Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию (экологическое воспитание) Тема: "Как поссорились март и февраль".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каменская Любовь Николаевна

 Программное содержание:

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы.

Задачи:

Образовательные:

Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков.

Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи).

Развивающие:

Активизировать эмоционально-образный словарь детей новыми словами народными названиями. Развивать творческое мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному календарю. Воспитывать интерес и любовь к природе. Формировать нравственные понятия доброты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной группе

по познавательному развитию (экологическое воспитание)

Тема: "Как поссорились март и февраль".

                                                       

                                                              Воспитатель: Каменская Любовь Николаевна.

 Программное содержание:

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы.

Задачи:

Образовательные:

Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков.

Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи).

Развивающие:

Активизировать эмоционально-образный словарь детей новыми словами народными названиями. Развивать творческое мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному календарю. Воспитывать интерес и любовь к природе. Формировать нравственные понятия доброты, радости, взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа:

Беседа о смене дня и ночи. Наблюдение за изменениями в природе, поиск подтверждений известных народных примет о марте. Наблюдение за облаками и игра «На что похоже?». Просмотр видео материалов «Как поссорились времена года» https://youtu.be/AgOhHn5jlEE.

Беседа «Смена дня и ночи». Чтение стихов, пословиц, поговорок о марте.

Материал и оборудование:

Картинки подсказки на слова «капельник», «протальник»,  просмотр видеоролика «Весенние ручейки» https://youtu.be/Gya6ydWdhIw

Для игры «На что похоже?» - нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы. Пособие «Модель увеличения светового дня».

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Загадка о весне.
  3. Мотивация. Просмотр презентации.
  4. Приметы весны.
  5. Беседа по моделям: «Капельник», «Протальник»
  6. Творческое задание: «Изготовление макета- протальник»
  7. Просмотр видео: «Весенний ручей»  https://youtu.be/Gya6ydWdhIw
  8. Физминутка.
  9. День Равноденствия (Показ и демонстрация схемы «День и Ночь»)
  10. Кучевые облака. Дидактическая игра «На что похоже?»
  11. Март проснулся.
  12. Анализ.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Предлагаю детям отгадать загадку:

Тает снежок,

Зеленеет лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

(На экране мультимедиа появляется слайд № 1)

Педагог:

Действительно, все это бывает весной. Вы рады приходу весны? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, внимание на экран.

(на экране появляется слайд № 2,3,4,5)

Педагог:  Ребята, что же делать? Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось! Неужели опять холода? Нужно скорее выручать Март, а то весна никогда не наступит. Чем же мы можем ему помочь? (варианты ответов детей)

Ребята, мы обязательно поможем  Марту. Докажем, что пришло его время.

Справимся?

Педагог: Давайте вспомним признаки весны. (Дети отвечают полным предложением.)

Солнце греет теплее, день становится длиннее, тает снег, появляются проталины, побежали ручейки, на деревьях распускаются почки,  на проталинах зацветают первоцветы, прилетают птицы с теплых стран, просыпаются медведи.

Педагог: Молодцы! Сколько много примет весны вы знаете.

Ребята, а хотите узнать, как в старину  народ называл март.

И   картинки-подсказки, помогут нам познакомиться с этими названиями.

Проводится беседа по моделям.

      «Капельник»

Вопросы к детям:

Как вы думаете, ребята, что здесь нарисовано?

Откуда капают капельки весной? Какое явление изображено на картинке?

Что нужно, чтобы началась капель?

Какое название марта, связанное с капелью, придумал народ? «Капельник»

Педагог: Все верно, март - капельник. Давайте, нашу модель с капелью поместим на магнитную доску.

(Модель с капелью помещает на панно.)

       «Протальник»

Вопросы к детям:

Как вы думаете, что изображено на этой модели?

Как  получаются  проталинки?

Как можно назвать март, глядя на эту картинку? (Ответы детей)

«Протальник»

Что вам подсказало такое название?

Вы уже видели проталинки на улице?

Действительно, солнышко нагревает снег на пригорках, и он начинает протаивать, и  на этих местах, получаются проталинки. Вот и еще одно название марта.

Март – «Протальник»

(Помещает модель – проталинки на магнитную доску.)

3. Творческое задание.

Педагог. Я предлагаю вам, создать макет «Протальник».

(дети подходят к столу и создают макет)

Педагог: А сейчас приглашаю вас посмотреть видео.

Показ видео  https://youtu.be/Gya6ydWdhIw

Ребята, о чем этот видеоролик? (Ответы детей)

Конечно ребята, в марте появляются первые ручейки?

А ручейки можно  не только увидеть, но и услышать.

Обратите внимание, что мы слышим?  (Ответы детей)

Правильно, ручей журчит.

Ручейки – то есть, а вот названия, похожего на ручейки, нет. Давайте сами придумаем такое название! 

Ответы Детей («Журчальник», «Ручейник»)

Ребята размещают схему ручейка на магнитную доску.

4.Физминутка:  (Дети выполняют движения под музыку)

Педагог. Ребята! В марте есть еще один особенный день.

Этот день 21 марта, называется он – День равноденствия.

Посмотрите, как он выглядит.

(Пособие «модель увеличения светового дня»: круг разделен на две равные половинки – черная и белая.)

Чем похожи половинки круга? (Размером, они одинаковые).

Чем они отличаются? (Цветом, одна – черная, другая – белая.)

