Экологический проект "Посадили огород" (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)

 

Тип проекта: (краткосрочный) исследовательско - познавательный, творческий.

Актуальность проекта

       Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Посадили огород»https://i.pinimg.com/736x/c8/c0/9c/c8c09c70f219f5ff3b2350bb7672479a.jpg

 средняя группа

Тип проекта: (краткосрочный) исследовательско - познавательный, творческий.

Срок реализации проекта - 2 недели с 06.03.2023 по 20.03.2023.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно - исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

Развивающие: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

 Предполагаемый результат проекта:

 - Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

 - Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

 - Опытным путем, дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

 - Дети научаться вести наблюдения.

Методы и приёмы: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Актуальность проекта

       Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- определение темы;

- выявить цели и определить задачи;

- подбо материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);

- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;

- подготовка семян.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох ,петрушка ,укроп ,чеснок, фасоль, баклажан, редис);

- посадка: лук (коллективно), салат, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;

- посев: цветочных семян;

- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка, полив, рыхление;

- оформление огорода на окне;

- установка дежурства по уходу;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- ведение дневника наблюдения;

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.

Работа с родителями

- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

- помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;

- памятка для родителей «Лук от всех недуг».

3. Заключительный

 Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- оформление таблицы наблюдений;

- презентация проекта «Огород на окне».

Технологическая карта проекта:

Образовательная деятельность

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально - коммуникативное развитие

Игровой, познавательный, коммуникационный

Настольно - дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи - фрукты», «Третий лишний», «Сад-огород», лото, домино.
Сюжетно
- ролевая игра «Магазин»
Труд: полив и рыхление растений.

Познавательное развитие

Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный.

Рассматривание семян, иллюстраций

Опыт «На свету и в темноте»
Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Речевое развитие

Коммуникационный

Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
просмотр мультфильма Дж. Родари «Чиполлино»
Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».

Художественное – эстетическое развитие

Творческий

Раскрашивание картинок 
Рисование «Загадки с грядки»
Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи».
Аппликация: «Овощи на тарелке», «На зеленой кочке выросли цветочки».
Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»

Физическое развитие

Двигательный

П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».

Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»

 

Практическая часть

Разбивка огорода на подоконнике. 

Подготовка лоточков, наполнение их землей. Рассматривание семян, обращение внимания на то, что не все семена одинаковые. После посадки семян в землю полив земли водой. Оформление подоконника картинками, атрибутами, игрушками в соответствии с темой проекта. Посмотр познавательного мультфильма «Что растет в огороде?»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Посадила в огороде

Анна Максакова-Нуднова

Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

Посадила в огород,
Как-то в именины,
Разный овощ. Пусть растет.
Будут витамины!
Хороша была погода!
Солнышко, дожди..
Коль расщедрилась природа-
Урожая жди!
Вот затеяла салат
Сделать, витаминный.
Угощу - ка я ребят.
Выхожу..-Картина!
Два мальчишки-сорванцы
(Братики по крови)
Помидоры, огурцы
И пучки моркови...
Все скормили! Ну, народ!
И кому же? -Кошкам!
Перерыт весь огород..
Лишь, цела картошка!

«А у нас в саду порядок»,

Т. Казырина

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка, и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни.

 

«Что растет на огороде»

О. Емельянова

Мы видали в магазине
Много овощей в корзине,
Только все они не тут,
А на грядочке растут.
Грядка та на огороде.
Это что-то клумбы вроде,
Ведь по ней нельзя ходить
И растениям вредить!

Там, на клумбе, то есть грядке,
В строгом все растет порядке.
И порядок тот таков,
Что не терпит сорняков.
И без них, поверьте, братцы,
Трудно что где разобраться.
Вроде здесь морковь была,
Дернул, а она - свекла.
Только бы была охота -
Различим мы их в два счета.
У морковки рыжий цвет,
У свеклы такого нет -
В сарафан она одета
Фиолетового цвета.
А картофель с малых лет
В плащ коричневый одет.
Не похож он даже близко
На румяную редиску,
Но уж коль не "над", а "под" -
Все равно он корнеплод.
Над землей жить веселее,
Там чем выше, тем теплее,
И заплелся, если б мог,
Прямо на небо горох.
Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.
Перья лука зеленеют
И от солнышка длиннеют,
С нетерпением он ждет,
Что из лейки дождь пойдет.
Разделяет эти чувства,
В листья кутаясь, капуста.
С ней согласен с давних пор
Краснощекий помидор.

Чем сильнее солнце греет,
Тем быстрее он созреет.
Но огурчик-крокодил
В том его опередил.
Взял и занял спозаранку
Лучшую в кладовке банку,
И теперь ужасно рад,
Что не будет в ней томат.
Их соперничество глупо -
Для засолки и для супа,
Для салата и для щей
Надо много овощей!

