Познавательно-исследовательская деятельность "Три стихии"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/i/2qHlK7kIGaN9KA | 109.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды |
Сентябрь Тема «Воздух» | |||
Цели: 1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. 2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого. 3.Ращвивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты. 4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы. Задачи: 1.Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. 2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем. 3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес | 1. Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно. 2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее. 3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой. 4. Взять палку длинной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Повесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально. | Познавательная деятельность: -беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»; -чтение стихотворения о ветре; -чтение произведения «Легкие планеты» Речевая деятельность: чтение рус.нар. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней. Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание. Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха) Работа с родителями: -консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»; -изготовление игрушек для игр с воздухом» | 1. Схемы опытов. 2. Пособия для экспериментов. 3. Картинки: вентилятор, веер и т.п. 4. Альбом «Люди и небо». 5. Кроссворд на тему «Воздух» |
Октябрь Тема «Воздух» | |||
Цели 1. Развивать у детей творческие способности, логику , мышление, умение зарисовывать опыт. 2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы. 3. Развивать исследовательский интерес, любознательность. 4. Воспитывать желание беречь окружающую среду. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый. 2. Дать детям понятие о движении воздуха. 3. Дать понятие о загрязнении воздуха. | 1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну вверху другую внизу образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. 2. Взять миски с водой(для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, синие, черное, желтое. Дети дуют на воду -получаются «волны». 3.Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку | Познавательная деятельность: -рассматривание иллюстраций с изображением ветра; беседы; -разгадывание загадок; -уточнить, что движение воздуха называется ветром. Речевая деятельность: чтение сказки «Морозко» и беседа по ней. Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый, спокойный. Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков. Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде. Работа с родителям: консультация «Влияние свежего воздуха на организм» | 1. Зарисовка опытов. 2. Фотографии. 3. Изготовление вееров. |
Способы фиксации результатов исследования: -диагностирование; -зарисовка опытов; -составление рассказов(оформление книги «Воздух везде»); -изготовление аппликаций (коллажа) | |||
Ноябрь Тема «Вода» | |||
Цели: 1.Дать детям представление о воде и ее свойствах. 2. Развивать речь-доказательство. 3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, ,холодной. 2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная. 3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса. 4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. | 1.Во время мытья рук измерить температуру воды. 2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки. 3. Сравнивать на вкус воду, молоко и сок. 4. Сравнивать на запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. | Речевая деятельность: -чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; -заучивание потешек о воде. Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок. Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя. Трудовая деятельность: -кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы». Игровая деятельность: -настольно-дидактическая игра «Волшебница-вода». Работа с родителями6 -беседы о закаливающих процедурах | 1.Картографы «Свойства воды» 2.Изображения ручья, реки, озера, моря, океана. 3.Карта мира. 4.Пособие «Круговорот воды в природе» |
Декабрь Тема «Вода» | |||
Цели: 1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах. 2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни. 3. Поддерживать интерес к исследованиям. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. 2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет. 3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. | 1. Переливать воду из одного сосуда в другой. 2. В один стакан положить речной песок, в другой –сахарный. 3. Налить воду в сосуды разной формы. | Познавательная деятельность: -занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений», -рассматривание альбома «Природа родного края». Речевая деятельность: -отгадывание загадок; -разучивание произведений народного творчества; -беседа «Почему люди болеют?», чтение сказки К.Чуковского «Айболит». Изобразительная деятельность:рисование рек, озер, морей,прудов. Игровая деятельность: дидактическая игра «Узнай по вкусу» | 1.Сосуды. 2.Речной и сахарный песок. 3.Альбомы с иллюстрациями. |
Способы фиксации результатов исследования: -диагностирование; -рисунки; -составление рассказов; -подбор фотографий; -аппликация | |||
Январь Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1. Познакомить детей с тем,что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды. 2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду 3. Развивать речь, любознательность. Задачи: 1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. 2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. | 1.Принести снег и лед в помещение. 2.Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке. 3.Освободить фигурки из «ледяного плена» | Познавательная деятельность: -занятие «Зима»; -рассматривание иллюстраций о зиме; -наблюдения на прогулках. Речевая деятельность: -беседа «Зимние забавы»; -чтение и заучивание стихов И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима». Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участках горок и забавных построек. | 1.Картотеки опытов. 2.Книги С.Сахарнова « По морям вокруг земли». 3. Иллюстрации. |
Февраль Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1.Дать понятие о защитных свойствах снега. 2.Познакомить с загрязнением воды и снега. 3.Развивать речь и любознательность. Задача: Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха | 1.В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь. 2.В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. 3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр | Речевая деятельность: -чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней; -чтение стихов, пословиц,поговорок о снеге; -беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве. Изобразительная деятельность: -рисование на тему «Зима пришла» ,»Снеговик»; -лепка «Девочка в шубе» | Фотовыставка «Зимние развлечения». 2.Иллюстрации на тему «Зима» 3. Книжки-самоделки на тему «Зима» |
Способы фиксации результатов исследования: -зарисовка опытов; -составление рассказов; -подбор фотографий; -коллективная аппликация «Снег и лед» | |||
Март Тема «Песок и глина» | |||
Цели: 1.Познакомить детей с глиной и песком ,которые составляют основу почвы. 2.Рассказать о том, что почва, песок и глина -живые организмы. 3.Уточнить правила поведения в природе. Задачи: 1.Подвести к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая. 2.Выяснить,что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода. 3.Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхление, сыпучие, твердые. | 1.Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать. 2.Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно. 3.Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. | Игровая деятельность: игры с песком. Изобразительная деятельность: лепка из глины. Работа с родителями: выставка поделок из глины. | Песок, глина, палочки, лупа, дощечки, сито. |
Апрель Тема «Песок и глина» | |||
Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины | 1. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания. 2. Посалить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли. 3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнивать. | Трудовая деятельность: посадка фасоли. Познавательная деятельность: экскурсия на огород. | 1.Стаканчики с землей и глиной. 2.Семена фасоли. 3.Лупа. |
Способы фиксации результатов исследования: -составление паспорта роста фасоли; -подбор иллюстраций; -составление рассказов; -аппликации | |||
Май Тема «Жизнь растений» | |||
Цели: 1.Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений. 2.Помочь детям видеть красоту природы | 1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах-с сухой и влажной ватой. 2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое - в светлое. 3. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой ( через некоторое время стебли окрасятся) | Познавательная деятельность: наблюдения за прорастанием семян. Речевая деятельность: -чтение произведений о весне; -заучивание стихов. Изобразительная деятельность: рисование первых весенних цветов. Игровая деятельность: -игры с природным материалом; -дидактическая игра «Покажи стебель, листок, цветок». | Схемы, модели роста растений. Блюдца для проращивания семян. |
Способы фиксации результатов исследования: -зарисовка опытов; -составление рассказов; -фотовыставки; -аппликации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.Задачи:1.Продолжать формировать ис...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...
- Мне нравится (1)