Картотека опытов и экспериментов с бумагой для детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру

Сердюкова Алла Викторовна

Картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоалександровский детский сад»

Картотека опытов и экспериментов с бумагой для детей дошкольного возраста

Выполнила воспитатель: Сердюкова А.В.

                                                                                       

Содержание:

1. «Видно ли сквозь бумагу?»

2. «Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист?

3.«Рвется ли бумага»

4. «Мнется ли бумага и какую бумагу легче смять?»

5.«Можно ли изменить прочность одного и того же тетрадного листа»

6.«Опыт с бумагой и стаканом воды»

7.«Опыт с капиллярностью бумаги»

8. «Сильная бумага»

9. «Рекордный вес»

10. «Цветение лотоса»

11. «Складывание бумаги»

12. «Склеивание бумаги»

13. «Летающая бумага»

14. «Притягательный воздушный шар»

15. «Сравнение бумаги»

16. «Разрывание бумаги»

17. «Сильная бумага»

                                             

                           

«Видно ли сквозь бумагу?»https://i.pinimg.com/736x/f1/f9/df/f1f9df697bcdf0954dbdea874a94a872.jpg

Цель: побуждать самостоятельно, добывать знания о свойствах бумаги.

Материал: листы белой бумаги, листы кальки, цветные картинки.

Ход опыта: Воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги. Затем воспитатель предлагает детям положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Видно картинку? Дети отвечают, что картинку не видно. Почему не видно? Потому что бумага непрозрачная. Воспитатель предлагает вместо листа белой бумаги положить кальку. Что изменилось? Дети отвечают, что картинку видно. Калька прозрачная.

Вывод:  бумага бывает прозрачная и непрозрачная.

                     

 «Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист?»

Цель: актуализировать у детей знания и представления о бумаге, ее свойствах.

Материал: бумажная салфетка, тетрадный лист.

Ход опыта: возьмём емкость с водой и положим в нее  салфетку и тетрадный лист. Что произошло? (показ).

Вывод:  Салфетка  намокла быстрее, чем тетрадный лист, значит,          мягкая бумага намокает быстрее, чем более плотная.

                        «Рвется ли бумага?»

Цель: показать еще одно свойство бумаги.

Материал: цветная бумага, любая ткань.

Ход опыта: попробуйте порвать руками ткань. Что произошло? Ткань не рвется. А теперь порвите бумагу и что у нас получается? 

Вывод: Значит, бумага хорошо рвётся.

«Мнется ли бумага и какую бумагу легче смять?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами бумаги.

Материал: цветная бумага, цветной картон.

Ход опыта: попробуйте смять рукой лист цветной бумаги, а затем лист картона. Что было легче смять? Цветную бумагу легче смять, чем картон, так как картон плотный и его смять тяжелее. А теперь попробуйте эти два листа распрямить и придать им ту же форму. Удалось ли это сделать?

Вывод:  Удалось ли это сделать?

Нет, так как бумага хорошо мнется и распрямить ее не удается.

«Можно ли изменить прочность одного и того же тетрадного листа?»

Цель: продолжать исследовать свойства бумаги.

Материал: бумага, три кубика.

Ход опыта: берем два кубика, а сверху кладем тетрадный лист (делаем мостик). Ребенок строит «мост». Положим на мост третий кубик, что получилось?

А теперь возьми этот же лист бумаги и сделай из него гармошку и снова построй мост из этой бумаги, проверь, выдержит ли кубик такой мост? Вывод: Выдержал! Значит бумага гармошкой крепче, прочнее.

«Складывание бумаги»

Цель: определять необычные качества и свойства бумаги.

Материал: бумага.

Ход опыта: Как вы думаете, сколько раз можно сложить этот лист бумаги? Я утверждаю, что вы не сможете сложить эту бумагу даже 7 раз. Проверим?

Вывод: бумага довольно пластична, но не до бесконечности. В определённый момент она перестаёт гнуться.

«Опыт с бумагой и стаканом воды»

Цель: как проявляется атмосферное давление.

Материал: стакан, вода, бумага, блокнот.

Ход опыта:

1.Пусть ребенок наполнит стакан водой. Не наполняйте стакан полностью, оставьте немного воздуха. 2.Дальше вырезаем бумажный квадрат, немного превышающий верхнюю кромку стакана. Пусть ребенок запишет в блокнот свою гипотезу, что произойдет с водой в стакане и бумагой в перевернутом состоянии. Помогите ребенку накрыть стакан квадратом, плотно прижать рукой и предельно аккуратно перевернуть. Какое-то время придерживайте рукой бумагу — затем медленно отпустите.

3.Пусть ваш ребенок зарисует перевернутый стакан, и обозначит в нем воду, воздух и бумагу. Что происходит? Спросите вашего ребенка, почему так происходит, как он думает? Пусть запишет в блокноте, верна ли была его гипотеза, и что произошло со стаканом. Попробуйте провести этот опыт с другим видом бумаги и другим стаканом, или нагреть воду, что изменится?

 Вывод: «Крышка» прилипает к кромке стакана, а вода не может вылиться. Все происходит потому, что в перевернутом стакане вода давит на бумагу сверху вниз, увеличивая объем вещества (воздуха, паров воды и самой воды) в стакане. Если температура не меняется, то давление вещества в стакане уменьшается, а внешнее атмосферное давление остается постоянным. Чем больше разница в давлении, тем лучше бумага будет удерживать воду, но через некоторое время вода может испариться, и давление внутри и снаружи стакана выровняется. Тогда бумага больше не сможет удерживать воду.

