Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.
Задачи:
1.Продолжать формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес;
2.Закрепить знания детей о природных стихиях опытным путём;
3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
4.Развивать самостоятельность в процессе опытов, умение высказывать гипотезы;
5.Продолжать формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы;
6.Воспитывать у детей отзывчивость, стремление прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytaya_nod_razumenko.n.n._12.2018g.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»
Провела воспитатель 1 категории: Разуменко Наталья Николаевна
(Декабрь 2018 года)
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.
Задачи:
1.Продолжать формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес;
2.Закрепить знания детей о природных стихиях опытным путём;
3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
4.Развивать самостоятельность в процессе опытов, умение высказывать гипотезы;
5.Продолжать формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы;
6.Воспитывать у детей отзывчивость, стремление прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие.
Оборудование:
- 3 плавающих свечи на металлических подносах;
- 1 свеча в закрытом подсвечнике;
- 1 стакан с землёй;
- 1 стакан с водой;
- 2 металлические ложки;
- прозрачная ёмкость с водой;
- пустой стеклянный стакан;
- сухие бумажные салфетки;
- стеклянная бутылка, с надетым на горлышко воздушным шариком;
- горячая вода в небольшом ведёрке;
- 10 шт. разноцветных ленточек;
- 10 шт. не надутых воздушных шаров;
- 10 шт. трубочек для коктейля;
- 10 шт. пустых пластиковых стаканчиков;
- 10 шт. стаканчиков с чистой водой;
- 10 шт. стаканчиков с мутной водой;
- 10 шт. воронок;
- ватные диски;
- 10 шт. пластиковых ложек;
- 2 ёмкости с землёй;
- разные семена;
- салфетка;
- 10 шт. надутых воздушных шаров;
- 1 бутылка с компотом;
- корзинка с печеньем;
- корзинка с фруктами;
- детские костюмы для «стихий»;
- аудио магнитофон;
- аудио диск с музыкой;
- зажигалка.
Предварительная работа:
Изучение свойств воды и воздуха; наблюдение за: ветром, движением облаков; беседы; чтение произведений познавательного характера; загадывание загадок; заучивание стихотворений.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель:
Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем.
Что – ж, ребята, начинаем?
Я предлагаю вам послушать небольшую сказку.
«Поспорили как – то между собой птица, рыба и крот: что всего важнее на свете – земля, вода или воздух? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без него я же не смогла бы летать». Рыба говорит: «Нет, вода важнее всего. Без воды, я бы не могла плавать». А крот им в ответ: «Земля важнее всего. Я живу в земле». Долго бы они ещё спорили между собой, что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня, птица поднялась в воздух, рыба нырнула в воду, а крот спрятался в земле.
«Я всех важнее и сильнее» - подумал огонь.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о стихиях, которые существуют в природе. Назовёте мне их?
Дети: называют стихии: огонь, воздух, вода и земля.
Звучит музыка, вбегает в зал ребёнок, одетый в костюм «стихии огня», выполняет танцевальные движения.
Ребёнок (Огонь):
Нельзя понюхать и сорвать
Меня, цветочек аленький.
Бываю я большой, большой,
Бываю очень маленький.
И воду, я совсем не пью,
А если выпью, то умру.
Воспитатель:
Ребята, что это за стихия?
Дети: Стихия «Огонь».
Воспитатель:
Где можно увидеть огонь?
Дети:
На свечке, на спичке, в газовой плите, в костре, салют, молния, солнце и т.д.
Воспитатель:
Как вы думаете, действительно - ли огонь сильнее земли, воды и воздуха?
Предположения детей.
Воспитатель:
Давайте проверим. (На столе: на металлических подносах лежат 3 плавающих свечи, стакан с землёй, стакан с водой и 2 ложки).
Воспитатель зажигает свечи.
Воспитатель:
Ребята, на одну свечу посыпьте землёй; другую полейте водой; на третью дуньте.
Дети выполняют просьбу воспитателя.
Воспитатель:
Какой же вывод можно сделать? (Напрасно огонь думает, что он сильнее всех. Земля, вода и воздух потушили его. А скажите, чем опасен огонь?
