Конспект интегрированного занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Зайчик и его друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Заяц – это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У зайца крепкие передние зубы. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Заяц - грызун. Он травоядный и млекопитающий зверь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_starshaya.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Зайчик и его друзья"
Цель: Закреплять и расширять знания детей о диких животных (о зайцах).
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с образом жизни диких зверей (зайцев).
Расширять знания детей о внешнем виде и характерных особенностях зайцев.
Вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Учить понимать и составлять рассказ по таблице (мнемотехника). Познакомить детей с нетрадиционным способом лепки.
Развивающие: Продолжать развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, мелкую моторику, творческие способности детей.
Развивать речь, расширять словарный запас детей, обогащать словарь детей прилагательными.
Развивать аккуратность в работе с пластилином и пуговицами.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброе отношения к животным. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент.
Словесные (беседа, художественное слово, загадки и вопросы детям).
Проблемные (проблемная ситуация, проблемные вопросы).
Наглядные (следы зайца, таблица-мнемотехника).
Игровые (дидактические упражнения-игры, пальчиковая игра, игра малой подвижности).
Практические (нетрадиционная лепка с использованием пуговиц).
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Материалы и оборудование: игрушечный заяц, коробка, следы зайца, таблица мнемотехника; салфетки, пластилин белый, доски для пластилина, стеки, пуговицы, тарелки для пуговиц, заготовки деревянные (по количеству детей).
Словарь: травоядные, грызуны.
Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных, чтение рассказов Е.И.Чарушина, рассматривание альбома «Дикие животные» и картин.
Планируемые результаты:
Углубить знания детей о лесных зверях (о зайцах). Проявлять интерес к выполнению заданий и упражнений. Обучение способам нетрадиционной техники лепки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: (Воспитатель использует игру-приветствие)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем – добрый день!
Заниматься нам – не лень.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (…)
(Сюрпризный момент - на столе лежит коробка)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая коробка (Воспитатель с детьми рассматривают коробку). Ребята, здесь что-то есть, но открыть я ее не могу. (Воспитатель обращают внимание детей на следы на полу). Коробку мы сможем открыть, если узнаем, чьи это следы. Посмотрите внимательно, как вы думаете, чьи это следы? (Д/игра «Чьи следы?»)
Но коробка все равно не открывается. Нам надо отгадать загадку:
Прыгает ловко. Любит морковку (Заяц)
Вот коробка и открылась. (Достает игрушку зайца) Это заяц! Он испуган и дрожит. Ребята, а как вы думаете, кого заяц боится? Дети: Лису, волка, хищных птиц. Воспитатель: Давайте мы его погладим, чтобы заяц успокоился (дети погладят зайца) Воспитатель: Ребята, а что можно сказать зайчику, чтобы он не боялся(…)
(дети садятся на стульчики)
Ребята, внимательно посмотрите на зайчика и скажите, какие части тела можно у него выделить.
Дети: Туловище, голова, лапы, уши, хвост, на мордочке - глаза, нос, рот, усы.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение И.Пивоваровой «Заяц»
Заяц лег на бугорок, подремать решил часок.
А пока он сладко спал, первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц белый, удивился… В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел… Кто меня переодел?
Воспитатель: Скажите, а какого цвета у зайчика шубка зимой?
Дети: Белого.
Воспитатель: А зачем зайцу зимой нужна белая шубка?
Дети: Зимой снег белый и зайцу нужна белая шубка, чтобы можно было спрятаться от хищников в снегу.
Воспитатель: А какого цвета у зайчика шубка летом?
Дети: Серого.
Воспитатель: А зачем зайцу летом нужна серая шубка?
Дети: Летом у зайца серая шубка, в ней удобно прятаться от хищников в тени под деревом, под кустом, в траве.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем зайцу длинные уши? (…) Ребята, а вы знаете почему у зайца длинные уши? (…)
Послушаете рассказ Т.Куликовской «Почему у зайца длинные уши»
Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.
Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.
Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Только уши у зайца с тех пор стали длинные.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Вспомни сказки». Вспомним и назовем сказки, где встречается заяц.
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц Коська и родничок», «Заяц- хваста», «Заяц и ёж», "Отважный заяц", "Мороз и заяц", "Почему у зайца короткий хвост", "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Сказки про зайца Коську" и др.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какой бывает зайчик?
