Проект.
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
Для детей группы среднего дошкольного возраста:
«Волшебная соль».
Тема проекта: «Волшебная соль».
Участники проекта - воспитатель, дети средней группы, родители.
Вид проекта – познавательно- исследовательский.
Сроки реализации проекта - краткосрочный (1 неделя)
Постановка проблемы.
Соль - незаменимый продукт питания, о которой дети очень мало знают.
Актуальность.
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного?
Цель работы:
Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
- Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах.
- Расширять представления о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде. Познакомить с тем, каким способом добывается соль в нашей стране.
- Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
Методы и приёмы реализации проекта:
- Игровая деятельность;
- Наблюдения;
- Опытно- экспериментальная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
Ожидаемый результат:
- Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде.
- У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
- У детей должны сформироваться опытно - исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.
План работы по реализации проекта.
- Подготовительный этап.
- Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов.
- Подборка презентаций о добыче соли и применении её в разных областях.
- Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
Знакомство со свойствами соли, использовании ее в жизни человека.
Беседа с детьми «Что мы знаем про соль?»,
Опытно-исследовательская деятельность (картотека)
Социально-коммуникативная деятельность.
Чтение чешской сказки «Соль», А. Разумихин «Как Иван - купеческий сын за солью ходил», пословицы, поговорки, загадки про соль.
- Музыкально – художественная деятельность.
Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотр мультфильм «Как казаки соль добывали», «Лунтик. Насолили»
- Игровая деятельность.
- Проведение игр: дидактических, словесных, творческих.
- Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»
Работа с родителями:
- Знакомство родителей с проектом.
3. Заключительный этап.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Проведение викторины «Что мы знаем о соли?»
- Обработка и оформление результатов проекта.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
Загадки о соли.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
Русская народная сказка: Соль.
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый - Федор, другой - Василий, а третий - Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли - себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
- Ты и головы домой не привезешь! - но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит - в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван - купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару - русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
- Говори, в чем дело - какая нужда?
- Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
- А каким товаром торги ведешь?
- Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
- А ну, - говорит, - покажь!
Иван - купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: "Да это просто-напросто белый песок!" И говорит Ивану с усмешкою:
- Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: "Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят - какую они соль кладут?"
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван - купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье - это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
- Позвать его сюда!
Привели Ивана - купеческого сына к царю.
- Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
- А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
- Да не очень дорого: за две меры соли - мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь - прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван - купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал - живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула - кругом море. Иван - купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний - корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы - вачеги - висят: после дождя сушит.
- Что тебе здесь надобно? - спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
- Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
- Ах, - говорит, - ведь я шапку сронил!
- Ну, брат, далеко твоя шапка - верст с пятьсот назади осталась, - отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
- Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься - худо тебе будет.
Иван - купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
- Вот, - говорит, - мой жених, а не тот, что за столом сидит!
- Что такое? - спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
- Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил - в ту же минуту является у ворот великан:
- А, Иван - купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
- Прости меня! - говорит Иван купеческий сын. - То не я хвалился, то хмель хвалился.
- А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
- Ну, Иван - купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-793667-1465631150.jpg)
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...