                              «Опыт с капиллярностью бумаги»

Цель: Детям всегда интересны проводимые опыты с бумагой для изучения ее свойств. А такой опыт показывает еще одно ее характерное свойство: впитывание жидкости. На примере с салфеткой оно проявляется как нельзя лучше. Такое «рисование» приведет ребенка в восторг.

Материал: стакан, салфетка, вода, ножницы, фломастеры.

 Ход опыта: салфетки отрезается полоска. Ее ширина должна составлять три или четыре сантиметра.

1.По всей ширине полоски в один ряд необходимо нарисовать квадратики или кружочки (по желанию) разного цвета.

2.Стакан до половины следует заполнить водой.

3.Разрисованную полоску одним концом нужно зацепить за край стакана, а второй конец опустить в воду.

4.Затем необходимо просто наблюдать. Вода поднимается по полоске вверх и «рисует картину». Это иллюстрация капиллярного эффекта. Из-за пористой структуры салфетки (она изготовлена из целлюлозы), жидкость без затруднений поднимается вверх и размывает рисунок.

 Вывод: Такие опыты помогут ребенку глубже познакомиться с физическими и химическими свойствами материала, научат наблюдательности и изобретательности.

«Склеивание бумаги»

Цель: показать, что бумагу можно склеить.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход опыта: разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части. Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

                         

«Сильная бумага»

Цель: определять необычные качества и свойства бумаги.

 Материал:: 2 пустые банки, лист бумаги, чайничек или любая посуда, довольно тяжёлая.

Ход опыта:1.Поставим две банки на расстоянии 20-30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3. Поставим на лист наш чайник. Бумага не выдержит его веса и прогнётся вниз.
4. Изменим немного опыт. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту «гармошку» на две банки и поставим на неё чайник. Гармошка не прогибается!

Вывод:  меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

                                     «Цветение лотоса».

Цель: определять необычные качества и свойства бумаги.

Материал: бумага и тарелка с водой.

Ход опыта: Видели вы когда-нибудь, как распускается утром на озере лотос? Это чудесное зрелище я вам сейчас покажу. Это цветок из обычной бумаги. Сейчас я его опущу в тарелку с водой и о чудо! Прямо на ваших глазах лотос начинает раскрываться.

Вывод: бумага впитывает в себя воду, тяжелеет, начинает погружаться на дно и происходит её деформация.

                                       

«Рекордный вес».

Цель: как обычный лист бумаги выдержит ещё больший вес - рекордный!

Материал: бумага, ножницы, клей или скотч, картон.

Ход опыта: Для проведения опыта разрежем лист бумаги на полосы. У меня получилось 6 полос. Теперь скатаем их в рулончики и закрепим концы клеем или скотчем, чтобы не разматывались. Ставим рулончики бумаги на стол, сверху кладём какой-нибудь плотный материал, например, картон.

А теперь приступаем к эксперименту. Какой же вес выдержит бумага? Осторожно сверху кладём кирпичи. Взвесим наш груз. Вывод: бумага довольно прочный материал и может выдержать значительные нагрузки.

                                      «Сильная бумага»

Цель: исследование бумаги на прочность.

Материал: бумага, две опоры, любой груз.

Ход опыта: в следующем опыте для детей с бумагой предлагается продемонстрировать детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим какую-нибудь фигурку.

Вывод: Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.

«Летающая бумага»

Цель: показать, что легкая бумага разлетается.

Материал: полоски фольги, веер.

Ход опыта:  педагог принесла детям полоски фольги (конфетная обёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие поэтому, когда дует ветер - они разлетаются. 

                      «Притягательный воздушный шар»

Цель: показать, что воздушный шар притягивает.

Материал: воздушный шар, конфетти.

Ход опыта: этот опыт является логическим продолжением предыдущего. Надуваем воздушный шарик, трем им о шерсть, мех или волосы и насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипает к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Вывод: Разноцветные бумажки (конфетти)будут держаться довольно долго.

«Сравнение бумаги»

Цель: сравнить разные виды бумаги.

Материал: альбомный лист, ножницы, картон

Ход опыта: детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага, оба вида бумаги были обследованы6 визуально, тактильно. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала простую бумагу. Бумага  разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага.

                                   «Разрывание бумаги»

Цель: показать, что бумага легко разрывается.

Материал: картон, бумага.

Ход опыта: педагог предложила детям два вида материала: бумагу,          ткань

Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарные опыты и эксперименты – практические методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих...

Опыты и эксперименты в экологическом воспитании детей дошкольного возраста как средство их познавательного развития

В экологическом воспитании детей одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблю...

Картотека: Опыты и эксперименты с водой (для старшего дошкольного возраста)

Какие свойства имеет вода, ее передвижение в почве, как образуется иней - и другие опыты и  эксперименты можно провести с водой в старшем дошкольном возрасте....

Картотека опытов и экспериментов с бумагой для детей дошкольного возраста

Изучение и закрепление свойств бумаги путем экспериментов и опытов....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СО СНЕГОМ И ЛЬДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Как образуется иней?»«Превращение воды в лёд»«Лед и соль»«Где образуется снег?»«Можно ли пить талую воду?»«Защитные свойства снега&ra...

Консультация для родителей. Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель. Повысить теоретические знания и практические умения в опытно-экспериментальной деятельности у родителей с детьми дошкольного возраста....