Презентация: "Знакомство с народами севера Красноярского края"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Знакомство дошкольников с региональными художественными промыслами Северных народов.
Формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstva_s_narodami_severa_krasnoyarskogo_kraya.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью работы является: Знакомство дошкольников с региональными художественными промыслами Северных народов . Формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры;
Северные народности вели кочевой или полукочевой образ жизни. Традиционными видами промыслов были: охота, рыбная ловля, оленеводство. Все это требовало от таких качеств, как выносливость, трудолюбие, стойкость, мужество. Эти качества позволили им выжить в самых трудных жизненных ситуациях. Всегда в почете хорошие охотники, рыбаки, оленеводы, мастерицы по пошиву одежды. Вся одежда и обувь, почти вся утварь из бересты, меха, травы, рыбной кожи сделана руками женщины. Изделия из дерева, кедрового корня, кости – дело мужских рук. Это нарты, лодки, весла, миски и пр. В семье национальные трудовые традиции и навыки передавались в каждодневном труде, при распределении повседневных обязанностей между всеми членами семьи. Воспитание дочерей лежит исключительно на обязанности матери: она учит их с малолетства сучить нитки из оленьих жил, шить одежду, обувь, ставить чум и вообще исполнять работу, составляющую удел женщины Севера. Воспитание же сыновей лежит на обязанности отца: он берет их с собой на охоту, приучает владеть луком, арканом, учить ловить рыбу, загонять оленей и т.д . Девочка в 2-3 года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет, напоминающий рога оленя. В 6 лет ребенок мог управлять оленьей упряжкой и даже мог получить ее в личное пользование. За сезон дети собирали десятки килограммов ягод, грибов. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик уже один ходил на охоту.
Сказки народов севера Красноярского края «Откуда пошли разные народы» ( долганская сказка) В старину были очень жестокие зимы. Однажды поднялась страшная пурга. Люди даже высунуться не смели из чумов. Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами. Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь. Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну. Вернулся он к своим людям и сказал: — Я нашел хорошее, жаркое место. Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ. Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели. И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали в путь. А человек этот сказал: — Все теперь слышали мою весть! Но сам он не пошел, остался на прежнем месте. Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода. Надел эту доху и в птицу луня превратился Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну. По пути подстреливают дичь для своего пропитания. У старинных людей оружием были луки. Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья. Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один человек другому стал говорить: — Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке! И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.
«Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка) Задумала старая росомаха со своим стариком новые места для жилья искать. Слух прошёл, что за рекой и зверей много, и пищи больше. Вот и решили они свой чум и всё своё добро через реку переправить и там поселиться. Пошёл муж росомахи в лес берёсту драть, чтобы лодку сшить. А старуха своё добро в сумы сложила и села на берегу его поджидать. Смотрит она — плывёт по реке лодочка, а в ней лисица. Приплыла лисица к росомахе, узнала, в чём дело, и предложила переправить сумы с добром в своей лодочке. Обрадовалась росомаха, схватила сумы и потащила в лодку. До краёв поклажи набралось. Хочет росомаха и сама на сумы сесть. — Погоди, — говорит лисица, — утонуть можно. Сначала я вещи перевезу, а потом и тебя. Оттолкнулась лисица веслом от берега и поплыла по течению. Всё дальше и дальше уплывает лисица. Поняла тогда росомаха, что обманула её хитрая лиса. Села она на камень у воды и заплакала. Летел мимо дятел и услыхал, что росомаха плачет. Узнал он про горе росомахи и полетел за лисой. Полетел напрямик, через лес. Обогнул он большой мыс, сел на сучок и ждёт, когда лисица до него доплывёт. Видит — вдали лодка с лисой показалась. Поравнялась лодка с кустом — дятел притворился больным и просит: — Лисичка, лисичка, возьми меня к себе в лодку! Взяла его лиса в лодку. Спрятался дятел за сумами с добром, его и не видно. Плывут они дальше. Лиса на корме сидит. А дятел уткнулся носом в лодку и долбит её незаметно. Тонкая берёста и прорвалась. Стала в лодку вода набираться. — Что это? Никак, лодка течёт? — спрашивает лиса в испуге.
— И верно, течёт, — отвечает дятел, — должно быть, где-то на берёсте шов разошёлся. Подъехали на лодке к берегу. Выскочила лисица и говорит дятлу: — Ты вытаскивай поклажу из лодки, а потом и лодку на берег тащи. А я пока в лес пойду, еловой смолы поищу. Заделаем дырку и дальше поплывём. Только лисица в лесу скрылась, дятел сложил прутики, заткнул ими дырку. Потом сел в лодку и поплыл обратно к росомахе. Бежит лиса из лесу, смолу несёт. А лодка уже далеко по реке уплыла. — Дятел! Разбойник! Вернись сейчас же! — Нет, лисица, не вернусь, — отвечает дятел. Приплыл дятел с добром к месту, где чум росомахи стоял. Обрадовались старики. — Ну, — говорит старик, -что же мы этому доброму дятлу в награду дадим? И сшила старуха дятлу замшевую курточку, раскрасила её цветной глиной, а на голову пёструю шапочку надела! Стал дятел нарядным, красивым. А старик был хороший кузнец. Сковал он дятлу крепкий стальной нос и выточил когти. С тех пор ходит дятел в пёстром наряде. А стальным носом самое крепкое дерево продолбить может.
