых.
- Разбрасывать мусор. И т. д.
В лесу можно:
1.Сажать деревья.
2.Убирать сухие ветки.
3.Устраивать заповедники.
4.Собирать грибы, ягоды, орехи (небольших количество).
Почему?
Дети, посмотрите и назовите какие деревья здесь растут? Как называется лес где растут одни ели и сосны? Как называется лес где растут другие деревья?
Воспитатель: Верно, в хвойных лесах растут хвойные деревья, а в лиственных – лиственные. Вы согласны со мной? У лиственных деревьев есть что? Да, листья. А вы помните, какие необычные листочки у всех хвойных деревьев? Как они называются? Правильно, иголки, хвоинки. Оказывается, хвоинки – это видоизмененные листья. Какие они? Они узкие, твердые, острые на кончиках. А как вы думаете, могут ли в одном лесу встречаться и хвойные, и лиственные деревья? Да, могут. А как мы его называем? Правильно, смешанным лесом. Давайте все вместе скажем это слово «СМЕШАННЫЙ ЛЕС»
В таком лесу достаточно светло. Почему?
Воспитатель: Правильно, потому что солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Вспомните для примера хвойный лес, в котором всё время сумрачно. Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями – в хвойном или смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу, как мы уже сказали, значительно больше света, то и растительности там будет?
- Ой, смотрите, кого это мы встретили в лесу? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте.
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
по деревьям быстро скачет,
был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Рыжая плутовка
спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)
Сердитый недотрога
живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Вперевалку зверь идет
по малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)
Серый, страшный и зубастый
произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
Воспитатель: Как можно назвать животных, которые питаются растениями, одним словом? (Травоядные.)
Воспитатель: Правильно, скажем вместе: ««ТРАВОЯДНЫЕ». А почему мы их так назвали? (Они питаются растениями.)
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Ведь, например, белка – она, чем питается? (Семенами деревьев.)
Воспитатель: Скажите, а кто охотится на травоядных? (Хищники)
Воспитатель: А кто такие хищники? (Хищники – это те животные, которые питаются животной пищей.)
А кто является хищником? (Волк, лиса и т. д.)
- Как вы думаете, какого зайца легче поймать лисе – здорового или больного? Да, хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые животные
- А чем питается медведь? (Ягодами, мёдом, рыбой.)
- А как назвать медведя, который и ягоды ест, и мёд, и рыбу, и небольших животных, то есть всё? (Всеядный)
- Молодцы, дружно повторим: «ВСЕЯДНЫЙ».
- А сейчас давайте с вами поиграем. Слушайте внимательно. Услышав в названия животных нашего леса– хлопаем в ладоши, другое – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес
В нём полным – полно чудес.
- Понравилась игра? Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось. Почему это нужно делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство»? Лес – удивительный мир. Вам нравится в лесу? Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц.
- Давайте послушаем. Закрываем глазки, сейчас мы услышим самый настоящий птичий оркестр.
(Звучит аудиозапись «Пение птиц)
- Вам понравилось, пение птиц? А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух», - говорим мы, входя в лес. Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? (Оно растёт.)
- Да, как и все живые существа. А ещё? (Питается)
- Конечно, иначе бы как оно стало таким большим и величественным. А ещё дерево спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который называем… как? (Кислородом)
- Правильно, растения «выдыхают» кислород и мы им дышим. А мы можем жить без него? Нет, без него, и растений, которые его выделяют, мы бы с вами просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку. Надеюсь, что вы будете очень бережно и с большой любовью относиться к нашему общему зелёному дому, под названием – лес.
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Пословицы и поговорки о лесе:
1. Много леса – не руби,
ало леса -береги,
Нет леса – посади
2. Дерево живо корнями, а человек друзьями
3. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема: "Природа дарит чудеса"...
Конспект Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ»
Конспект Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«ЗИМНИЕ СВЯТКИ»Программное содержание:-Познакомить и закрепить знания детей о традиционном русском на...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» подготовительная группа
Цель: расширять знания детей об электроприборах, об их значении в жизни человека.Задачи:- учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности. Учить дейст...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, проведённой в подготовительной группе с использованием презентации на тему: «Путешествие в страну `Передвижения`».
Задачи:1. Закреплять и пополнять знания детей о видах транспорта;2. развивать внимание, логическое мышление, связную речь;3. воспитывать интерес к познанию окружающего мира. ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, проведённой в подготовительной группе. Тема: «Родная армия моя».
Задачи: · Продолжать знакомить детей с родами войск и их назначением.· Развивать интерес детей к службе ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»...
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?»
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?»...