Черной половинкой я обозначила ночь.

Что обозначает белая половинка? (День).

На самом деле эти две половинки одинаковые.

Значит, в тот день, о котором я говорю,  день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случается 21 марта, это день весеннего равноденствия.

С этого числа день будет прибывать, а ночь убывать, становиться короче.

Посмотрите, как это будет (демонстрация модели)

Вопросы детям:

Как называется день 21 марта? (Ответы детей)

Что происходит после 21 марта?

Какие дни теперь будут у нас? (Ответы детей: Длинные)

А ночи? (Ответы детей: Короткие)

Педагог:

(Дидактическая игра «На что похоже?)

А теперь мы с вами поиграем в игру «На что похоже?»

Оказывается, именно в марте очень много облаков, которые имеют научное название «Кучевые облака».  И это тоже одна из примет марта. И если приглядеться и пофантазировать, то можно увидеть много интересного на мартовском небе.

Посмотрите, сколько облаков на небе, какие они пушистые, белые.

На что похожи облака?

Педагог: Вот и проснулся наш Март. Мы столько много про него рассказали.

На экране появляется  Март: «Спасибо ребята, вы меня разбудили»

Анализ:

Что нового мы узнали сегодня? Чему удивились?

Ребята мне так понравилось, как вы сегодня занимались. Вспомнили приметы марта, его народные названия. Давайте вспомним их еще раз.

Дети перечисляют: «Капельник», «Протальник», «Журчальник», Кучевые облака, День Равноденствия.

У нас с вами получился замечательный макет, кто помнит, как он называется «Протальник».

Что вам понравилось? Кому мы помогали? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ

ОД по познавательному развитию (экологическое воспитание)

Тема: "Как поссорились март и февраль".

                                                                              Дата: 10.03.2023г.

                                                                                            Группа: подготовительная

                                                                                  Начало занятия: 9.00

                                                                                        Окончание занятия: 9.30

                                                                                               Воспитатель: Каменская Л.Н.

ОД проводилась с детьми подготовительной  группы. Заранее подготовлено оборудование, демонстрационный и раздаточный материал. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные особенности детей подготовительной группы.

Мною была поставлена цель и задачи:

Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы.

Задачи:

Образовательные:

- Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков.

- Познакомить детей с понятием «день весеннего равноденствия» (21 марта день равен ночи).

Развивающие:

- Активизировать эмоционально-образный словарь детей новыми словами народными названиями.

- Развивать творческое мышление, память.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к народному календарю.

- Воспитывать интерес и любовь к природе.

- Формировать нравственные понятия доброты, радости, взаимопонимания, доброжелательности.

Обогащение словаря: «Капельник», «Протальник», «Кучевые облака», «Журчальник», «День Равноденствия».

В ходе деятельности прослеживалось соблюдение правил охраны жизни и здоровья детей, техники безопасности.

          ОД сочетает в себе образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

На протяжении всего занятия обучение было построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Видео презентация с диалогом Марта и Февраля, помощь Марту. Всё это мотивировало детей и сохраняло интерес на протяжении всего времени.

        Мною соблюдена структура занятия:

- организационный момент, в котором присутствовало художественное слово (загадка),  элемент сюрпризности (презентация). Перед детьми поставлена проблема (помочь Марту – разбудить его). На протяжении всего занятия прослеживается мотивация.

- основная часть занятия. Дети с помощью картинок-подсказок знакомились с названиями марта, которые в старину придумывал народ «Капельник», «Протальник». Так же в ходе деятельности, использован приём словотворчества, где дети смогли сами дать название месяцу Марту «Журчальник», «Ручейник». Ребята познакомились, ещё с одной особенностью месяца марта - «Денём Равноденствия», и таким явлением, как «Кучевые облака». 

- в заключительной части задача поставленная в начале занятия была решена. Дети помогли  Марту месяцу проснуться. (Март поблагодарил ребят)  И в заключении  был проведён анализ занятия.  В качестве поощрения ребята получили тематические книжки- раскраски.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой. На протяжении всего занятия старалась активизировать речевую и познавательную активность детей.

В ходе ОД использовала следующие методы и приёмы;

Словесный: художественное слово (загадка), вопросы, беседа, напоминание, объяснение, пояснение, одобрение, похвала.

Наглядный: показ способа действий, рассматривание картинок - схем

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, создание макета, манипуляция со схемой «День Равноденствия»

На занятии использовала индивидуальный подход, старалась помочь каждому ребёнку, испытывающему трудности при выполнении практического задания. Так как дети впервые столкнулись с новыми словами,   то приходилось напоминать, или задавать наводящие вопросы. Стимулировала ребят в виде одобрения и похвалы.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, были заинтересованы, внимательны, организованы. Считаю, что поставленные задачи выполнены полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тает снежок, зеленеет лужок, День пребывает, когда это бывает?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей Познавательное развитие (ФЭМП) на тему: «В гости к нам пришли матрешки».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», « Художественно-эстетическое развитие»Виды деятельности: игровая, коммуни...

Конспект открытого занятия ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) Тема:«Зимующие птицы»

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему ж...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе, познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы».

КонспектНепрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе,познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Раздел: ФЭМП Тема: счет в пределах 5

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Раздел: ФЭМП Тема: счет в пределах 5 ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе, познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы».

Цель:1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.3) Воспитывать в детях ...