Дети: Может вызвать пожар.
Воспитатель:
Можно – ли детям играть с огнём?
Ответы детей.
Воспитатель:
Какую пользу дарит нам огонь?
Дети:
Дарит тепло и свет.
Воспитатель зажигает свечу в закрытом подсвечнике, через некоторое время просит детей потрогать подсвечник (убедиться,что он тёплый).
Воспитатель:
Огонь даёт тепло, может согревать. А как ещё человек использует огонь?
Ответы детей:
С помощью огня можно: вскипятить воду, приготовить пищу. Если отключат свет, можно зажечь свечу.
Воспитатель:
Огонь для человека очень важен. Солнце – это тоже большой огонь. Оно дарит всему живому и тепло и свет. Без него не было бы жизни на Земле.
А вот ещё одна стихия.
Под музыку входит ребёнок, одетый в костюм «стихии Воздуха», выполняет танцевальные движения, затем говорит.
Ребёнок (Воздух):
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух, звук мы слышим.
Птица в воздухе летает,
Разный воздух наш бывает.
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял.
Воздух разный. Он такой!
Где найдём его с тобой?
Воспитатель:
Где же можно найти воздух?
Дети: Воздух вокруг нас.
Воспитатель: Для чего нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Не только человек, но и все животные и растения дышат воздухом. А какие предметы вы знаете, внутри которых есть воздух?
Дети: воздушный шар, мяч, надувной матрас, колесо и т.д.
Воспитатель: Интересно, а есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим.
Дети берут трубочки для коктейля, опускают в стаканы с водой и дуют. Видя пузыри, убеждаются, что воздух есть внутри человека.
Воспитатель: Можно ли воздух поймать?
Дети надувают воздушные шары и держат их в руках.
Воспитатель: Можно ли воздух ощутить?
Дети выпускают воздух из шаров, направляя струю воздуха себе в лицо.
Воспитатель: Может ли воздух двигаться? (Предлагает взять в руки ленточки и побегать с ними).
Воспитатель: Почему ленточка летит?
Дети: Потому, что её двигает воздух.
Воспитатель: Правильно, когда мы бежим, мы толкаем воздух, он начинает двигаться и развивает ленточки. Значит можно сделать вывод, что ветер – это движение воздуха.
А как можно определить, что дует ветер?
Дети: Качаются ветки, плывут облака, надуваются паруса и т.д.
Воспитатель: А теперь давайте убедимся, какой воздух сильный.
Опыт №1.
На дно сухого стакана прикрепляется бумажная салфетка. Осторожно, донышком вверх опускается на дно сосуда с водой. Затем осторожно вынимается из воды.
Дети убеждаются, что салфетка сухая.
Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух не даёт воде налиться в стакан и салфетке намокнуть.
Опыт №2.
В сосуд с горячей водой помещается стеклянная охлаждённая бутылка, на горлышко которой одет воздушный шар. Через некоторое время, шарик начнёт подниматься и надуваться.
Воспитатель: В холодной бутылке молекулы воздуха находятся очень близко друг к другу (им «холодно», они прижимаются друг к другу). С нагреванием бутылки, молекулы воздуха разлетаются дальше друг от друга, им становится «тесно» и они хотят вылететь наружу. Но на горлышке одет шарик. Они попадают в него и шарик надувается.
Воспитатель: Скажите, ребята, важен ли воздух? Может ли всё живое обойтись без него? Значит, какой вывод можно сделать?
Дети: Без воздуха нет жизни на Земле.
Воспитатель: Снова звучит музыка и к нам летит ещё одна стихия.
Входит ребёнок в костюме «стихии Вода», выполняет движение «Змейка», все дети присоединяются к стихии, затем говорит.
Ребёнок (Вода):
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я – везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзаю,
В лес туманом выползаю.
Без меня, вам не умыться,
Не наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить –
Без меня вам не прожить!
Воспитатель: Мы уже с вами пришли к выводу, что огонь и воздух очень важны. Без них нет жизни. А, что мы решим на счёт воды? Важна она? Кому она нужна?
