Конспект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья Новосибирской области»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создать условия для знакомства детей с деревьями Новосибирской области.
Задачи:
- закрепить понятия хвойный и лиственный лес, хвойные и лиственные деревья;
- познакомить с особенностями хвойных деревьев: ель и сосна, учить выделять их сходства и различия;
- дать понятия ельник, сосняк, сосновый бор;
- учить относить дерево к той или иной разновидности леса;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._derevya_novosibirskoy_oblasti.docx | 741.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Деревья Новосибирской области»
Цель: создать условия для знакомства детей с деревьями Новосибирской области.
Задачи:
- закрепить понятия хвойный и лиственный лес, хвойные и лиственные деревья;
- познакомить с особенностями хвойных деревьев: ель и сосна, учить выделять их сходства и различия;
- дать понятия ельник, сосняк, сосновый бор;
- учить относить дерево к той или иной разновидности леса;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Демонстрационный материал: мяч, схема строения лиственных и хвойных деревьев, сравнительные иллюстрации сосны и ели, иллюстрации соснового бора и ельника, фотографии и репродукции лесов НСО в разное время года, карточки с изображением разных деревьев НСО.
Раздаточный материал: восковые мелки, краски, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры, круглые листы бумаги.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Город, в котором мы с вами проживаем? (ответы детей) А кто знает в какой области России находится наш город? (ответы детей) Ребята, а как вы думаете для чего нам с вами важно знать природу, в том числе и деревья родного края? (ответы детей). Каждый человек любит место, где он родился и живет, а знать природу края, где он живет очень важно, чтобы суметь в дальнейшем ее сохранить и приумножить. А знаете ли вы, что 30% всех деревьев в Новосибирской области составляют хвойные деревья? А 53 % - лиственные?
Воспитатель: Почему деревья называют хвойными? Хвойные деревья это какие? (ответы детей) Хвойными деревья называют, когда их листья имеют форму игл – хвоинки. ХвОя – это множество зеленых игл, покрывающих ветки деревьев.
Воспитатель: Какими еще, кроме хвойных, бывают деревья? (ответы детей) Лиственными. Почему они так называются? (ответы детей)
Игра с мячом «Назови дерево»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови дерево». Правила просты: я кидаю вам мяч, а вы называете любое дерево, растущее в нашей области: во дворе детского сада, во дворе вашего дома, или дома вашей бабушки, а после кидаете мяч обратно мне. (вокруг, с целью подсказки, висят иллюстрации деревьев НСО).
Воспитатель: Показывает изображение двух деревьев (лиственного и хвойного): Что общего между этими деревьями? (Ответы детей) У любого дерева есть: корни, ствол, ветви, листья.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться о, каких деревьях нашего края дальше пойдет речь.
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки
И коротки, и колки.
(Ель)
(Ответы детей) На правильный ответ выставляет иллюстрацию и фотографию дерева.
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке –
Ветви только на макушке.
(Сосна)
(Ответы детей) На правильный ответ воспитатель выставляет иллюстрацию и фотографию дерева.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите эти иллюстрации деревьев и их ветвей. Как вы думаете, чем отличается ель от сосны? (ответы детей) Если дети затрудняются, то воспитатель задает вспомогательные вопросы: Какой длины иглы у ели, а у сосны? По сколько иголок на веточке растет у ели? А у сосны? Какие на ощупь иголки у ели, у сосны? Какой формы крона у ели, у сосны? Какие шишки у ели, у сосны? Какого цвета крона у ели, у сосны? Откуда начинают расти ветви у ели, у сосны? У какого дерева крона гуще у ели или у сосны?
Воспитатель: Работа с иллюстрациями соснового бора и ельника соответственно. Посмотрите, здесь изображен лес, где много сосен. Такой лес называется сосняк или сосновый бор. А лес, где растут в основном ели – называется ельник. Повторите эти новые слова (совместное повторение слов: сосняк, ельник). Рассмотрите иллюстрации, чем они отличаются? (Ответы детей)
Сосняк Ельник
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Мы много вспомнили о деревьях нашего края. И я предлагаю поиграть вам в игру. «Каждое дерево в свой лес». На столе справа у нас находится лиственный лес, а на столе слева хвойный лес. Вы берете карточку одну с хвойным деревом, другую с лиственным. Называете его, если вы затрудняетесь, то мы с ребятами вам поможем, и аргументируете свой выбор. Например: это береза, она лиственное дерево, и я кладу ее справа в лиственный лес, это ель – хвойное дерево, и я кладу ее слева в хвойный лес.
При затруднении выбора вида леса, воспитатель совместно с ребятами помогают.
Воспитатель: Красивы леса Новосибирской области в любое время года! Совместное рассматривание иллюстраций и фотографий лесов НСО. А В какое время года и почему вам, ребята, нравятся наши леса? (ответы детей) Ребята, а как выдумаете, каким образом можно сохранить красоту и цельность наших лесов? (ответы детей) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель наводящими вопросами выводит на правила поведения в лесу: не ломать ветви и не рвать листья, не рубить елочки под новый год домой, а в идеале ставить дома искусственную ель или выращенную в горшке, засыпать снегом молодые деревья, чтобы они лучше перезимовали.
Ребята, только от нас с вами зависит, какой лес будет нас окружать:
Мне по нраву только тот,
Мир лесной, кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет.
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать свой знак в защиту и поддержку леса. Вы можете выбрать любой материал для его изображения. А после мы размести наши знаки на территории нашего сада и около него.
Дети выполняет работу, воспитатель при необходимости помогает.
Рефлексия: Что нового вы узнали о деревьях Новосибирской области? Какие чувства вас охватывают, когда вы посещаете лес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста "Деревья" (2 части)
Данная презентация создана на основе методического пособия «Деревья. Какие они?» /Т.А.Шорыгина/, состоит из 2 частей. Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и об...
Квест- игра для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на участке детского сада»
Обобщить знания детей о деревьях, растущих на территории детского сада, их названиях, особенностях их внешнего вида через поисково-познавательную и двигательную деятельность...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Деревья- наши зеленые друзья».
Программное содержание:Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о деревьях, о пользе их в жизни человекаПоддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;Продолжить работу...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Деревья в осеннем наряде»
Данный материал позволяет формировать навык создания коллективных композиций с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности (рисование ватными палочками); расширя...
Дидактическая игра по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. «Дерево математики»
Добрый день, уважаемые коллеги! После теоретической части предлагаю вам перейти к практической , и более подробно хочу вас познакомить с нашими игровыми пособиями....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Деревья и кустарники"
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Деревья и кустарники"...
Конспект НОД по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста «Деревья-не только украшения Земли»
Цель: закрепление знаний детей о понятии «лес».Задачи:Закрепить знания детей о правильном поведении в лесу.Учить сравнивать два дерева между собой по внешним признакам.Учить детей относить...