Закаливание в детском саду
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Даминова Зульфия Сайфутдиновна

ить д Научить  детей приёмам массажа биологически активных точек. Развивать умение правильно дышать,

исписпользуя дыхательную гимнастику. Развивать коммуникативные качества, умение преодолевать барьеры

в общении. Расширять словарный запас (здоровье, витамины, самомассаж.) Воспитывать осознанное

отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в дошкольном учреждении

Даминова З.С., воспитатель средней группы

структурного подразделения «Детский сад»

МБОУ ″СОШ № 7 им. В.И. Медведева″

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж. Дьюи продолжил У.Х. Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

В  России  педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Цель: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Задачи:

  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
  • создать необходимые условия для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника; возможности реализации индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;
  • активизировать интерес к познанию, любознательность;
  • формировать ценностные ориентации у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, о нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;
  • развивать познавательные способности.

Принципы реализации проектов:

  • создание условий для стимулирования интересов детей
  • выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве
  • мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы
  • учет возрастных особенностей
  • системность
  • сезонность
  • учет личности
  • взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи.

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов.

  1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.
  2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.
  3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.
  4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.

Состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный.

По продолжительности:

  • краткосрочный (1-2 недели),
  • средней продолжительности (1-3 месяца),
  • долгосрочный (до года).

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:

  1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
  2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
  3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.
  4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.
  5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.

Работа над проектом включает деятельность детей и педагога, подробно это освящено на слайде.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана - схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое мероприятие.

Далее на слайдах описаны форма написания паспорта проекта и его паутинка.

Критерии эффективности детской проектной деятельности:

  • самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;
  • системность и учет возрастных особенностей ребенка;
  • взаимодействие с взрослыми; важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же,  под умелым ненавязчивым руководством педагога или родителя);
  • презентация и оценка деятельности ребенка; результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Проектная технология в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Отмечены такие результаты:

  • повышение детской самостоятельности, активности, любознательности;
  • развитие творческого мышления, умение находить выход из трудной ситуации;
  • формирование уверенности в своих силах;
  • активное участие родителей и других членов семей в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Технология проектирования очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Список литературы

  1. Близнецова В.С. Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя, - №9 2009.
  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. -  СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». -  М.: «Скрипторий 2003»,  2011.
  5. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ  «Гелиос», 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание в детском саду

Закаливание является одним из важных элементов здорового образа жизни. Существует множество традиционных средств и методов закаливания. Все процедуры закаливания в детском саду проходят на фоне веселы...

Закаливание в детском саду

Закаливание в детском саду - один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеаний.Указаны принципы , правила и противопоказания, признаки и формы закаливания, гимнастика после с...

Закаливание в детском саду

Некоторые правила закаливания детей....

Закаливание в детском саду.

Закаливать ребенка в детском саду или нет-польза или вред?...

закаливание в детском саду

необходимость закаливания...

Методическая разработка "Закаливание в детском саду"

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на рез...