Дети: Добрый, маленький, большой, пушистый, белый, серый, трусливый, доверчивый, длинноухий, хвастливый, невежливый, грустный, быстрый, осторожный, справедливый, шустрый, пугливый, дикий, ушастый… Физкультминутка-игра: «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит. И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать,
Кто-то зайку испугал, зайка раз и убежал…
(дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о лапах зайца? (Ответы детей). У зайца передние лапы короче, чем задние. А задние лапы большие, длинные и сильные. А знаете, почему? (Ответы детей).Задние лапы помогают зайцу в прыжке. Зайчиха-мать защищает своих зайчат от хищников, она падает на спину и задними ногами отбивается от них.
Воспитатель: Многие считают зайцев трусами. А ведь это не так. Зайчонок отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками. тарается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, стараясь запутать следы.
Случается и гибнет, спасая своих детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Есть такая пословица: «Заяц не трус, он себя бережет».
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Правильно, у зайца большие и крепкие передние зубы, которыми он грызет твердую пищу или кору деревьев. Животных, которые грызут и у них крепкие зубы, называют грызунами. Зубы заяц использует для питания, а не для нападения. Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей).
Правильно, зайцы питаются только растительной пищей, летом они едят траву, листья, грибы, плоды деревьев и кустарников. А зимой едят ветки, стебли, кору деревьев, корешки. Но самое любимое лакомство – кора осины.
Задние лапы, помогают зайцу убежать от лисы и волка, он ими отталкивается.
К моменту появления зайчат, мать готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама-зайчиха, то и она остановится, чтобы накормить малышей.
Запомните, ребята, если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: «Расскажи о зайце по картинкам».(Составление описательного рассказа о зайце по мнемотаблице)
Заяц – это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У зайца крепкие передние зубы. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молоком. Заяц ест морковку, траву, капусту.
Воспитатель: Ребята, наш зайчик загрустил, он хочет, чтобы у него были друзья, с которыми он смог бы играть и прыгать. А мы с вами можем ему в этом помочь. (Воспитатель предлагает детям сесть за столы)
Сейчас мы с вами будем делать друзей, для нашего зайчика, с помощью пластилина и пуговиц. Но сначала потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять (руки в замочке, пальцы поднять и опустить)
Вышел зайчик погулять (сжимать и разжимать кулачки) Загорал (ладошки поворачиваем)он и купался (сгибать два пальца)
И довольный он остался (хлопают в ладоши)
(Лепка проводится под музыкальное сопровождение).
(Итог занятия) Ребята, наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? (…) «Что вы сегодня узнали нового?» (…) «Какое задание больше всего понравилось?» (…) «Какое задание было для вас трудным?» (…) «Что бы вы хотели сказать зайчику?» (…)
Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.
Всем, всем – добрый день! Заниматься нам – не лень.
Гладят зайца
Хорошие слова зайцу
(дети садятся на стульчики).
Части тела
стихотворение И.Пивоваровой «Заяц»
Заяц лег на бугорок, подремать решил часок.
А пока он сладко спал, первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц белый, удивился… В чем же дело?
Был я сер, а стал я бел… Кто меня переодел?
Шубка
Уши
Рассказ Т.Куликовской «Почему у зайца длинные уши»
Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.
Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.
Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Только уши у зайца с тех пор стали длинные.
Сказки.
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц Коська и родничок», «Заяц- хваста», «Заяц и ёж», "Отважный заяц", "Мороз и заяц", "Почему у зайца короткий хвост", "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Сказки про зайца Коську" и др.
Какой заяц
Физкультминутка-игра: «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит. И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать,
Кто-то зайку испугал, зайка раз и убежал…
(дети садятся на стульчики).
Лапы
Зубах
Грызуны и травоядные
мнемотаблица
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять (руки в замочке, пальцы поднять и опустить)
Вышел зайчик погулять (сжимать и разжимать кулачки) Загорал (ладошки поворачиваем)он и купался (сгибать два пальца)
И довольный он остался (хлопают в ладоши)
(Итог занятия) Ребята, наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? (…) «Что вы сегодня узнали нового?» (…) «Какое задание больше всего понравилось?» (…) «Какое задание было для вас трудным?» (…) «Что бы вы хотели сказать зайчику?» (…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Как Петрушка с зимующими птицами познакомился"
Занятие для детей средней группы,направленное на развитие у детей бережного отношения к природным объектам,развития чувства сопереживания,ответственности....
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами изодеятельности на тему: «Что такое доброта?»
Создавать положительный микроклимат в группе, развивать симпатию, помощь детям в преодолении трудностей....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим с использованием игр и двигательных упражнений.
Конспект занятия с использованием элементарного эксперементирования...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"
Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Зимние приметы».Воспитатель Мамедова Алла Геннадьевна г. Москва
Закреплять знания детей о зиме, совершенствовать технику владения ножницами....
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ-технологии «Стекляндия – волшебная страна»
Конспект интегрированного занятия содержит конспект и презентацию...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...