Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Это Зимушка-зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие по познавательному развитию позволяет обобщить и систематизировать знания детей педготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_zimushka-zima.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Это Зимушка-зима»
Составила: Лазарева Наталья
Анатольевна
Самара, 2023
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в природе;
- обучать способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов;
- активизировать словарь по данной теме
Развивающие:
- развивать способность наблюдать и делать выводы;
- развивать интерес к исследовательской деятельности, любознательность;
- развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, слуховую память, зрительное внимание
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающей природе
Оборудование: картинка Зимы, полоски белого и синего цвета, разрезные картинки с признаками зимы, палочки для опытов, красный и зеленый картон, салфетки, тарелочки со снегом и льдом, лупы, воронка, фильтровальная бумага
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила по электронной почте для вас письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка.
Ну, кто же я? (Зима)
Воспитатель: Правильно! Письмо пришло от Зимы. Давайте скорее прочитаем его.
Здравствуйте, дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима.
Много снега намела.
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю.
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться.
Помогите мне скорей,
Вместе будет веселей.
Вы письмо моё читайте,
Все заданья выполняйте!
Воспитатель: Ребята, поможем Зиме, чтоб она у нас осталась подольше и порадовала своими забавами? Для этого нам нужно выполнить задания, которые она нам приготовила. Вы готовы? Тогда вот вам 1 задание.
Словесная игра «Хорошо – плохо»
Ребята, для начала давайте с вами разберемся в том, зима – это хорошо или плохо? Мы будем выкладывать снежинки из полосок: белая полоска обозначает, что в зиме хорошо, синяя полоска – что в зиме плохо (проводится игра и выкладывание снежинок). Посмотрите, какие у нас получились красивые снежинки. Все-таки зима – удивительное время года! Молодцы, ребята! Вы справились с 1 заданием. Несмотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче - зима веселая пора. На нашей огромной планете много разных стран. Но в каждой стране зима разная. А есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их называют жаркими странами. И вот вам 2 задание.
Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признак»
Воспитатель: Представьте, что к нам в гости приехали жители этих жарких стран. Зимы они никогда не видели, но очень бы хотели про нее узнать. Давайте попробуем им рассказать, какая же у нас зима (дети называют слова-признаки)
Воспитатель: Молодцы! Жители рады, что вы им объяснили, какая бывает зима. Теперь и они это знают. Зима приготовила нам следующее задание.
Игра «Разрезные картинки»
Для этой игры вам нужно разделиться на тройки. Проходите к столам, берите конверт, доставайте части картинки, из которых вам нужно сложить целое. (дети складывают). Что изображено на всех ваших картинках? По каким признакам вы догадались, что это зима? (дети называют признаки зимы) Какие вы молодцы! Вы назвали все признаки, по которым мы определяем, что наступила зима. Ребята, Зима приезжает к нам на тройке белых лошадей. Что это за тройка? Правильно, это зимние месяцы. А как они называются, отгадайте загадки.
«Году конец и начало зиме!» —
Такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в … (Декабре)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год придет
И добавку принесет! (Февраль)
Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки. Предлагаю отдохнуть
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг да скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Воспитатель: Ребята, Зима нам прислала своё любимое стихотворение и предлагает поиграть со словом «снег». Я буду читать вам стихотворение, а вы будете подсказывать мне последние слова. Давайте попробуем. Слушайте внимательно.
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые…снежинки.
На дорожки, на лужок всё снижается... снежок.
Вот веселье для ребят - всё сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … снежки,
Словно в белый пуховик нарядился... снеговик.
Рядом снежная фигурка - эта девочка — … снегурка.
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... снег.
Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Давайте ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Посмотрите, как интересно: слово снег сначала превратилось – в снежок, затем в снегопад, потом – в снежки, потом – в снеговика, потом – в снегурку и в снегирей. Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Да, как много родственников у слова «снег». Вот, оказывается, как интересно: если взять любое слово и каждый раз произносить его, меняя, только окончание, то мы познакомимся с его родственниками.
Воспитатель: Ну, что, кажется, с этим заданием мы тоже справились. Ребята, а вы любите экспериментировать, проводить опыты? Тогда Зима приглашает нас в свою лабораторию. В лаборатории нужно быть очень внимательными, без разрешения ничего не трогать и не брать. Выполнять только то, что я скажу (дети подходят к столам, где на тарелках лежат снег и лед, а так же стоят тарелки с крупной солью, ложки)
Опыт 1.
Положите на зеленый картон снег, а на красный - лед. Посмотрите через снег. Что видите? Посмотрите через лед. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
Опыт 2.
Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лед. Что обнаружили? (Снег можно проткнуть палочкой, он рыхлый, мягкий. Лед нельзя проткнуть, он жесткий, твердый) А сейчас мальчики себе на ладошку положите немного снега, а девочки - кусочек льда. И посмотрим, что у нас получится. Что вы чувствуете? А теперь что появилось на ладошках? Откуда вода взялась? Что быстрее растаяло? Как думаете, почему?
Опыт 3.
Ребята, подскажите, а можно есть снег? Вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, воронка, фильтровальная бумага и прозрачный стакан. В воронку мы положим фильтровальную бумагу. И нальём воды. Смотрите, что происходит? Вода стекает вниз в стакан, а всё, что было в воде - остаётся на бумаге. Давайте, посмотрим, что осталось на бумаге через лупу (дети рассматривают бумагу через лупу и комментируют свои наблюдения) Скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берется снег? Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?
Опыт 4
Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку и надавливаем ею на соль.
Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Зимы. Вам понравились задания, которые она принесла? Что вам понравилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без зимы и снега? Почему? Правильно. Зимой природа отдыхает, чтобы осенью дать хороший урожай и радовать нас весной и летом. А еще зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другое время года.
Рефлексия. Что же, раз вам сегодня все понравилось и было интересно, предлагаю вам нарисовать снежинку, которую вы подарите дома и расскажете о сегодняшнем необычном занятии (звучит спокойная музыка, дети рисуют)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка – зима».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Зимушка-зима" с использованием педагогической технологии-интегрированное обучение....
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы «Зимушка-зима» .
Задачи:Познавательное развитие – расширять кругозор детей, формировать знания о зиме, учить узнавать и называть величину, цвет, форму и величину предмета (в данном случае – снежного кома),...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Здравствуй, Зимушка – Зима»
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и углубить знания о зимеЗадачи:Образовательные: расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в природе. Обучать способам исследования окружающего мира на примере...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Зимушка-зима»
создание условий для обобщения и углубления знания о зиме...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима»
Расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в природе. Обучать способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима»...