Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «История вещей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ширяева Ирина Сергеева

Программное содержание:

Закрепить представления детей о результатах деятельности людей через истории вещей (появление и совершенствование).

Как влияет вода на живую природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx59.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования детский сад с. Донское

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по познавательному развитию

«История вещей»

Программное содержание:

Закрепить представления детей о результатах деятельности людей через истории вещей (появление и совершенствование).

Как влияет вода на живую природу.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

Сюжетные картинки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Проводится игра «Ответь на вопрос» (с мячом). Я задаю вопрос и бросаю мяч детям, тот, у кого мяч в руках отвечает на вопрос и возвращает мяч мне.

- Чем является вода для растений, животных и человека? (питанием, без воды погибнет всё живое).

- Есть ли жизнь в воде? (рыбы, водоросли).

- Назовите места суши, где практически нет воды? (пустыня).

- Молодцы! А сегодня мы поговорим о том, как появились некоторые вещи и как они совершенствовались человеком. Проходите, садитесь на свои места (напомнить про осанку и т.д.).

- Ребята, посмотрите на красиво накрытый стол. Так накрывают стол, когда в дом приходят гости. А сегодня нашими гостями и будут – стол, стул, скатерть и самовар. А пришли они к нам, чтобы узнать, что вы знаете о них. Расскажите (ответы детей).

- Хорошо! Много вы о них знаете: и какие они, и как ими пользуются. А вот знаете ли вы как они появились среди людей? Нет? Ну, тогда слушайте.

  1. История стула. Ребята, вам удобно сидеть? А на чём вы сидите? (на стульях). Тогда первая история о стуле. Но сначала мы его рассмотрим. Какие основные части есть у стула? (дети называют). Для чего люди придумали стул? (чтобы сидеть). Стул такая привычная мебель в каждом доме. Но люди стали использовать стул не очень давно. А что же было до этого? Неужели люди не сидели? Конечно, сидели, только не стульях и не на таких как у нас сейчас.

- Как вы думаете, на чём сидели люди в древности? (ответы детей).

- Правильно, в давние времена можно было посидеть на камне, на пенёчке, просто на земле. Затем человек придумал лавку и табуретку (свой рассказ сопровождаю показом картинок, сразу выстраивая последовательность развития труда).

- Чем отличается табуретка от стула?

- Чем отличается лавка от стула?

- Считается, что первый стул – сиденье и спинка изобрели в Древнем Египте (показать страну на карте). А выглядел этот стул так (картинку). И расскажет нам о нём Оксана Елякина.

- К табуретке приделали спинку и подлокотники. Сначала над этим все смеялись, но фараону (королю), который управлял Египтом, такой стул очень понравился. И его назвали трон. С тех пор все цари сидели на тронах, а все люди вокруг стояли.

- Молодец, Оксана!

Прошли века и стул стал меняться. Люди хотели иметь удобные стулья. И они придумали вот такой стул (картинка). А расскажет о нём Катя Стяжкина.

- В городе Вена мастер придумал делать из гнутого дерева. Такие стулья были удобными и дешёвыми. Мастер открыл большую фабрику, где делали стулья.

- Молодец, Катя!

И вот уже вся Европа, а за ней и Америка и даже Россия уселись на венские стулья (показ стран на карте). Но все, же это были ещё не те стулья, на которых мы сидим сейчас. А чтобы он стал удобным как сейчас,  повлияли наблюдения врачей. Они решили, что сиденье нужно наклонить немного внутрь и чуть опустить. А спинку стула, где у человека изгибается позвоночник, выгнуть. На таком стуле стало сидеть удобно. Сегодня люди делают разные стулья: взрослые и детские. Чем они отличаются? (ответы детей). А ещё для отдыха дома (картинки кресла) и работы (офисное кресло). Для залов: в кино, театре, стадионах; для отдыха на свежем воздухе. Вот видите как менялся, совершенствовался стул. Посмотрите, каким он был и какой стал сейчас, благодаря деятельности человека, его работе. А теперь мы поиграем в игру «Что изменилось?»

- Молодцы! Очень внимательные. А теперь я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать стул будущего. Молодцы!

Физ. минутка.

- Садитесь. А следующая история будет о предмете, который вы узнаете из загадки:

Четыре братца
Под одной крышей живут!
Что это? (стол)

Правильно. А знаете ли вы, что стол – самая древняя мебель. Об этом говорит его простота: прямоугольная доска да четыре ножки. Древние люди ведь не делали сложные вещи. И сейчас нас стол служит в таком же виде. С годами меняется форма его столешницы, высота, да количество ножек. Есть столы на трёх ножках, и на одной. Бывают высокие и низкие. Без стола люди как без рук. Чем бы мы не занимались, для всего нужны столы. И для каждого дела свои столы. Вспомните и расскажите, какие столы есть у вас дома? Как они называются? И опишите их (ответы детей).