Дети: Вода нужна всем: человеку, животным, растениям.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Дети: Воду пьют, готовят еду, стирают бельё, моются, поливают растения. Вода – это дом для рыб и некоторых животных и т.д.
Воспитатель: Верно. Без воды не сделаешь многих дел. Воду ничем не заменить. Вот какую мы воду пьём?
Дети: Чистую.
Воспитатель: Посмотрите ребята. У меня два стакана с водой. Сравните её.
Дети: В одном стакане - чистая вода, а в другом – грязная.
Воспитатель: Сейчас мы с вами очистим грязную воду. А делать мы её будем чистой с помощью фильтра.
Дети подходят к столам. Перед ними три стакана: первый – с грязной водой, второй – с чистой водой, а третий – пустой. Воспитатель предлагает положить в воронку по два ватных диска, поставить её в пустой стакан и осторожно переливать грязную воду в него.
Воспитатель: Какой стала вода в третьем стакане?
Дети: Чистой.
Воспитатель: Можно ли теперь пить эту воду?
Дети: Нельзя. В ней много микробов.
Воспитатель: А, что нужно сделать, чтобы эту воду можно было пить?
Дети: Прокипятить.
Воспитатель: Так скажите, можно ли без воды прожить на Земле?
Дети: Нельзя.
Звучит музыка и появляется ребёнок в костюме «стихии Земля», танцует, затем говорит.
Ребёнок (Земля):
Скажите, как правильно землю назвать:
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше наверное сказать ей – родная!
Земля наша милая!
Так ласковей будет звучать и вернее,
Ведь всё, что мы любим –
Всё создано ею.
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, важна ли земля? Что в ней такого особенного, важного?
Дети: На земле всё держится: дома, деревья, человек, животные, реки текут по земле. И наша планета тоже называется Земля.
Воспитатель: Во все времена люди называли землю – Земля Матушка, Матушка – кормилица, т.к. на ней растёт всё, что человек употребляет в пищу. Но все растения растут в плодородном слое земли – в почве. Положи в неё горстку зерна – вырастет взамен – сто горстей. Посадишь в почву одну картофелину – получишь – целое ведро.
Ребята, я сегодня получила письмо. Оно из Антарктиды, с полярной научной станции. Пишут нам учёные – исследователи.
Воспитатель читает письмо, в котором полярники просят детей посадить для них семена, вырастить растения и прислать их им.
Воспитатель: Ну что, выполним просьбу учёных?
Дети соглашаются и сажают семена разных растений. Затем говорят ласковые слова земле, накрывают ёмкость салфеткой, ставят на подоконник.
Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Земелюшка – чернозём».
По окончанию хоровода, воспитатель спрашивает.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Какая из стихий самая главная и важная на Земле? А хотите узнать окончание сказки?
Дети: Хотим!!!
Воспитатель:
Услышав этот спор человек, сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны: и земля, и вода, и воздух, и огонь. И не о чем тут спорить!»
Стихии дарят детям гостинцы: Огонь – печенье, Вода – компот, Воздух – шары, а Земля – фрукты.
В это время ёмкость с посаженными семенами заменяется на другую, с зелёными всходами.
Воспитатель предлагает посмотреть, что стало с посаженными в земле семенами.
Дети видят зелёные всходы.
Воспитатель делает заключение, что земля откликнулась на наши ласковые слова и дало силы семенам, чтобы они быстро проросли.
Воспитатель:
Теперь эти всходы можно отправить полярникам.
РЕФЛЕКСИЯ.
ВЫВОД:
По мнению заведующей детским садом, учителя – логопеда, воспитателей – НОД была очень интересной и познавательной. Дети с большим интересом и восторгом слушали воспитателя, вступали с ним в диалог, самостоятельно проводили опыты и эксперименты, высказывали свои гипотезы и выводы. В целом с задачами дети справились. Цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»
Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Если чистая вода, не грозит нам всем беда"
Цель: Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Б» на тему «Вулканы».
dash; познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акти...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»
Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»
Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...
Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...