Тематический день в группе «Капельки» Сагаалган –традиции и обычаи.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить детей к традициями и обычаям бурятского народа;
Развивать познавательные навыки через бурятский фольклор; Воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалган;
Расширять представления о восточном календаре, развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/sagaalgan.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический день в группе «Капельки»
Сагаалган –традиции и обычаи.
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей к традициями и обычаям бурятского народа;
Развивать познавательные навыки через бурятский фольклор; Воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалган;
Расширять представления о восточном календаре, развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: макет восточного календаря ,уголок по Бурятии, бурятские шапочки, презентация «Сагаалган», аудиозаписи бурятских песен –ёхор, гимн Бурятии, маска волка для игры « Волк и овцы»,альбомные листы бумаги для рисования, краски, фломастеры,кисти, вода, салфетки,
Ход:
Воспитатель: Вот и пришёл на землю Бурятии светлый, красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии.
Читаю стихотворение:
Ты хороша в любое время года
В разливе мая, в блеске февраля
Счастливый край, счастливого народа
Цветущая Бурятия моя.
Воспитатель: О чем эти стихи?
Дети: о Бурятии
Дети читают стихи
Мы светлый праздник Сагаалган
В саду своём встречаем,
И вам привет горячий свой
Сегодня посылаем.
Здоровья, мира и добра
Вам от души желаем
И с Сагаалганом всех друзей ,
Сегодня поздравляем.
Воспитатель:
О каком празднике говорится в стихотворениях?
Дети:О празднике Сагаалган.
Воспитатель:
Дети, праздник Сагаалган , приходится на разные числа февраля.Всё зависит от того, когда на небе появиться «новая луна» Новолуние . Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте, доме и ограде, убирали и выносили весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.
Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Почётным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились позы, саламат, варился бухлёр,белая пища.
А что такое белая пища?
Дети: молоко, сметана, творог и так далее.
Готовились подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап. Праздники сопровождали песни, танцы и игры.
После того, как люди поздравят своих родных и близких – они идут в гости к друзьям.(просмотр презентации, показ картинок на доске)
А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры.
Игра : « Волк и овцы»
Развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень похожи с загадками других народов.
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать
(за правильную отгадку дети получают фишки)
Загадки:
1. Белое одеяло степь покрывало (снег).
2. Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
3. Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).
Воспитатель: Что такое юрта? Все знают, что юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные.( показ иллюстраций )
Воспитатель: А давайте с вами нарисуем степь, горы, пастбище где пасутся кони, и конечно юрту.( показ образца рисунка)
Дети: рисуют.
Воспитатель: Дети,а какого животного пришел год?
Дети: Год Зайца
Воспитатель: Какого животного мы проводили?
Дети: Год Тигра
Воспитатель:А теперь я вам загадаю загадки о животных.
В подполье в каморке живет она в норке,
Серенькая маленькая (мышь)
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла (корова)
Кто это полосатый, на кота похож (тигр)
Дышит пламенем тот зверь,
Это сказочный зверь (дракон)
Вьется веревка, на конце головка (змея).
Подкованы ноги, бежит по дороге:
Грива дугою, а хвост метлою (лошадь).
Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая ...(коза).
По деревьям скачут ловко,
Корчат рожи, вот плутовки!
Очень любят есть бананы
Кто же это?...(обезьяны)!
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами (петух).
Заворчал живой замок, лег у двери поперек (собака).
Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней щетинка (свинья).
Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь.( показ макета восточного календаря)
В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился один год и наступил по восточному календарю другой год.
Воспитатель: -Ребята, а каких животных в календаре года вы еще видите? (ответы детей)
(Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан)
Воспитатель:
Год цепляется за год, Время движется вперёд
Без конца уходит вдаль,
Как огромная спираль.
Не печалься, друг , напрасно, повтореньем жизнь прекрасна:
Календарь начнётся с мышки,
А за мышкою придёт,
Каждый зверь, но в свой черёд.
Ты и в жизни тех зверей,
Снова встретишь у дверей,
Каждому из них мэндэ,
Скажешь раз в 12 лет.
Звери сделают виток, подведёт кабан итог
И уступит место мышке,
Чтобы это означало?
Нет у времени начала, нет у времени конца
Воспитатель: Подойдите ,и ещё раз внимательно рассмотрите макет календаря.
Воспитатель: А теперь мы ножки спросим:
До каких же пор стоять?
Может ножкам хоть немножко
Дружный «Ёхор» станцевать.
Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.
Танец «Ёхор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование на тему: «Наш город (история, производство, обычаи, традиции) »
Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области....
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
День Петра и Февронии: история, традиции и обычаи праздника
День Петра и Февронии: история, традиции и обычаи праздника. Презентация для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...
Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"
Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае на 2022-2025. При составлении календа...