"Снег и лёд"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Н. А. Назарова

Проект "Снег и лёд" - позновательно- исследовательский. Проводились наблюдения за состоянием погоды, опыты со снегом и льдом, делались выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_sneg_i_lyod.docx768.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

детский сад комбинированного вида № 6

140180 г. о. Жуковский Московской области

ул. Серова д.2

тел: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77

ОГРН 1075013000985, ИНН/КПП 5013054997/504001001

Проект

«Снег и лёд»

Подготовила и провела:
воспитатель Назарова Н. А.

г. о. Жуковский 2021 г.

Тип проекта: позновательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, дети старшей группы.

Образовательная область: Познание. Воспитание начал экологической культуры.

Объект исследования: снег и лёд.

Цель проекта: Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о свойствах снега и льда через позновательно- исследовательскую деятельность;
  2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов;
  3. Развивать любознательность, наблюдательность;
  4. Учить детей анализировать, делать выводы.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

  • Обсуждение цели, задач с детьми.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.

II этап - основной.

  • Реализация проекта путем решения поставленных задач.

III этап - заключительный.

  • Оформление результатов проекта.

Паспорт проекта

Образовательная область: Познание

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный

Актуальность

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Словесно-логическое мышление детей шестого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учить быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного. заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и. создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Цель проекта: 

Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).

- Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

- Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

 - Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Этапы проекта

I этан - подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми.
  •  Создание необходимых условий для реализации проекта.
  •  Перспективное планирование проекта.

II этап - основной.

  • Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап - заключительный.

  • Оформление результата проекта.
  • Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза» по результатам проекта.

Реализация проекта.

Познание: Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель'! Наблюдение за работой дворника.

Социально-коммуникативное развитие: составление рассказа по опорным схемам. Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки».

Развитие речи. Чтение художественной литературы. Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок», «Полно, беленький снежочек», «Снегурочка.» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)

Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Вот, север, тучи нагоняя»;

К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»;

Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».

Безопасность: Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров», «Снег может быть опасным» (нельзя, подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки: нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).

Художественно- эстетическая деятельность: Драматизация сказки «Заячья, избушка»; Слушание песни «Метелица». Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Самый меткий»

Игровые упражнения «Снежинки кружатся». «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Дыхательная гимнастика. «Снежинки летят»

Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.

Развивающая среда: Сюжетные- картины на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года»

Продуктивная деятельность: Работы по рисованию на темы «Иней на деревьях», «Снежный лес», «Снежинки»

Постройки из снега «Горка», «Черепаха».

Лепка, из пластилина на тему «Лыжник»

Вырезывание снежинок из бумаги

Труд: Очистка дорожек, скамеек от снега.

Вынос снега с территории на носилках

Работа с родителями: Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».

Консультация: «Как сделать прогулку зимой интересной».

Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».

Ожидаемые результаты.

- Расширение словарного запаса.

  • Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Приложение 1

Игра «Доскажи слово»

(необходимо добавить подходящее- слово, связанное со словом «снег»).

  • Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег).
  • С неба всё скользят пушинки — серебристые (снежинки).
  • Кружатся над головою каруселью... (снеговою).
  • На поселок, на лужок тихо падает (снежок).
  • Словно в белый' пуховик нарядился (снеговик).
  • Рядом снежная фигурка—это девочка (снегурка).
  • На снег-то посмотри, - с красной грудкой (снегири).

Приложение 2

  1. Опыты со снегом и льдом

Что такое снег? Что такое лёд?

Занести снег и лёд в комнату и дождаться, когда он растает.

Вывод: снег и лёд - это замерзшая вода.

  1. Сходства и различия льда и снега.

Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

Вывод: вода, может иметь различный вид

  1. Почему снег сильно скрипит в мороз?

Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.

  1. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?

Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

Вывод: на льду след остаться не может.

  1. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?

Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину., и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке - лед, в средней - наполовину лед и вода, в нижней - вода не замерзла.

Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.

  1. Что такое снег, как он получается?

Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима).

Вывод: вода — замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

Фотоотчёт по исследовательской деятельности
проекта:

«Снег и лёд»

Над проектом работали дети старшей группы №7

Воспитатель: Назарова Н.А.

Наше исследование

Наблюдения

Игры

работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Снег, снег кружится.»

Программное содержание.Побуждать детей поддерживать разговор со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи названия зимней одежды, обуви; обобщающие слова «одеж...

"Снег.снег кружится,белая вся улица"

Рисование "Зеленой красавицы"...

Снег, снег кружится

Развлечение для детей первой младшей группы. В этом развлечении создаем у детей бодрое настроение, учим детей выразительно читать стихи. Знакомим с зимним временем года....

Снег,снег идет!

Ознакомленние со свойствами снега...

«Снег, снег кружится, белая вся улица».

Конспект образовательной деятельности«Снег, снег кружится, белая вся улица»., в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...