"Соль-помощница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boytsova_konspekt.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
«Соль – помощница»
Воспитатель:
Бойцова Елена Рудольфовна
март, 2021
г. Усолье-Сибирское
Познавательное развитие «Соль – помощница»
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Культурно-смысловой контекст: видеозапись ответного письма с выводами по результатам деятельности, изготовление сувенира для подарка.
Цель: овладение умением определять свойства и значимость соли в процессе практического исследования объекта в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- накапливать представления о применении, видах и свойствах соли;
- развивать умение планировать свою деятельность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- приобретать опыт самостоятельной работы и работы в группе сверстников.
Оборудование и материалы:
- мультимедийный экран, проектор, ноутбук, видеокамера;
- таблицы – маршрут, тарелочки с солью, лупы, сырые куриные яйца, ложки, прозрачные стаканы, влажные и сухие салфетки, тазики с водой, , пипетки, стаканы с водой и чайные ложечки, керамические кружки, губки, стаканчики с готовой цветной солью, ёмкость для декорирования.
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Планируемая деятельность воспитанников |
Мотивационный | Педагог предлагает детям прослушать письмо, пришедшее в детский сад: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишут Вам дети из детского сада № 37 «Солнышко» город Иркутск. Мы совсем недавно узнали, что только в вашем городе добывают поваренную соль, под маркой «Экстра». И решили придумать и подарить вам интересную игру, в которой сможете поэкспериментировать с солью. Но для этого необходимо пройти весь маршрут, по карте, получая подсказки. Карта прилагается (мультимедийная презентация). Желаем удачи и надеемся, что Вам понравиться. Ждём ответное письмо!» Педагог предлагает рассказать, что дети узнали из письма. Приглашает в лабораторию поиграть в игру, предложенную детьми из Иркутска. Напоминает о правилах поведения в лаборатории: 1. Не толкаться и не мешать другому. 3. Каждую вещь необходимо убирать на место. | Прослушивают Дети высказывают свои мнения принимают предложение. Надевают необходимую спецодежду: шапочки, халаты. |
Основной | Педагог предлагает посмотреть на карту – маршрут, определить первый этап игры (на карте изображена ёмкость с водой). Сообщает, что дети получать подсказку, расскажут, если о том, что уже известно им о соли. Педагог обобщает ответы: соль белого цвета, солёная на вкус, без запаха, сыпучая, кристаллическая. Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать эти свойство соли. Обобщает ответы детей: соль делает еду вкусной, она отличный консервант. Раньше соль имела она очень высокую цену. Поскольку холодильников в те времена не было. - Как люди хранили продукты? (они их засаливали). - Почему соленые продукты хранятся дольше? (соль убивает микробы, не дает портиться продуктам). Предлагает для удобства разделиться на команды. Опыт №1 «Растворяется в воде» Подсказка - схема эксперимента. Дети берут два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Кладут в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Наблюдают, что в горячей воде соль растворилась быстрее. Вывод: соль растворяется, скорость растворения зависит от температуры воды (чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль). Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли. Педагог обобщает ответы: соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Морская соль - это прекрасное средство помощи при простуде (ингаляции, соляные пещеры), используют как косметическое средство, укрепляющее здоровье. Второй этап игры (на карте изображены 2 стакана, над одним из которых пакетик соли) Опыт №2 «Эффект мёртвого моря» Подсказка - лоток с яйцами. Дети берут по два сырых яйца и два стакана с водой (соленой и пресной). Опускают яйца в стаканы. Наблюдают: в пресной воде яйцо опустилось на дно, а в солёной нет. Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли. Педагог обобщает ответы: в море будет легче плавать, чем в пресной реке. Третий этап игры (на карте изображен стакан с рыжим налётом) Опыт № 3 «Соль - чистящее средство» Подсказка - поролоновые губки. Дети берут керамические кружки с налётом от чая, насыпают на губку немного соли и пытаются отмыть налёт. Наблюдают: налет постепенно исчезает. Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли. Педагог обобщает ответы: с помощью соли можно мыть посуду. Четвёртый этап игры (на карте изображены кусочки льда). Опыт № 4 «Соль - чистящее средство» Подсказка - схема эксперимента. Дети берут блюдца, на которых лежат кусочки льда, посыпьте их солью, слушают, что происходит. Наблюдают: соль начинает трещать, лёд тает. Вывод: соль начинает растапливать лед. Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли. Педагог обобщает ответы: в городах зимой дороги посыпают технической солью (чтобы не было наледи).
Пятый этап игры (на карте изображен цветные мешочки). Опыт № 5 «Соль – легко покрасить» Подсказка - раствор пищевого красителя. Дети берут полиэтиленовые мешочки, наливают немного красителя, затем насыпаем соль. Завязывают пакет и хорошенько перемешивают. Наблюдают: соль окрашивается. Вывод: соль быстро впитывает жидкость, её можно покрасить. Педагог предлагает детям подумать, как человек может использовать это свойство соли. Педагог обобщает ответы: для художественного творчества. Педагог интересуется, понравилась ли детям игра. | Рассматривают, озвучивают варианты. Рассуждают, комментируют высказывания Распределяются на 4 подгруппы, располагаются вокруг столов, рассматривают оборудование. Дети, слушают педагога, рассматривают карту и подсказки, определяют задачи на основе поставленной проблемы, планируют этапы своих действий, выполняют опыты самостоятельно. На основе полученных результатов делают выводы Размышления, высказывания, выводы детей. Изготавливают сувениры |
Рефлексивный | Педагог приглашает детей пройти в художественную мастерскую, где они будут декорировать бутылочки цветной солью, которую получили на последнем этапе игры. Но прежде необходимо записать ответное видео письмо ребятам из детского сада «Солнышко» в нём поблагодарить за интересную игру, рассказать об этапах игры, поделиться впечатлениями - что понравилось, что было трудным. Совместное изготовление сувениров (для детей из детского сада № 37 «Солнышко», город Иркутск, в благодарность за игру). Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. На столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую необходимо насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Соль – помощница, соль – волшебница».
Изучить особенности соли, её свойства, качества, применение....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Соль – помощница»
познавательно-исследовательская деятельность....