Мастер класс для педагогов "Занимательные опыты и эксперименты"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Нестеренко Наталья Васильевна

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Проведение опытов с детьми - это не только увлекательное занятие, но и отличная возможность развить у детей интерес к науке! 

Вот несколько причин, почему полезно проводить опыты с детьми:

Обучение на практике, а не только теоретически. Опыты помогают детям лучше понимать, как работает наука.

Развитие логического и критического мышления. В процессе опытов дети учатся задавать вопросы, делать наблюдения и анализировать результаты, что может помочь им в будущем в учебе и жизни. Стимуляция интереса к науке. Дети видят, как наука может быть применена на практике, и какие интересные вещи можно сделать с помощью опытов, и это стимулирует их к увлечению этой областью.

Развитие социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и лидерство.

Проведение опытов - это совместное время с детьми, которое может помочь укрепить семейные связи и сделать обучение более интересным и веселым.

 

Так что, если вы еще не проводили опыты с вашими детьми, попробуйте начать с простых и интересных экспериментов, как этот, и насладиться процессом обучения вместе со своими детьми! Ведь игра - лучший способ познания окружающего нас мира!

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу начать свое выступление с китайской пословицы:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Проведение опытов с детьми - это не только увлекательное занятие, но и отличная возможность развить у детей интерес к науке!  

Вот несколько причин, почему полезно проводить опыты с детьми:

Обучение на практике, а не только теоретически. Опыты помогают детям лучше понимать, как работает наука.

Развитие логического и критического мышления. В процессе опытов дети учатся задавать вопросы, делать наблюдения и анализировать результаты, что может помочь им в будущем в учебе и жизни.⃣Стимуляция интереса к науке. Дети видят, как наука может быть применена на практике, и какие интересные вещи можно сделать с помощью опытов, и это стимулирует их к увлечению этой областью.

Развитие социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и лидерство.

Проведение опытов - это совместное время с детьми, которое может помочь укрепить семейные связи и сделать обучение более интересным и веселым.

Так что, если вы еще не проводили опыты с вашими детьми, попробуйте начать с простых и интересных экспериментов, как этот, и насладиться процессом обучения вместе со своими детьми! Ведь игра - лучший способ познания окружающего нас мира!

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

1.СВОЙСТВА БУМАГИ

Нам понадобятся:  Распечатанные либо нарисованные шаблоны клумбы и цветов ; Ножницы; Клей; Пульверизатор с водой; Файл.

Шаблон цветочной клумбы помещаем в файл, а на его внешнюю сторону приклеиваем цветы со сложенными лепестками. Можно так же приклеить сложенных бабочек.

Немного орошаем цветы водой из пульверизатора и любуемся, как красиво они распускаются!

Обязательно спросите у детей, почему так может происходить? Какие свойства бумаги мы видим?

 Вывод : Когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают, и бумага увеличивается в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться.

2. ОПЫТ «ПРИРОДНЫЙ ВУЛКАН»

А вы знали, что вулканы есть не только на суше? Предлагаю вместе  создать собственный подводный вулкан и устроить его извержение!

Подводные вулканы расположены на дне морей и океанов и значительно превышают наземные по своим размерам, частоте извержения и мощи! Подводные вулканы создают цунами и землетрясения.

Нам понадобятся: Поднос, Красный краситель или краска, Вода, Прозрачная ваза или любая другая стеклянная ёмкость с широким горлом, Аптечный пузырёк на 50-100 мл.,Нить, Воронка,  Ложка, Лимонная кислота, Сода.

Порядок действий:

Наливаем в прозрачную ёмкость теплую воду, добавляем 2 ст.л. лимонной кислоты и хорошо перемешиваем.

В аптечный пузырёк с помощью воронки засыпаем 2 ст. ложки соды и добавляем краситель. Привязываем нитку к горлышку и придерживая за нее, быстро опускаем пузырек в вазу.

Наблюдаем! Из пузырька начинает вырываться красный столб «лавы», словно из подводного вулкана на дне океана.

Объяснение:

Когда вода с лимонной кислотой из вазы попадает внутрь пузырька с содой, начинается бурление, напоминающее вулкан. Это реакция нейтрализации, в результате которой образуется углекислый газ. Цветная лава с пузырями из углекислого газа и струёй цветной воды вырывается наружу.

3. НЕНЬЮТОНОВСКАЯ ЖИДКОСТЬ

 Нам понадобятся: 1 или 2 пачки крахмала (подойдет любой, картофельный или кукурузный), Вода, Ложка, стакан и картофелемялка, Краситель (по желанию)

Порядок действий:

Высыпаем крахмал в емкость, вливаем в него воду и аккуратно перемешиваем. Добавляем воду в крахмал небольшими порциями до консистенции сметаны. Ориентируемся на разведение крахмала и воды в пропорции 1/1, но, возможно, понадобится меньший объем воды.

По желанию можно подкрасить жидкость.

Все готово для увлекательных игр!

Покачаем емкость со смесью, чтобы увидеть, что она жидкая. Затем постучим по ней ложкой, наблюдая как смесь приобретает свойства твердого тела! При этом, если просто положить ложку на ее поверхность, то она утонет👍

Можно также стучать по ней пальцами, окунать их в жидкость, лепить комочки, которые после завораживающе растекаются в руках Можно помещать такие комочки и на поверхность стакана

Игры с картофелемялкой тоже будут выглядеть эффектно

Объяснение:

Если ударить или сжать неньютоновскую жидкость, то она начинает вести себя как твердое вещество. Молекулы крахмала выстраиваются ближе друг к другу, как бы «задерживая» воду внутри. Если жидкость находится в спокойном состоянии, то молекулы воды вновь заполняют пространство между молекулами крахмала, и смесь ведет себя как жидкое вещество.

4.ЦВЕТ НЕБА  В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

В солнечный день мы обычно наблюдаем голубое небо с белыми облаками и ярким светло-желтым солнцем, а вот на закате небо становятся оранжевыми, а Солнце - красным!

Почему же оно меняет свой цвет? Давайте проведём опыт, устроив закат в стакане молока, и узнаем, что же происходит!

Нам понадобятся: Стакан с водой, Молоко либо мыло, Фонарик.

Порядок действий:

Добавляем в емкость с холодной водой 2 ст. ложки молока, чтобы она стала замутненной. Вместо молока можно сделать мыльную воду, используя кусковое мыло.

Выключаем свет и закрываем шторы, создавая полную темноту, как в космосе. Берём фонарик и подсвечиваем нашу емкость с водой сверху. Вода приобретает голубой цвет, как и небо днём, когда солнце высоко над головой.

 Теперь перемещаем фонарик вниз и подсвечиваем воду в емкости сбоку. Луч, проходящий через стекло и раствор, становится желто-оранжевым, а молоко приобретет розовато-оранжевый. Так мы имитируем перемещение солнца к линии горизонта, когда наблюдаем закат

Объяснение:

Молоко состоит из частичек белка и жира, растворенных в воде. Также как и мыло, в воде оно образует взвесь. Такие растворы в опыте имитируют нашу атмосферу, состоящую из газов и примесей- частичек пыли и других веществ.

Свет, излучаемый Солнцем, кажется нам белым, но на самом деле белый цвет содержит в себе множество цветов, которые мы можем наблюдать в радуге ,Каждый оттенок света состоит из разных длин волн. У красного цвета самые длинные волны, а у синего и фиолетового - самые короткие.

Наш молочный (мыльный) раствор, также как и воздух атмосферы, может по-разному преломлять солнечный свет. Поэтому при вертикальном прохождении света, он нам кажется голубым, так как синие короткие волны рассеивается и придают небу знакомый нам цвет. А в горизонтальном - оранжево-розоватым, так как путь лучей до наших глаз заметно увеличивается, поэтому до поверхности доходят лишь самые длинные световые волны - красные, оранжевые и желтые.

Получается, цвет неба зависит от плотности атмосферы и расстояния, которое световым волнам приходится преодолевать на пути к поверхности планеты. Если бы земная атмосфера была более широкой, мы смотрели бы на небо зеленого цвета. Более короткие волны синего и голубого цветов не достигали бы наших глаз.

Вот такая физика в стакане молока!