Чистоговорки

В огороде рос горох,

 а за речкой гречка.

В огороде у Егора –                                 

Репа, редька, помидоры.

Морковка – на грядке,                                

Пятерка – в тетрадке.

У Егора огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры -

Там на грядке помидоры.

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

В огороде старика,

Репка выросла крепка.

Не вырастишь овощей –

Не сваришь и шей.

 Артем трет на терке морковь.

Физминутка

В огороде, на дорожках – (сделать перед собой круг руками; руки согнуть в локтях,   пальцы вверх   ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях –вперед;)

Растут палочки – (поднимать руки вверх, перебирая  пальцами в воздухе; руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки не напряжены)

С горошком – (указательный и большой палец делают кружочки).

А на грядках – (горизонтально провести рукой движение слева направо)

Низко – (руки по бокам туловища, ровные ладошки обращены к полу, движения сверху вниз )

Низко – то же движение еще ниже

Под листом – округлую руку ладошкой вниз поднять над головой;

Растет – поднять руки вверх, перебирая пальцами в воздухе

Редиска – кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с 4мя другими на каждой руке.

В огороде – руки от себя, указать вниз

За забором – руки вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в   «струнку»

Поспевают – руки в боки, грудь и живот вперед, «напыжиться»

Помидоры – концы пальцев обеих рук соединить, образовать «шарик».

Держатся – сжать кулаки,

За колышки – согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты;

Греются – поднять лицо вверх, под солнце

На солнышке – руки вверх.

 Игра хороводная 

 «Вот такие кочаны»

1.Как на грядке 100 одежек появились без застежек.

 Вот такие кочаны, вот такой величины!

2.Было пусто, стало – густо, поднялась моя капуста!

 Что ж вы, дяди, что ж вы, тети, за капустой не идете?

Огородная хороводная

1.Есть у нас огород, там своя морковь растет

Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай!

2. Есть у нас огород, там зеленый лук растет.

Ты, лучок, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай!

3. . Есть у нас огород, и капуста там  растет.

Ты, капуста, к нам спеши. Ты немного попляши. А потом не зевай и в корзинку полезай!

4. Есть у нас грузовик, он не мал, не велик,

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты, шофер, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай, увози наш урожай!

Небылицы

1.Квадратный спелый помидор забрался на забор.

И увидел, как на грядке овощи играли в прятки.

2.Длинный круглый огурец под листочек свой залез,

А зеленая морковка в борозду скатилась ловко!

3.Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко,

Только Машенька пришла

– Сразу их нашла.

Обучение рассказыванию

Однажды Вова получил от мамы подарок. Он был оранжевого цвета, бока гладкие, он

был твердый, сладкий, вкусный, один конец широкий, а другой острый. Вова сказал,

что   предмет можно сорвать с грядки. Что мама подарила Вове? (морковку).

-Почему Вова так рассказал про морковку?

-он посмотрел, потрогал, попробовал.

мы сегодня расскажем про яблоко. (есть схема – таблица: руки, рот, нос;)

Рассказ «Храбрый мальчик»

(для пересказа)

Три мальчика пошли в огород. Там они собирали огурцы. Вдруг на грядке что-то зашевелилось. Два мальчика испугались и убежали. Они упали, уронили корзинки. Рассыпали огурцы.

 А третий мальчик не испугался. Он спокойно стоял и смотрел, кто же там шевелится? Это

был серый кот.

Логоритмика  

«Сбор урожая»

- Сегодня мы пойдем в огород собирать урожай:

по широкой дорожке – по трое; по узкой –

по двое; по тропинке – по одному.

1.Дети под музыку идут друг за другом. По команде «два» перестраиваются в пары. По команде «три» распределяются по тройкам. По окончании музыки дети останавливаются.

2.Игра «Будь внимателен!» На слово «горох» - дети идут врассыпную; на слово «помидор» - по 4 в круг; на слово «редиска» в круги по двое,

3.Игра-инсценировка «Толстяки и худышки».

Распределить детей на овощи-толстяки и овощи-худышки.

Толстяки – помидоры, капуста, тыква.

Худышки – лук, петрушка, укроп и т.д.

Справа – овощи-толстяки; слева овощи-худышки (худышки втягивают щеки, а толстяки – надувают их).

Встретились толстяки и худышки,  смотрят друг на друга.

Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые - смотрят, подняв и нахмурив брови, морщат губы и  нос;

 «Не такие уж мы толстые!»- сердито отвечают толстяки.

