Значение ознакомления детей с животными
консультация по окружающему миру
Консультация для родителей "Значение ознакомления детей с животными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_oznakomleniya_detey_s_zhivotnymi.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Значение ознакомления детей с животными"
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.
Работа по охране природы, проводимая в нашей стране, предполагает формирование необходимых биологических, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Уважение ко всему живому, преклонение перед творческой силой природы основная гарантия охраны окружающей нас природной среды.
Истоки высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, лежат в воспитании таких качеств, как доброта, отзывчивость, великодушие, сочувствие. Бережное, внимательное отношение к природе положительная черта, характеризующая степень воспитанности человека.
Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но несмотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой одна из составных частей этой работы предполагает решение ряда воспитательнообразовательных задач, определенных программой. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и разноцветных листьев, поделка игрушек из природного материала, дидактические игры далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.
Мы не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают «ласкают» котенка и пр.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания положительного отношения к объектам природы. От взрослых во многом зависит, чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков ребенка.
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности ребенка, неумению выразить свое отношение. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы мы даём нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки соединяются и совпадают, образуя нравственно-эстетических нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и любви к живым существам.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, созидательной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (собака, птица, кошка, белка и др.), но и незаметным, непривлекательным (лягушка, муравей, ящерица и пр.)
О степени сформированности у детей глубоких, гуманных чувств к четвероногим друзьям можно судить, принимая во внимание следующее:
интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
знание и выполнение правил обращения с живым существом; осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним; эмоциональность восприятия и общения с животным.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней.
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. Под любовью к природе подразумевают не только пассивное, созерцательное отношение (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидательное (выращивать, защищать, охранять).
В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.
Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа («Это деревья, цветы, лес, звери, птицы...», «Это все, что растет...», «Это кусты, трава, животные...»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется.
Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты (солнце, небо, камни/землю и др.). Для детей 67 лет характерны три уровня отношения к природе: а) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов («все в природе интересное, красивое»); б) вызванное утилитарной оценкой («природа нам все дает, чтобы есть», «в лесу много грибов и ягод»,
«корова дает молоко»); в) обусловленное нравственно-эстетической оценкой («природа нам помогает жить, поэтому ее нужно беречь»),
В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане, что становится доминирующим в формировании детского отношения; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т. п.).
Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, т. е. пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно».
Для дошкольников это тоже область активного отношения, требующего усилия воли, настойчивости, преодоления эгоизма. Родители должны использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот на. прогулке дети увидели ежа. И мы, прежде чем взять животное в детский сад, обсуждаем с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога приходят к выводу: не стоит брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут...»). Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания взрослого. Мы анализируем, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого... Надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснять, почему так нельзя делать.
Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Мы следим за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоциональноположительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу мы планируем следующее:
ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.; раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Проводятся консультации, беседы, посещаем семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время года; давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;
повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение ознакомления детей с животными
консультация для воспитателей младшей группы...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Консультация " Значение ознакомления детей с животными."
Расширять знания родителей о степени сформированности у детей гуманных чувств к четвероногим друзьям....
Методическая разработка. Консультация для родителей: «Значение ознакомления детей с животными». «НАШИ СПУТНИКИ И ДРУЗЬЯ»
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта...