конспект занятия в старшей группе по экспериментированию на тему "воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Людмила Николаевна

НОД "Исследователи вздуха" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности на тему: Воздух 

Воспитатель :Павлова Л.Н.

Конспект НОД в старшей группе

 «  Исследователи воздуха»

 

     

Цель: формирование представления о свойствах воздуха, путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

– уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

Развивающая:

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.

– развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.

Предварительная работа:

Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.

Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки 3 шт; таз с водой; резиновые игрушки и пластмассовые по 3 шт; баночки с апельсином и чесноком по 1 шт; трубочки по количеству детей; игрушка желеобразного материала «Слайм»

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

 

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  я обнаружила вот эту шкатулку. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (осматриваю ее, переворачивая трясу и обнаруживаю загадку)

Воспитатель: Ребята, здесь какая то загадка! (читаю)

 

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

 

Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи. Кто такие исследователи? Где они работают? (Они работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем лаборатория. Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие ?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты . Для этого, закройте глазки, а я произнесу заклинание:

 

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

 

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

Эксперимент № 1 

Воспитатель: Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Для этого, мне нужны три  участника .  Даю пустые пакеты каждому участнику. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают).

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите:- Что внутри пакета? (воздух).

-Какого цвета воздух? (бесцветный).

Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета.

По другому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый,  чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.)

 

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг). А как вы думаете, тонут ли эти предметы в воде? Что бы это проверить, мне нужны еще три участника.

Эксперимент № 2: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.

Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Далее дети погружают не надувные предметы и так же наблюдают за происходящим. Делают вывод.

Вывод: Воздух легче воды! Поэтому предметы в которых есть воздух не тонут. Но! Будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (он может утонуть).

 

Эксперимент № 3 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).

Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).

Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).

Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

 

Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)

Закачалось деревцо,

(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).

Ветерок всё тише, тише,

(замедлять раскачивание)

Деревцо всё ниже, ниже

(приседать, постепенно опуская руки).

 

Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.

 

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей). Как мы можем использовать наш воздух? (приводим примеры: мы можем надуть шарик, мячик, мыльные пузыри)

 

Эксперимент № 4 «ВИДИМ ВОЗДУХ, ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И СЛАЙМА»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам пройти к столам, и провести наш последний эксперимент каждому индивидуально. Перед Вами популярная и все любимая игрушка «Слайм». Что вы обычно любите с ним  делать? (лепить, раздувать). Это я вам и предлагаю.  Подуем в трубочку, опущенную в раскатанный слайм. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: Ребята, что это происходит со слаймом?

Дети: Он надувается?

Воспитатель: Каким образом вы его надули?

Дети: Мы дуем в трубочку. Для этого мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получается надутый пузырь. Таким же образом мы и надуваем шарики, дуем мыльные пузыри

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то мы можем надуть предмет. С помощью трубочки и  слайма мы надули увидели воздух.

 

Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

-воздух окружает нас со всех сторон.

–воздух имеет цвет.

-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

-человек может жить без воздуха.

-ветер – это движение воздуха.

-воздух тяжелее воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наши эксперименты закончены.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны.  Были активны. Молодцы. Предлагаю взять вам слаймы себе. А у меня еще для вас есть не большой подарок. Это надувные шарики

Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся. Скажем спасибо нашим гостям. Скажем им: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  " Знакомство с камнем и мелом"...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Юные ученые"

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  "Юные ученые"...

Конспект занятия в старшей группе. Экспериментирование "Где прячется воздух?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (совместная поисково-исследовательская деятельность)в старшей группе на тему:"Где прячется воздух?"...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

ldquo;Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне ...

Конспект занятия в старшей группе"Экспериментирование- способы очистки воды".

Цель: формирование познавательного интереса   детей к явлениям и объектам  природы.  Совершенствовать  знания детей о значении воды в жизни человека. Учить бережному  от...