Еще больше удивились худышки: округляют губы, как при произношении «О». «Да вы еще и сердитые!» - поднимают брови.

Еще больше рассердились толстяки и - вытягивают губы трубочкой,   толстушки:

«У-у-у! Мы сердитые - сводят брови.  

Сморщили нос худышки: «Ф-фу!»; морщат нос и произносят шепотом «фу» - не хотим с вами в одном огороде расти!»  -  изображают на лице возмущение, кривят губы;

 Скривили губы и толстяки и толстушки: уголки рта, произнося шепотом: «Пф! Ну и не надо!»

4. Соревнование:

 «Уберем дыни» (собрать все мячи, разбросанные по группе)

5.Пальчиковая игра «Пирожки».

Пирожки мы испечем с разною начинкой    - (соединяют ладони рук, хлопают, потом разъединяют и соединяют);

И с капустой – (большие пальцы соединить);  

И с морковкой – (соединяют указательные пальцы);

С луком (средние) и с картошкой (безымянные).  

Из остатков теста (соединить мизинцы) 

Кренделя мы слепим (соединить указательные пальцы колечком).

6.Игра «Кто быстрее соберет овощи?»

Детям раздают корзины, они по одному овощу берут и несут их к своим корзинам.

7. Игра «Вокруг себя повернись и в овощ превратись»

В: «Вокруг себя повернись и в овощ превратись» (дети поворачиваются вокруг себя и надевают шапочку какого-нибудь овоща).

В: «Гуляют овощи по огороду, себя показывают, на других поглядывают». (Дети фантазируют: капуста кружится, округлив руки; лук шагает, высоко поднимая ноги; редис передвигается мелкой пробежкой и т.д.)

В: «Устали овощи, присели на грядки, отдыхают: лук – эх, капуста – ах, горох – ох, помидор – ух». (Каждый ребенок произносит звукоподражание, которое, с его точки зрения, подходит его овощу.)

В: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись. (дети снимают шапочки). Прогулка наша закончилась, возвращаемся в группу. (уходят неторопливой походкой)

Загадки

Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок

- зелёненький лесок. (Редис)

 

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь
. (Репа)

Маленький, горький луку брат.
Взрастает он в земле, убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

 

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.?
(Горох)

 

В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена. (Тыква)

 

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.  (Морковь)

 

В земле сидит дед,  

во сто шуб одет.

Кто его раздевает,  

тот слёзы проливает.  (Лук)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …(Баклажан)

 

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.  (Огурцы)

 

Сто одежек -

Все без застежек.  (Капуста)

 

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.  

(Картошка)

Пословицы и поговорки

- Золото познаётся в огне, человек — в труде.

- Упустишь время — потеряешь урожай.

- Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
- Дело мастера боится.
- Труд кормит, лень портит.
- Кончил дело — гуляй смело.

- Коню — овёс, а земле — навоз

- Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Рада бы я пряла, 
  Да лень напала. 
- Пришёл сон из семи сёл. 
- Пришла лень из семи деревень.
- Не на то руки достались, чтобы зря болтались.

Ножки, ножки, 
Бегите по дорожке, 
Нарвите горошка 
Полное лукошко! 
Домой принесите, 
Всех угостите. 
Ножки, ножки 
Куда вы бежите? 
В лесок, во борок: 

Грибы-ягоды сбирать, 
К зиме припасать

Игры

П/И «Огурчик»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Д/И ««Собери из частей целое»

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

Д/И «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки.

Д/И «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Д/И «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

П/ И «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Игра М/П «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Д/И «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой совместной деятельности по экологическому воспитанию «Во саду ли, в огороде» (средняя группа)

Конспект игровой совместной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе....

Экологический проект "Чудо - огород" (средняя группа)

Проект по экологическому образованию в средней группе "Чудо огород" (выращивание лука на подоконнике)...

конспект занятия "Сад и огород" (средняя группа)

Конспект занятия  по теме «Огород - сад»средняя группаЦель: Расширять знания и представления детей о саде и огороде, фруктах и овощах.Задачи:1.  Учить детей самостоятельно составлять ко...

Комплекс утренней гимнастики « Во саду ли, в огороде». Средняя группа

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм ...

осенний праздник "Путешествие в страну огородию" средняя группа "Ромашка"

В нашем садике прошли праздники, посвященные дню осени. В группе "Ромашка" я приняла участие в качестве героя (дедушка Виноград). Праздник был ярким, интересным   готовился за...

"Мы идем в огород" средняя группа

Осень, осень, не спешиИ с дождями подожди.Дай еще нам лета,Солнышка и света....

развлечение "Весёлый огород", средняя группа

конспект развлечения для детей средней группы...