Консультация для воспитателей "Знакомство детей с профессиями"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. Они должны понимать, чем они отличаются, для чего нужны и чем важны. В рамках дошкольного учреждения есть очень много возможностей рассказать малышам о разных специальностях. Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_professiyami.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с профессиями

Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. Они должны понимать, чем они отличаются, для чего нужны и чем важны. В рамках дошкольного учреждения есть очень много возможностей рассказать малышам о разных специальностях.

Почему важно? Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.

Важность знакомства детей с профессиями

Для правильного развития и социализации детей очень важно организовать им знакомство с профессиями взрослых. При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом.

По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Когда дети чувствуют, как на них воздействует труд взрослых людей, они начинают понимать его значимость. Ребёнок осознаёт, что означает «трудиться», и видит, насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду.

Современные дети интересуются абсолютно всем. Им нравится узнавать что-то новое, поэтому они с радостью изучают историю, археологию, палеонтологию по различным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п.

В детский сад они берут с собой не сказки, а довольно сложные книги. Им недостаточно каких-то поверхностных объяснений процессов, которые происходят вокруг них. Нередко дети задают такие вопросы, ответы на которые воспитатель и родители ищут на просторах интернета.

Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.

Задачи по ознакомлению детей с профессиями:

  • Моделирование профессионально-ориентированной среды, благодаря которой у детей появляется базовое понимание разнообразия профессий и возникает заинтересованность в труде.

  • Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.

  • Ознакомление малышей с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих процессах на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.

  • Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей.

  • Создание системы критериев и оценивания результатов работы по раннему знакомству детей с профессиями в детском саду.

  • Организация совместной работы с родителями и родственниками малышей для ознакомления детей с базовыми представлениями о различных видах деятельности, их значении для социума в целом и каждого отдельного человека в частности, развития позитивного отношения к любым законным профессиям.

Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

3 года:

Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). 

Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).

Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.

4 года:

Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.

Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.

Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).

Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.

Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

5 лет:

Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.

Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).

Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.

Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).

Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

6 лет:

Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.

Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.

Прививать уважительное отношение к любом труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.

Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.

Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.

7 лет:

Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).

Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической областей. При этом надо учитывать региональные особенности.

Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).

Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).

Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.

Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.

Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

В возрасте 6-7 лет дети начинают анализировать деятельность других людей и сравнивать себя с ними. Им всё больше хочется узнать о мире взрослых и их сферах труда.

Дети младших групп могут только повторять какие-либо действия за воспитателями и родителями, а более взрослые уже знают основные понятия о нескольких профессиях и могут о них рассказать: перечислить орудия труда, внешний вид работников этой сферы, что входит в их обязанности и почему их работа имеет значение для социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Консультация для родителей 2 младшей группы: «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойден стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – о...

Консультация для родителей "Знакомство детей с профессиями"

В начале консультации использовала презентацию "Кем стать?" В основе клипа – песня Елены Плотниковой и Гельсят Шайдуловой....

Консультация для родителей «Детям о профессиях — рассказываем в сказке»

Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям опрофессиях. Их очен...

консультация для родителей " Детям о профессиях"

Консультация для родителей " Детям о профессиях"...

Консультация для родителей "Детям о профессиях"

Все без исключения родители хотят, чтобы: их дети были счастливы, в жизни им сопутствовал успех, самореализовались в какой-то деятельности. То есть, получили профессию по душе, ориентируясь,...