Экологический проект "Посадили огород" (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Тип проекта: (краткосрочный) исследовательско - познавательный, творческий.
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект "Посадили огород" | 67.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Посадили огород»
средняя группа
Тип проекта: (краткосрочный) исследовательско - познавательный, творческий.
Срок реализации проекта - 2 недели с 06.03.2023 по 20.03.2023.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно - исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные: формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
Развивающие: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемый результат проекта:
- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
- Опытным путем, дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
- Дети научаться вести наблюдения.
Методы и приёмы: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
- определение темы;
- выявить цели и определить задачи;
- подбо материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
- подготовка семян.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох ,петрушка ,укроп ,чеснок, фасоль, баклажан, редис);
- посадка: лук (коллективно), салат, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;
- посев: цветочных семян;
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка, полив, рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- ведение дневника наблюдения;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.
Работа с родителями
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
- памятка для родителей «Лук от всех недуг».
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов;
- оформление таблицы наблюдений;
- презентация проекта «Огород на окне».
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально - коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | Настольно - дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи - фрукты», «Третий лишний», «Сад-огород», лото, домино. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | Рассматривание семян, иллюстраций Опыт «На свету и в темноте» Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. |
Речевое развитие | Коммуникационный | Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | Раскрашивание картинок |
Физическое развитие | Двигательный | П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
Практическая часть
Разбивка огорода на подоконнике.
Подготовка лоточков, наполнение их землей. Рассматривание семян, обращение внимания на то, что не все семена одинаковые. После посадки семян в землю полив земли водой. Оформление подоконника картинками, атрибутами, игрушками в соответствии с темой проекта. Посмотр познавательного мультфильма «Что растет в огороде?»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Посадила в огороде
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Посадила в огород,
Как-то в именины,
Разный овощ. Пусть растет.
Будут витамины!
Хороша была погода!
Солнышко, дожди..
Коль расщедрилась природа-
Урожая жди!
Вот затеяла салат
Сделать, витаминный.
Угощу - ка я ребят.
Выхожу..-Картина!
Два мальчишки-сорванцы
(Братики по крови)
Помидоры, огурцы
И пучки моркови...
Все скормили! Ну, народ!
И кому же? -Кошкам!
Перерыт весь огород..
Лишь, цела картошка!
«А у нас в саду порядок»,
Т. Казырина
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка, и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни.
«Что растет на огороде»
О. Емельянова
Мы видали в магазине
Много овощей в корзине,
Только все они не тут,
А на грядочке растут.
Грядка та на огороде.
Это что-то клумбы вроде,
Ведь по ней нельзя ходить
И растениям вредить!
Там, на клумбе, то есть грядке,
В строгом все растет порядке.
И порядок тот таков,
Что не терпит сорняков.
И без них, поверьте, братцы,
Трудно что где разобраться.
Вроде здесь морковь была,
Дернул, а она - свекла.
Только бы была охота -
Различим мы их в два счета.
У морковки рыжий цвет,
У свеклы такого нет -
В сарафан она одета
Фиолетового цвета.
А картофель с малых лет
В плащ коричневый одет.
Не похож он даже близко
На румяную редиску,
Но уж коль не "над", а "под" -
Все равно он корнеплод.
Над землей жить веселее,
Там чем выше, тем теплее,
И заплелся, если б мог,
Прямо на небо горох.
Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.
Перья лука зеленеют
И от солнышка длиннеют,
С нетерпением он ждет,
Что из лейки дождь пойдет.
Разделяет эти чувства,
В листья кутаясь, капуста.
С ней согласен с давних пор
Краснощекий помидор.
Чем сильнее солнце греет,
Тем быстрее он созреет.
Но огурчик-крокодил
В том его опередил.
Взял и занял спозаранку
Лучшую в кладовке банку,
И теперь ужасно рад,
Что не будет в ней томат.
Их соперничество глупо -
Для засолки и для супа,
Для салата и для щей
Надо много овощей!
Чистоговорки
В огороде рос горох,
а за речкой гречка.
В огороде у Егора –
Репа, редька, помидоры.