«Собаки и человек» (Эвенкийская сказка) Возле чума, на синем снегу, три собаки сидели: пастушеская Оронка , охотничья Лайка, ездовая Нартка . Собаки спорили. Оронка хвалилась: — Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит. Я ему стерегу самое дорогое — оленей! — Глупая ты, Оронка ., я лучшая собака, — отвечает Нартка , — мне человек жирный кусок бросит. Я вожу его доброо , без меня он кочевать не мог бы. Лайка сердится: — Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали. Ведь я добычу в тайге ищу! Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красный стал. Каждая кричит: — Я лучшая собака! Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собака гордится: — Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу! — хвалится Лайка. — Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, — сердито отвечает Нартка . — Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу! — больше всех хвалится Оронка . Человек смеется: — Ишь, загордились. Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, — и ушел в чум. Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить. Лайка и говорит: — Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет. Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали. Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу запрыгала, белку на сосну загнала, хвалится: — Я свое дело сделала.
А белка на дереве сидит, качается. Тогда Нартка подбегает к Лайке: — Ты устала. Садись на меня, я тебя подвезу. Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала. Нартка говорит: — Вот и я свое дело сделала. А белка на ветке сидит, качается. Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится: — Вот и я свое дело сделала. А белка на ветке сидит, качается. Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело. Лайка вскочила: — Зайца чую! — и побежала по свежему следу. Зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке . Нартка говорит Оронке : — Садись, я тебя подвезу к зайцу. Заяц видит невиданное: собака на собаке едет! Прыгнул через них и в чаще скрылся. Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть с собак ветер сдул, ребра голодные выставились. Лайка жалобно воет: — Смерть нам, собаки, приходит, что будем делать? Решили обратно к чуму человека идти. Пришли. Услышал человек шорох, вышел из чума. — Ээ !.. беглецы вернулись… Эко подтянуло вас… Оголодали! Человек дал каждой собаке по большой жирной рыбине. Обрадовались они, жадно рыбу грызут, по сторонам озираются. С той поры собаки друзьями человека стали, ему служат верно. Оронка пасет оленей. Лайка добычу в тайге ищет. Нартка поклажу возит.
«Медведь и бурундук» ( Кетская сказка) Медведь в лес пошел топорище рубить. Топорище срубил, домой пошел, шел, шел и заблудился. Темно стало, он под корнем упавшего дерева лег и уснул. Утром проснулся, встал, есть захотел. Медведь посмотрел — кедровка на дереве сидит, кричит. Медведь подошел, спрашивает: — Есть шишки в этом году? А кедровка говорит: — В этом году шишек нет. Медведь сказал: — В этом году ты не помрешь. Он вперед шагнул и пошел. До обеда шел, в мелкий лес пришел. Маленькие кедры стоят, на них так много больших шишек, что ветки вниз согнулись. Медведь на дерево залез, шишки вниз бросать стал, шишек много сбросил, вниз слез, шишки жевать стал, орехи есть начал. Бурундук подошел и спрашивает: — Ты что, приятель, делаешь? А медведь говорит: — Я заблудился, свою берлогу потерял. А бурундук говорит: — Я твою местность знаю, твой отец и твоя мать меня воспитывали, когда я сиротой жил. Я могу тебя на твою родину отвести. Бурундук с дерева коры надрал, медведю глаза завязал, на голову ему сел и говорит: — А теперь иди. Медведь день шел, ночь шел, утром бурундук говорит: — Стой. Бурундук медведю глаза развязал. — Теперь, — говорит, — ну-ка посмотри! Твои места? Медведь глаза открыл и посмотрел: большая ель стоит, сучки на ней поломаны и кора поцарапана. По сторонам посмотрел — свою берлогу увидел. Медведь сказал: — Ты хороший товарищ, ты меня домой привел. Он бурундука взял, на лапу посадил и по спине погладил. От медвежьих когтей на спине бурундука пять черных полос осталось.
Рисуем сказку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. ...
проект "Народы, населяющие Красноярский край"
данном материале представлена презентация, отражающая работу в проекте...
Конспект "Животные севера Красноярского края"
Конспект "Животные севера Красноярского края"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Путешествие на север Красноярского края.
Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях....
Занятие в старшей группе Тема: Путешествие на север Красноярского края.
Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях....
Лэпбук «Животные Севера Красноярского края»
Лэпбук «Животные Севера Красноярского края»...
Презентация «Знакомство с жизнью народов Севера»
Презентация «Знакомство с жизнью народов Севера»...