Проект.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Пархоменко Оксана Николаевна

"Волшебная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Волшебная соль"24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Для детей группы среднего дошкольного возраста:

«Волшебная соль».

Тема проекта: «Волшебная соль».

Участники проекта - воспитатель, дети средней группы, родители.

Вид проекта – познавательно- исследовательский.

Сроки реализации проекта - краткосрочный (1 неделя)

Постановка проблемы.

Соль - незаменимый продукт питания, о которой дети очень мало знают.

Актуальность.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного?

Цель работы:

Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования:

  • Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах.
  • Расширять представления о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде. Познакомить с тем, каким способом добывается соль в нашей стране.
  • Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Игровая деятельность;
  • Наблюдения;
  • Опытно- экспериментальная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;

Ожидаемый результат:

  • Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде.
  • У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
  • У детей должны сформироваться опытно - исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.

План работы по реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  • Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов.
  • Подборка презентаций о добыче соли и применении её в разных областях.
  1. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.

Знакомство со свойствами соли, использовании ее в жизни человека.

Беседа с детьми «Что мы знаем про соль?»,

Опытно-исследовательская деятельность (картотека)

Социально-коммуникативная деятельность.

Чтение чешской сказки «Соль», А. Разумихин «Как Иван - купеческий сын за солью ходил», пословицы, поговорки, загадки про соль.

  • Музыкально – художественная деятельность.

Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотр мультфильм «Как казаки соль добывали», «Лунтик. Насолили»

  • Игровая деятельность.
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих.
  • Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»

Работа с родителями:

  • Знакомство родителей с проектом.

3. Заключительный этап.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Проведение викторины «Что мы знаем о соли?»

- Обработка и оформление результатов проекта.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлеб да соль, ем да свой.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Чтоб потом положить по щепотке
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.

Загадки о соли

  • В воде родится, а воды боится. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

Русская народная сказка: Соль.

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый - Федор, другой - Василий, а третий - Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли - себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
- Ты и головы домой не привезешь! - но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит - в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван - купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару - русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
- Говори, в чем дело - какая нужда?
- Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
- А каким товаром торги ведешь?
- Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
- А ну, - говорит, - покажь!
Иван - купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: "Да это просто-напросто белый песок!" И говорит Ивану с усмешкою:
- Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: "Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят - какую они соль кладут?"
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван - купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье - это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
- Позвать его сюда!
Привели Ивана - купеческого сына к царю.
- Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
- А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
- Да не очень дорого: за две меры соли - мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь - прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван - купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал - живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула - кругом море. Иван - купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний - корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы - вачеги - висят: после дождя сушит.
- Что тебе здесь надобно? - спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
- Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
- Ах, - говорит, - ведь я шапку сронил!
- Ну, брат, далеко твоя шапка - верст с пятьсот назади осталась, - отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
- Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься - худо тебе будет.
Иван - купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
- Вот, - говорит, - мой жених, а не тот, что за столом сидит!
- Что такое? - спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
- Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил - в ту же минуту является у ворот великан:
- А, Иван - купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
- Прости меня! - говорит Иван купеческий сын. - То не я хвалился, то хмель хвалился.
- А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
- Ну, Иван - купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...