Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Бабочка-капустница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баулина Мария Артушевна

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: познакомить детей с общими признаками насекомых, одним из представителей насекомых – бабочкой – капустницей, расширяя их представление об особенностях ее внешнего вида, жизненных проявлениях; жизненных проявлениях; развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу; воспитывать уважение и бережное отношение к бабочкам.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «имеющий первичные представлении о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Материал: костюм бабочки, картинки с изображением бабочек – капустницы, лимонника, адмирала; жизненного цикла капустницы: бабочка: яйцо – гусеница – куколка – бабочка (взрослая стадия); сетка для подвижной игры.

Предварительная работа: беседы о бабочках, рассматривание наборов открыток «бабочки», рисование бабочек на занятиях по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бабочка капустница

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: познакомить детей с общими признаками насекомых, одним из представителей насекомых – бабочкой – капустницей, расширяя их представление об особенностях ее внешнего вида, жизненных проявлениях; жизненных проявлениях; развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу; воспитывать уважение и бережное отношение к бабочкам.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «имеющий первичные представлении о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Материал: костюм бабочки, картинки с изображением бабочек – капустницы, лимонника, адмирала; жизненного цикла капустницы: бабочка: яйцо – гусеница – куколка – бабочка (взрослая стадия); сетка для подвижной игры.

Предварительная работа: беседы о бабочках, рассматривание наборов открыток «бабочки», рисование бабочек на занятиях по рисованию.

Ход занятия: воспитатель читает письмо от Дядюшки Ау: «здравствуйте, друзья! Приходите сегодня на станцию «Цветочная мозаика». Там вас ждет моя хорошая знакомая».

Дети собираются, выходят на экологическую тропу, делают остановку на станции, но не встречают там никого. Воспитатель предлагает детям полюбоваться цветущей черемухой, понюхать аромат ее цветов. Неожиданно к ним прилетает бабочка (девочка в костюме бабочки)

Бабочка: Здравствуйте, ребята! Меня к вам послал Дядюшка Ау. Вы меня узнали? Кто я?

Дети: бабочка

Бабочка: Да! Я – бабочка, а зовут меня Капустница. После холодной зимы я одна из первых вылетаю из своего укрытия, следом за мной просыпаются мои подруги: бабочка-лимонница и бабочка-адмирал. Посмотрите на них

Показывает картинки с изображением бабочек.

Все мы зимуем в укромных местах. Как вы думаете, где мы можем спрятаться?

Дети: на чердаках.

Бабочка: правильно, мы забиваемся в дупла деревьев, под их кору, укрываемся на чердаках, в сараях, а с первым теплом вылетаем на встречу с солнцем. А вы знаете, как я появилась на свет?

Дети: нет

Бабочка: посмотрите вот на эту картинку

Изображение жизненного цикла бабочки.

В середине лета я, как и все бабочки, откладываю желтые ребристые яички округлой формы на листья капусты. Поэтому меня и называют как….?

Дети: капустница.

Бабочка: из этих яичек появляются личинки – это гусеницы. У них длинное тело, много лапок и крепкие челюсти. Гусеницы очень прожорливые, они грызут листья и стебли растений и за это время вырастают в несколько раз. Осенью гусеницы забираются на заборы, на стволы деревьев, на стены домов и сараев. Привязывают себя, чтобы потом не свалиться, прочной шелковой нитью и превращаются в зеленоватых, в крапинку куколок. Это такой кокон продолговатой формы, заостренный на концах. Представьте, что вы куколки, покажите их.

Дети показывают.

И так куколки висят до весны голые, поливаемые дождями, продуваемые метелями. А в апреле пригреет солнышко – и выберутся из куколок молодые бабочки. Запомнили, ребята?

Дети: да

Бабочка: что появляется вначале?

Дети: яички

Бабочка: из них появляются….

Дети: гусеницы.

Бабочка: гусеницы превращаются…

Дети: в куколок.

Бабочка: а уже из куколок?

Дети: бабочки.

