Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ. Технологии, методы, условия»
консультация по окружающему миру

Миклина Марина Андреевна

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_yaekologiya.docx273.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в ДОУ. Технологии, методы, условия»

Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Научно доказано, что природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.C:\Users\Мотылюша\Desktop\ehkoznajka2.jpg

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они тем самым участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяет образовательная область «Познание». Она обеспечивает: формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления. Оно прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.

В дошкольной педагогике выделяют следующие технологии формирования экологически правильного отношения к природе: метод экологической идентификации — отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением; игровой тренинг, целью которого является формирование социальных качеств, являющихся основными характеристиками экологичной личности («Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика» и др.); метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам; диалог с природой — технология, нацеленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности; экологические упражнения —систематически совершаемые действия, цель которых — совершенствование умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.

Цель игровой технологии — не менять ребёнка, не перекраивать и не ломать его представление о жизни, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Данные технологии экологического образования в детском саду включают три этапа:

1.Непосредственный контакт с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

2.Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

3.Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является расширение опыта экологического поведения в природе.

Таким образом, формирование экологического сознания дошкольников происходит: в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т. д. У ребенка формируются определенные представления о структуре окружающего мира и о природе в целом, так же он осознает ответственность человека за состояние природы и проблемы, возникающие, как результат процесса расточительного и жестокого отношения человека к ней.

Процесс экологического образования детей дошкольного возраста нацелен на отбор определенной информации, включение детей в такие виды деятельности, создание таких педагогических ситуаций, которые наиболее ярко определяют суть задачи, стоящей перед детьми и оказывает наибольшее влияние на результат — то есть на формирование нравственного и этичного отношения к природе.

Существуют такие методы накопления опыта в экологической деятельности как: мини-дискуссии, который заключается в обмене идеями, суждениями, мнениями по конкретной проблеме с целью принятия общего решения; метод «хорошо-плохо» направлен на выявление противоречий в объекте, явлении; метод «синектики» — другими словами, метод аналогии.

Результативность и успешность процесса экологического образования детей зависит от ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают те, которые сознательно создаются в учебно-воспитательном процессе и которые должны обеспечить наибольшее эффективное формирование и протекание необходимого процесса. А.И. Савенков одним из условий называет «проблемное обучение». Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельности; тогда в нем есть все, что способно увлечь и заинтересовать, пробудить жажду познания». В.Т. Кудрявцев предлагает активно использовать «уголки-лаборатории», которые побуждали бы ребенка к наблюдению и экспериментированию. Все материалы и оборудование «лаборатории» должны находиться в полном распоряжении детей, многие материалы должны быть универсальны: лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, камушки, гайки, болтики и другие ценнейшие вещи, которыми часто переполнены карманы юных исследователей. Эти предметы служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в этих условиях осуществляется за счет любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребенка. Одним из условий формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей дошкольного возраста является организации детских эколого-субкультурных практик. Экологическая деятельность дошкольников носит имитационный характер, поскольку она моделирует жизненную практику и направлена на овладение конкретными практическими умениями. В связи с этим правильнее будет обозначить ее, как экологически ориентированную деятельность, в содержании которой выделяются познавательная, практическая, ценностно–ориентированная экологические деятельности. К познавательной эколого-ориентированной деятельности относятся наблюдение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование. Практическая экологически ориентированная деятельность в ДОУ связана с формированием стратегий непрагматического взаимодействия с природой. К ней можно отнести: труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность, организованные, как экологически ориентированные, игровую, речевую, художественную деятельность. Ценностно-ориентационная деятельность в природе направлена на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, выбор решения, поведения. Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»). Благодаря эколого-субкультурным практикам у ребенка формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых.

Таким образом, в современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; организации детских эколого-субкультурных практик.

Также следует отметить, что работа по формированию экологической культуры детей зависит от уровня экологической культуры педагога ДОО. Педагог приучает детей наблюдать мир, может ответить на любой вопрос, удовлетворить детскую любознательность. Главный показатель экологической воспитанности дошкольников — их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение умений и навыков. Основная цель для нас, воспитателей: подвести малышей к пониманию, что любить природу можно только сердцем.

C:\Users\Мотылюша\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...