Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Ознакомление детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества; воспитание любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 30.01 КБ |
презентация "Волшебная соль" | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Свойства волшебной соли»
Цель: ознакомление детей со свойствами соли и её применением.
Задачи:
обучающие: познакомить детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества;
развивающие: развивать умение обобщать и делать выводы;
воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: одежда для лаборатории, соль, салфетки, черный картон, тарелочки, лупы, ложки, мешочки с солью, стаканы для воды, картофель, стаканчики и тарелки одноразовые.Презентация.
Ход: (Воспитатель с детьми заходят в группу, встают полукругом)
Воспитатель: - Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: - Дети, сегодня утром в нашу группу пришла посылка, из «Академии Смешариков». Давайте посмотрим, что же там лежит? Воспитатель достает из посылки - письмо, а в ней загадка.
Загадка:
Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно – (соль)
Воспитатель:
-Правильно, ребята, сегодня мы поведём разговор о соли. Соль, один из важнейших минералов на земле. В природе соль встречается уже в виде кристаллов. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны, солёные озёра. Есть много видов соли. Морская соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений (показ слайда).
-Ребята, сегодня я хочу Вас пригласить в лабораторию. А что такое лаборатория? (высказывания детей)
Дети. Место, где люди экспериментируют, проводят опыты.
Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты ?
Дети. Ученые.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают?
Дети. Проводят опыты, экспериментируют.
Воспитатель: Вот и мне хочется вместе с вами в лаборатории провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. Но хочу сразу Вас предупредить о том, что в лаборатории нужно соблюдать некоторые правила:
- не трогать руками глаза,
- соблюдать тишину,
- не толкать соседа во время работы,
- сначала посмотри, а потом повтори,
- выполнил и положи на место.
-Вы готовы соблюдать эти правила?
Дети: Да
Воспитатель. А какие виды соли, вы знаете?
Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.(показ слайда)
Воспитатель. Сегодня мы будем проводить эксперимент с мелкой солью.
( На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, картофель -2 шт, ложка.)
«Из чего состоит соль».
Воспитатель: Ребята, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Для этого мы наберем небольшое количество соли в ложечку, она лежит у вас на тарелочке, и высыпем ее на бумагу черного цвета. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: соль похожа на порошок.
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь предлагаю соль рассмотреть с помощью увеличительного стекла, через лупу.
Дети: Соль состоит из белых кристаллов.
Воспитатель: И так делаем вывод: Соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.
«Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём ложки и немного надавим на соль, что мы услышали?
Дети: Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Воспитатель: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
«Свойства соли».
Воспитатель: Продолжим наши опыты. Возьмите стаканчик с солью и понюхайте. Есть ли у соли запах? (Нет)
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли? (Соль не имеет запаха)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам взять ложку и пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали?
Дети: Насыпали.
Воспитатель: Значит, соль какая?
Дети: Сыпучая, рассыпчатая .
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Значит, что можно сказать еще о соли?
Дети: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: А цвет у воды изменился?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, какой стала на вкус вода?
Дети: Вода стала соленной.
Воспитатель: Делаем вывод, что соль сыпучая, без запаха, соленная, растворяется в воде и меняет вкус воды. Дети, отставьте эти стаканы с солью в сторону.(Дети убирают стаканы в сторону)
Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты. (Дети встают возле столов)
Физминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали (Ходьба на месте)
На носочках потянулись,( Руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки мы присели (Присесть).
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть).
Воспитатель. Отдохнули?
Дети. Да
Воспитатель. Продолжаем наши исследования.
Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим ,где она нам нужна.(показ слайдов)
Дети: В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.
«Соль растворитель ».
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?
Дети: Соль начинает трещать.
Воспитатель: Так соль начинает растапливать лед. Значит, благодаря соли лед очень быстро растает и превращается в воду.
«Плавающий картофель»
Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.
Для эксперимента берем 2 стакана, воду, соль и картофель. Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло?
Дети: Он опустился на дно.
Воспитатель: берем второй стакан с водой ,добавим соли, и размешаем, насыпаем много соли хорошо размешиваем. Какая стала вода?
Дети : Соленая вода.
Воспитатель: Теперь опускаем картофель. Что произошло?
Дети. Он плавает на поверхности.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит? Потому что, соленая вода, более плотная, чем пресная, поэтому вытолкнула картофель на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву. Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории подошла к концу.
Воспитатель: «Академия Смешариков» прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.
Воспитатель. Каждый выбирайте себе звезду! (перед детьми разные заготовки звезд из картона).
- Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону, используя салфетку.
Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем отправить Смешарикам в знак благодарности.
Воспитатель: Ребята, мне приятно было с вами работать. Вам понравилось быть ученными?
Дети: Да.
Воспитатель: И так, скажите, пожалуйста, с каким природным веществом мы сегодня работали в лаборатории?
С какими новыми свойствами соли мы сегодня познакомились?
Что вам больше всего понравилось в и запомнилось в наших исследованиях?
Молодцы! Вы были хорошими учеными. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЛЬ - полезное ископаемое , природный элемент .
Соль добывают в соляных шахтах, , в источниках, соляных озерах и из моря. В соляных шахтах тоннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда Добыча соли
Поваренная соль Морская соль Каменная соль ВИДЫ СОЛИ
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СОЛЬ?
ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ
Соль полезна и животным
ПРИМЕНЕНИЕ СОЛИ НА УЛИЦЕ
Лаборатория
Правила поведения в лаборатории 1.Не трогать руками глаза 3.Не толкать соседа во время работы ССС 4.Сначала посмотри, а потом повтори 2.Соблюдай тишину
Соль растворяется в воде
Жизнь без соли не возможна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
middot; Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»· Просмотр презентации на тему: &la...
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе
с помощью опытов дать детям знания об особенности соли, её свойства, качества и применения...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Волшебная соль"
Данное занятие способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Обогащает причинно-следственные зависимости, учит делать выводы. Формирует у детей исследовате...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игроваяОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областя...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебная соль»
Цель – расширить и углубить знания детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли (запах, цвет, вкус, форма кристаллов, растворимость)Задачи:...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебная соль"
знакомство с солью. опыты с солью...