5 ЭЛЕКТРИЧЕСТВО БЕЗ ПРОВОДОВ

А вы знали, что электричество может быть не только в проводах? Конечно же да!  Но электричество также может быть и в воздухе! Сегодня мы зажжем лампочку статическим электричеством и поговорим о молнии

Нам понадобятся: Люминесцентная лампа, Мех, шерсть или волосы,  Воздушный шарик.

Порядок действий:

Надуваем воздушный шарик, завязываем его и выключаем свет.

В затемненной комнате трем шариком о мех, а затем сразу подносим его к люминесцентной лампочке. Она загорается на доли секунды и снова гаснет. Мы добыли электричество!

Если саму лампу натереть лоскутом меха или шерсти, она тоже будет слегка мерцать. Также можно потереть лампочку об кота - эффект будет достаточно красивый

Объяснение:

Все предметы, которые окружают нас, состоят из молекул, а молекулы - из атомов. Вокруг ядра вращаются электроны, которые иногда могут перемещаться от своего атома.

Натирая шариком о мех или волосы, часть электронов с меха перемещаются на шарик, и он приобретает статический заряд.Если поднести такой заряженный шарик к лампе, то часть электронов с шарика переместится на нее и заставит вспыхнуть.

Так как люминесцентная лампа потребляет намного меньше электричества по сравнению с обычной лампой накаливания, то даже статического заряда шарика достаточно, чтобы заставить газ внутри нее светиться. Но светить постоянно лампа не может. Статическое электричество - это форма электричества, которое не течет, это «отдыхающее» электричество. То есть оно накапливается во время электризации, но не вырабатывается постоянно. Соответственно, если поднести к нему лампочку, оно сразу разрядится, и лампочка погаснет.
Именно так в грозу получается молния. Перемещаясь, грозовые тучи набирают на себя много электронов из воздуха, и когда заряда накапливается очень много, электроны направляются на облако с противоположным зарядом. Именно в этот момент мы видим молнию!

То есть молния - это электростатический разряд. Он может возникать внутри облака, между двумя облаками или между облаком и землей.

6 МИКРОБЫ

Нам понадобится: Тарелка с чистой водой; Перец чёрный молотый либо корица; Распечатанные шаблоны (можно без них);  Жидкое мыло

Насыпаем в тарелку с водой специю, бросаем картинки микробов. Аккуратно смачиваем пальчик в жидком мыле и прикасаемся к воде по центру тарелки.

Перец с микробами устремляются прочь!!!

Они действительно боятся мыла!

Что происходит на самом деле?

Все дело в том, что мыло и мыльная вода способны разрушать поверхностное натяжение воды. Когда капля мыла касается поверхности воды, оно начинает с ней смешиваться. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там где появляется мыльная вода, поверхностное натяжение уменьшается.

Из-за капельки мыла поверхностное натяжение в центре тарелки уменьшилось, а у стенок осталось прежним, поэтому и притянуло к себе частицы специй и микробы.

А теперь давайте разберёмся, что такое мыло и как оно работает. Секрет мыла в его гибридной структуре.

Мыло состоит из молекул в форме булавки: гидрофильная головка, которая связывается с водой, и гидрофобный хвост, который избегает воды и предпочитает связываться с маслами и жирами.

А вот защитная оболочка бактерий и вирусов как раз состоит из липидной мембраны и белка, который встраивается в здоровую клетку, «заражая» своим ДНК.Так работают коронавирусы, ВИЧ, вирусы геп.В и С, герпес, кишечные и легочные бактерии.

 Когда мы моем руки с мылом и водой, мы окружаем любые микробы на коже молекулами мыла. Гидрофобные хвосты молекул мыла избегают воду и вклиниваются в липидные оболочки микробов. Разрушает их оболочку и убивает. Разрушает химические связи, и грязь не могут прилипнуть к поверхностям.Все микроорганизмы смываются водой.

Так работает ЛЮБОЕ МЫЛО

        

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Уважаемые коллеги! Желаю Вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Опыты и эксперименты в детском саду"

Цель - знакомство родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, содействие активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность....

мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...

Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...

Презентация к мастер- классу на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»

Презентация к мастер- классу  на тему:«Опыты и экспериментыс природными материалами»...

Мастер-класс «Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста»

Данный мастер-класс "Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста" предназначень для педагов детского сада, где представлены элементарные ...