Морковка – на грядке,
Пятерка – в тетрадке.
У Егора огород,
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры -
Там на грядке помидоры.
Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
В огороде старика,
Репка выросла крепка.
Не вырастишь овощей –
Не сваришь и шей.
Артем трет на терке морковь.
Физминутка
В огороде, на дорожках – (сделать перед собой круг руками; руки согнуть в локтях, пальцы вверх ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях –вперед;)
Растут палочки – (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе; руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки не напряжены)
С горошком – (указательный и большой палец делают кружочки).
А на грядках – (горизонтально провести рукой движение слева направо)
Низко – (руки по бокам туловища, ровные ладошки обращены к полу, движения сверху вниз )
Низко – то же движение еще ниже
Под листом – округлую руку ладошкой вниз поднять над головой;
Растет – поднять руки вверх, перебирая пальцами в воздухе
Редиска – кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с 4мя другими на каждой руке.
В огороде – руки от себя, указать вниз
За забором – руки вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в «струнку»
Поспевают – руки в боки, грудь и живот вперед, «напыжиться»
Помидоры – концы пальцев обеих рук соединить, образовать «шарик».
Держатся – сжать кулаки,
За колышки – согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты;
Греются – поднять лицо вверх, под солнце
На солнышке – руки вверх.
Игра хороводная
«Вот такие кочаны»
1.Как на грядке 100 одежек появились без застежек.
Вот такие кочаны, вот такой величины!
2.Было пусто, стало – густо, поднялась моя капуста!
Что ж вы, дяди, что ж вы, тети, за капустой не идете?
Огородная хороводная
1.Есть у нас огород, там своя морковь растет
Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай!
2. Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Ты, лучок, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай!
3. . Есть у нас огород, и капуста там растет.
Ты, капуста, к нам спеши. Ты немного попляши. А потом не зевай и в корзинку полезай!
4. Есть у нас грузовик, он не мал, не велик,
Вот такой ширины, вот такой вышины!
Ты, шофер, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!
Небылицы
1.Квадратный спелый помидор забрался на забор.
И увидел, как на грядке овощи играли в прятки.
2.Длинный круглый огурец под листочек свой залез,
А зеленая морковка в борозду скатилась ловко!
3.Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко,
Только Машенька пришла
– Сразу их нашла.
Обучение рассказыванию
Однажды Вова получил от мамы подарок. Он был оранжевого цвета, бока гладкие, он
был твердый, сладкий, вкусный, один конец широкий, а другой острый. Вова сказал,
что предмет можно сорвать с грядки. Что мама подарила Вове? (морковку).
-Почему Вова так рассказал про морковку?
-он посмотрел, потрогал, попробовал.
мы сегодня расскажем про яблоко. (есть схема – таблица: руки, рот, нос;)
Рассказ «Храбрый мальчик»
(для пересказа)
Три мальчика пошли в огород. Там они собирали огурцы. Вдруг на грядке что-то зашевелилось. Два мальчика испугались и убежали. Они упали, уронили корзинки. Рассыпали огурцы.
А третий мальчик не испугался. Он спокойно стоял и смотрел, кто же там шевелится? Это
был серый кот.
Логоритмика
«Сбор урожая»
- Сегодня мы пойдем в огород собирать урожай:
по широкой дорожке – по трое; по узкой –
по двое; по тропинке – по одному.
1.Дети под музыку идут друг за другом. По команде «два» перестраиваются в пары. По команде «три» распределяются по тройкам. По окончании музыки дети останавливаются.
2.Игра «Будь внимателен!» На слово «горох» - дети идут врассыпную; на слово «помидор» - по 4 в круг; на слово «редиска» в круги по двое,
3.Игра-инсценировка «Толстяки и худышки».
Распределить детей на овощи-толстяки и овощи-худышки.
Толстяки – помидоры, капуста, тыква.
Худышки – лук, петрушка, укроп и т.д.
Справа – овощи-толстяки; слева овощи-худышки (худышки втягивают щеки, а толстяки – надувают их).
Встретились толстяки и худышки, смотрят друг на друга.
Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые - смотрят, подняв и нахмурив брови, морщат губы и нос;
«Не такие уж мы толстые!»- сердито отвечают толстяки.
Еще больше удивились худышки: округляют губы, как при произношении «О». «Да вы еще и сердитые!» - поднимают брови.
Еще больше рассердились толстяки и - вытягивают губы трубочкой, толстушки:
«У-у-у! Мы сердитые - сводят брови.
Сморщили нос худышки: «Ф-фу!»; морщат нос и произносят шепотом «фу» - не хотим с вами в одном огороде расти!» - изображают на лице возмущение, кривят губы;
Скривили губы и толстяки и толстушки: уголки рта, произнося шепотом: «Пф! Ну и не надо!»
4. Соревнование:
«Уберем дыни» (собрать все мячи, разбросанные по группе)
5.Пальчиковая игра «Пирожки».
Пирожки мы испечем с разною начинкой - (соединяют ладони рук, хлопают, потом разъединяют и соединяют);
И с капустой – (большие пальцы соединить);
И с морковкой – (соединяют указательные пальцы);
С луком (средние) и с картошкой (безымянные).
Из остатков теста (соединить мизинцы)
Кренделя мы слепим (соединить указательные пальцы колечком).
6.Игра «Кто быстрее соберет овощи?»
Детям раздают корзины, они по одному овощу берут и несут их к своим корзинам.
7. Игра «Вокруг себя повернись и в овощ превратись»
В: «Вокруг себя повернись и в овощ превратись» (дети поворачиваются вокруг себя и надевают шапочку какого-нибудь овоща).
В: «Гуляют овощи по огороду, себя показывают, на других поглядывают». (Дети фантазируют: капуста кружится, округлив руки; лук шагает, высоко поднимая ноги; редис передвигается мелкой пробежкой и т.д.)
В: «Устали овощи, присели на грядки, отдыхают: лук – эх, капуста – ах, горох – ох, помидор – ух». (Каждый ребенок произносит звукоподражание, которое, с его точки зрения, подходит его овощу.)
В: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись. (дети снимают шапочки). Прогулка наша закончилась, возвращаемся в группу. (уходят неторопливой походкой)
Загадки
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок
- зелёненький лесок. (Редис)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Маленький, горький луку брат.
Взрастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.? (Горох)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В земле сидит дед,
во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
тот слёзы проливает. (Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Пословицы и поговорки
- Золото познаётся в огне, человек — в труде.
- Упустишь время — потеряешь урожай.
- Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
- Дело мастера боится.
- Труд кормит, лень портит.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Коню — овёс, а земле — навоз
- Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Рада бы я пряла,
Да лень напала.
- Пришёл сон из семи сёл.
- Пришла лень из семи деревень.
- Не на то руки достались, чтобы зря болтались.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите.
Ножки, ножки
Куда вы бежите?
В лесок, во борок:
Грибы-ягоды сбирать,
К зиме припасать
Игры
П/И «Огурчик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Д/И ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
Д/И «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки.
Д/И «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
П/ И «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Игра М/П «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой совместной деятельности по экологическому воспитанию «Во саду ли, в огороде» (средняя группа)
Конспект игровой совместной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе....
Экологический проект "Чудо - огород" (средняя группа)
Проект по экологическому образованию в средней группе "Чудо огород" (выращивание лука на подоконнике)...
конспект занятия "Сад и огород" (средняя группа)
Конспект занятия по теме «Огород - сад»средняя группаЦель: Расширять знания и представления детей о саде и огороде, фруктах и овощах.Задачи:1. Учить детей самостоятельно составлять ко...
Комплекс утренней гимнастики « Во саду ли, в огороде». Средняя группа
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм ...
осенний праздник "Путешествие в страну огородию" средняя группа "Ромашка"
В нашем садике прошли праздники, посвященные дню осени. В группе "Ромашка" я приняла участие в качестве героя (дедушка Виноград). Праздник был ярким, интересным готовился за...
"Мы идем в огород" средняя группа
Осень, осень, не спешиИ с дождями подожди.Дай еще нам лета,Солнышка и света....
развлечение "Весёлый огород", средняя группа
конспект развлечения для детей средней группы...