- Хорошо. Молодцы! Видите, какие разные есть столы. Главное в столе, чтобы было удобно расставлено всё необходимое для дела, чтобы было удобно делать само дело.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили? Что интересного вы узнали?

А с остальными «гостями» мы познакомимся в следующий раз. Я расскажу вам историю скатерти и самовара.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования детский сад с. Донское

Конспект НОД по рисованию «Птичка на ветке» (старшая группа).

Цель:

- расширять и закреплять обобщенные представления детей о зимующих и перелетных птицах, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц;

- формировать у детей умение рисовать птичку, передавая форму частей тела, красивое оперение; упражнять в рисовании восковыми карандашами;

- учить детей делать набросок простым карандашом;

-развивать образное восприятие, воображение;

- уметь передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.

Оборудование и материалы: альбомные листы А4, восковые карандаши, простые карандаши, мольберт, три конверта разных цветов, картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, схема рисования птицы.

Ход занятия:

1 часть Приветствие. (дети стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня замечательно утро! А утро- это начало дня. Давайте поприветствуем друг друга!

«Доброе утро»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

(Дети садятся на стульчики)

2 часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:

- Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала,

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это (Ю. Светлова). ( дети дают ответ: птицы)

Воспитатель: Ребята, я не зря загадала вам такую загадку. Сегодня, придя рано утром в группу, я обнаружила большой конверт. Этот конверт нам прислали ребята из другого детского сада- ребята из младшей группы. В нём очень много карточек. Вот они. (Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением перелётных и зимующих птиц).

Воспитатель: Ребята, кто изображён на этих карточках? (ответ детей- птицы)

Воспитатель: Молодцы! Действительно, на карточках изображены разные птицы. Ребята, какое сейчас время года? ( ответ детей: осень). Какие приметы осени вы знаете? (дети перечисляют приметы осени и одна из них - птицы улетают в тёплые страны). Как называются птицы, которые улетают в жаркие страны? Почему они улетают? Каких перелётных птиц вы знаете?

Воспитатель: Ребята, а какое время года наступит после осени? ( ответ детей : зима). Скажите, пожалуйста, как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать? Перечислите зимующих птиц, которых вы знаете или видели в городе?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь рассмотрите внимательно картинки и скажите мне, какие вы видите сходства и различия между этими птицами. (сходство- есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв; различие- цвет оперения).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в птичек и немного полетать!

3 часть. Физкультминутка «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)

4 часть. Рисование.

Конспект занятия по рисованию «Птичка на ветке» (старшая группа)

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся снова в детей и займём свои места.

Дети рассаживаются за столы на свои места.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорили о птицах- почему одних птиц называют перелётными, а других зимующими; из каких частей состоит тело птички. Скажите, пожалуйста, кого же мы с вами сегодня будем рисовать? (ответ детей- птичку)

Воспитатель: Но сначала сделаем набросок простым карандашом. На какие геометрические фигуры похожи части тела птички? (туловище –овал, голова- круг, крыло и клюв - треугольник, хвост – прямоугольник). Найдите центр вашего альбомного листа и нарисуйте овал. Это туловище. Потом пририсовываем круг – это голова. Рисуем крыло. Оно похоже на треугольник. И не забудьте нарисовать хвост. Наша птичка сидит на веточке, поэтому рисуем лапки и веточку. Замечательные наброски у вас получились. Ну а теперь раскрасим наших птичек восковыми карандашами. Подумайте, кто какую птичку хочет нарисовать. Наша птичка похожа на нескольких птиц- и на синичку, и на снегиря, и на воробья, поэтому предлагаю раскрасить ваших птичек по-разному. Подсказка для вас на мольберте- карточки с изображением разных птичек. (в процессе рисования воспитатель помогает детям)

5 часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные птички у вас получились! И синичка, и снегирь, и дятел, и воробей! А что же общего у наших птичек? (ответ детей -туловище, голова хвост, крылья, клюв). А чем отличаются друг от друга наши птички? (ответ детей – цвет перьев).

Воспитатель с детьми оформляют выставку рисунков для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное  развитие+речевое развитие )...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему : « Будем в армии служить»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литератур...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...