Воспитатель: Ребята, а чтобы вам лучше запомнить, давайте поиграем в игру вместе с нашей гостьей – бабочкой-капустницей. Я буду говорить слова: яички, куколка, гусеница, бабочка, а вы будите их изображать. Если я говорю яички, то вы садитесь на корточки, обнимаете колени руками и опускаете голову. Вот такпоказывает – превращаетесь в яички бабочки. Если я говорю гусеницы, то вы изображаете их: как они ползут и все время жуют. Если я говорю куколки, то вы замираете на месте, ноги вместе, руки вдоль туловища опускаете – вот так.Показывает. Ну а когда я скажу бабочки, то что вы делаете?

Дети: летаем

Воспитатель: да,  расправляете крылья и летаете на полянке. Будьте внимательны. Начинаем игру!

Игра повторяется 2-3 раза.

Бабочка: показывает картинку. Ребята, посмотрите на мой портрет и назовите признаки насекомых у бабочек.

Дети: основные части тела – это голова, грудка и брюшко. Есть 6 лапок, на голове – короткие усики и большие глаза, а так же 2 пары крыльев.

Бабочка: а вы знаете, что крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками?

Дети: нет

Бабочка: как вы думаете, почему бабочки разноцветные крылья имеют?

Дети: не знаем

Бабочка: потому что они покрыты чешуйками разного цвета. Если вы внимательно посмотрите на картинку, то увидите, что у меня на голове спирально свернутый хоботок, это рот.когда бабочка пьем нектар, этот хоботок разворачивается, а потом сворачивается. Так, перелетая с цветка на цветок, мы собираем нектар и опыляем растения. Потом из опыленных цветов появляются плоды.

Воспитатель: Видите, ребята, оказывается бабочки- это не только украшение наших лугов и полей, они еще приносят пользу: опыляют растения.

Бабочка: Детки, а кто из вас ловил бабочек? Кто брал их за крылышки? Что у вас осталось на пальчиках?

Дети: пятнышки

Бабочка: это чешуйки с крыльев облетают, когда вы берете их за крылья. В этом месте крыла остается прозрачное пятно без чешуек, и такая бабочка погибает. Как вы думаете, можно ловить бабочек?

Дети: нет

Бабочка: а чтобы вы это лучше запомнили, давайте поиграем еще в одну игру. Сейчас мы все станем бабочками. А воспитатель будет нас ловить. Кого она поймает, на того накинет сеточку, вы сядете под сеточку и будите сидеть под ней тихо и неподвижно.

Все играют на площадке до тех пор, пока все дети не окажутся накрытыми сеткой.

Ну что, вам понравилось сидеть под сеткой без движения?

Дети: нет

Бабочка: а заметили, как стало тихо и скучно вокруг?

Дети: да

Бабочка: вот так и мы, бабочки, страдаем, когда нас ловят и обижают ребята. Я обращаюсь к вам от всех насекомых: не губите нас, берегите нас, любуйтесь красотой бабочек, кружащих над душистыми цветами:

Журчат ручьи в апреле

Ласкает солнце нас.

Мы в гости прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем –

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется, что с нами

Весь свет танцует вальс!

(Т. Шарыгина)

Бабочка: Спасибо вам за добрую встречу; я надеюсь, что такие хорошие ребята никогда не обидят бабочку. А теперь мне пора на работу. Какую работу, ребята?

Дети: опылять растения.

Бабочка: вы не забыли, как меня зовут?

Дети: капустница

Бабочка: а почему меня так зовут?

Дети: откладывает яички на листах капусты.

Бабочка: а как мои личинки называются?

Дети: гусеницы

Бабочка: их можно обижать?

Дети: нет

Бабочка: а почему?

Дети: не будет гусениц, не будет и бабочек

Бабочка: молодцы, ребята! Все запомнили. Полечу к Дядюшке Ау и расскажу ему все про нашу встречу. До свидания!

Улетает.

Воспитатель: ну вот и улетела капустница. Пойдемте сейчас пройдем по всей нашей экологической тропе и поищем подруг нашей бабочки. Понаблюдаем за ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»

Конспект занятия по окружающему миру в      подготовительной группе по теме «Грибы»...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе ” Вулкан в стакане”

Опытно- эксперементальная деятельность в подготовительной группе " Вулкан в стакане   "...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»

В конспекте рассказывается о  богатстве и разнообразии растительного мира нашей страны. Об удивительных растениях, которые можно встретить на ее территории. Но не о тех цветах, которые выращивает...