Познавательно-исследовательская деятельность "Три стихии"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Гудовская Елена Александровна

Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста

https://disk.yandex.ru/i/2qHlK7kIGaN9KA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/2qHlK7kIGaN9KA109.78 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Сентябрь

Тема «Воздух»

Цели:

1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.

3.Ращвивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.

4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

Задачи:

1.Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.

2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.

3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.

Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес

1. Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее.

3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.

4. Взять палку длинной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Повесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально.

Познавательная деятельность:

-беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;

-чтение стихотворения о ветре;

-чтение произведения «Легкие планеты»

Речевая деятельность: чтение рус.нар. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.

Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.

Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха)

Работа с родителями:

-консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»;

-изготовление игрушек для игр с воздухом»

1. Схемы опытов.

2. Пособия для экспериментов.

3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.

4. Альбом «Люди и небо».

5. Кроссворд на тему «Воздух»

Октябрь

Тема «Воздух»

Цели

1. Развивать у детей творческие способности, логику , мышление, умение зарисовывать опыт.

2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.

4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.

2. Дать детям понятие о движении воздуха.

3. Дать понятие о загрязнении воздуха.

1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну вверху другую внизу образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.

2. Взять миски с водой(для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, синие, черное, желтое. Дети дуют на воду -получаются «волны».

3.Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку

Познавательная деятельность:

-рассматривание иллюстраций с изображением ветра; беседы;

-разгадывание загадок;

-уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Речевая деятельность: чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый, спокойный.

Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.

Работа с родителям: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

1. Зарисовка опытов.

2. Фотографии.

3. Изготовление вееров.

Способы фиксации результатов исследования:

-диагностирование;

-зарисовка опытов;

-составление рассказов(оформление книги «Воздух везде»);

-изготовление аппликаций (коллажа)

Ноябрь

 Тема «Вода»

Цели:

1.Дать детям представление о воде и ее свойствах.

2. Развивать речь-доказательство.

3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, ,холодной.

2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

1.Во время мытья рук измерить температуру воды.

2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.

3. Сравнивать на вкус воду, молоко и сок.

4. Сравнивать на запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

Речевая деятельность:

-чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа;

-заучивание потешек о воде.

Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.

Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность:

-кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы».

Игровая деятельность:

-настольно-дидактическая игра «Волшебница-вода».

Работа с родителями6

-беседы о закаливающих процедурах

1.Картографы «Свойства воды»

2.Изображения ручья, реки, озера, моря, океана.

3.Карта мира.

4.Пособие «Круговорот воды в природе»

Декабрь

Тема «Вода»

Цели:

1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.

2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни.

3. Поддерживать интерес к исследованиям.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1. Переливать воду из одного сосуда в другой.

2. В один стакан положить речной песок, в другой –сахарный.

3. Налить воду в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

-занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений»,

-рассматривание альбома «Природа родного края».

Речевая деятельность:

-отгадывание загадок;

-разучивание произведений народного творчества;

-беседа «Почему люди болеют?», чтение сказки К.Чуковского «Айболит».

Изобразительная деятельность:рисование рек, озер, морей,прудов.

Игровая деятельность: дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1.Сосуды.

2.Речной и сахарный песок.

3.Альбомы с иллюстрациями.

Способы фиксации результатов исследования:

-диагностирование;

-рисунки;

-составление рассказов;

-подбор фотографий;

-аппликация

Январь

Тема «Снег и лед»

Цели:

1. Познакомить детей с тем,что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.

2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду

3. Развивать речь, любознательность.

Задачи:

1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

1.Принести снег и лед в помещение.

2.Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.

3.Освободить фигурки из «ледяного плена»

Познавательная деятельность:

-занятие «Зима»;

-рассматривание иллюстраций о зиме;

-наблюдения на прогулках.

Речевая деятельность:

-беседа «Зимние забавы»;

-чтение и заучивание стихов И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева.

Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима».

Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.

Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участках горок и забавных построек.

1.Картотеки опытов.

2.Книги С.Сахарнова « По морям вокруг земли».

3. Иллюстрации.

Февраль

Тема «Снег и лед»

Цели:

1.Дать понятие о защитных свойствах снега.

2.Познакомить с загрязнением воды и снега.

3.Развивать речь и любознательность.

Задача:

Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха

1.В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

2.В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр

Речевая деятельность:

-чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;

-чтение стихов, пословиц,поговорок о снеге;

-беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве.

Изобразительная деятельность:

-рисование на тему «Зима пришла» ,»Снеговик»;

-лепка «Девочка в шубе»

Фотовыставка «Зимние развлечения».

2.Иллюстрации на тему «Зима»

3. Книжки-самоделки на тему «Зима»

Способы фиксации результатов исследования:

-зарисовка опытов;

-составление рассказов;

-подбор фотографий;

-коллективная аппликация «Снег и лед»

Март

Тема «Песок и глина»

Цели:

1.Познакомить детей с глиной и песком ,которые составляют основу почвы.

2.Рассказать о том, что почва, песок и глина -живые организмы.

3.Уточнить правила поведения в природе.

Задачи:

1.Подвести к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая.

2.Выяснить,что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.

3.Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхление, сыпучие, твердые.

1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.

2.Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.

3.Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины.

Игровая деятельность: игры с песком.

Изобразительная деятельность: лепка из глины.

Работа с родителями: выставка поделок из глины.

Песок, глина, палочки, лупа, дощечки, сито.

Апрель

Тема «Песок и глина»

Цели:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины

1. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.

2. Посалить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнивать.

Трудовая деятельность: посадка фасоли.

Познавательная деятельность: экскурсия на огород.

1.Стаканчики с землей и глиной.

2.Семена фасоли.

3.Лупа.

Способы  фиксации результатов исследования:

-составление паспорта роста фасоли;

-подбор иллюстраций;

-составление рассказов;

-аппликации

Май

  Тема «Жизнь растений»

Цели:

1.Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи  между явлениями природы и жизни растений.

2.Помочь детям видеть красоту природы

1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах-с сухой и влажной ватой.

2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое - в светлое.

3. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой ( через некоторое время стебли окрасятся)

Познавательная деятельность: наблюдения за прорастанием семян.

Речевая деятельность:

-чтение произведений о весне;

-заучивание стихов.

Изобразительная деятельность: рисование первых весенних цветов.

Игровая деятельность:

-игры с природным материалом;

-дидактическая игра «Покажи стебель, листок, цветок».

Схемы, модели роста растений.

Блюдца для проращивания семян.

Способы фиксации результатов исследования:

-зарисовка опытов;

-составление рассказов;

-фотовыставки;

-аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.Задачи:1.Продолжать формировать ис...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....