Рабочая тетрадь "Путешествуем по России"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сальникова Оксана Владимировна

Рабочая тетрадь для детей старшего школьного возраста по направлению нравственно-патриотического воспитания. Может использоваться родителями и педагогами как тетрадью или отдельными страницами, в зависимости от темы. По работе с тетрадью разработаны методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon puteshestvuem_po_rossii_2.pdf2.37 МБ
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

     В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы формирования ценностных ориентаций нравственно – патриотической направленности. Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию  учебно – воспитательного процесса, удовлетворение интересов личности, адаптацию новых поколений к социокультурным изменениям. Наиболее значимым механизмом такой адаптации является система воспитания, обеспечивающая необходимую передачу ценностей, принятых в обществе. Воспитание любви к Родине – задача чрезвычайно сложная. Старший дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотическое чувство. Необходимо сделать так, чтобы ребенок смог усвоить нормы и нравственные правила на основе личностной структуры ценностей, убеждения и сделать свой выбор.

     Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени, зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

     Можно выделить особенности этапа формирования ребенка старшего дошкольного возраста. Во – первых, в этот период проявляется интерес к содержанию какой – либо деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, они умеют оценивать поступки людей. Во – вторых, они достаточно хорошо владеют речью в совместной деятельности и навыками общения. В – третьих, содержание деятельности во многом определяется и богатством воображения. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный жизненный опыт. В – четвертых, у детей старшего дошкольного возраста интенсивно развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно – волевая, эмоциональная, действенно – практическая. Кроме того, формируется опыт взаимоотношений в совместной деятельности, требующий согласования в ситуациях взаимодействия.

     В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по гражданскому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности. Глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

    Старшего дошкольника отличает любознательность, которая ярко проявляется в его активности, инициативности. Он проявляет

положительные эмоциональные реакции на предлагаемые познавательные мероприятия; задает познавательные вопросы, знает различные источники информации и владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей.

     Дошкольное детство Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев рассматривает как особо ответственный период в развитии ребенка. Когда закладываются основные личностные механизмы, возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности. О своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.

 По страничкам тетради

   Доступны ли детям старшего дошкольного возраста чувства гражданственности и патриотизма? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, стране, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Рабочая тетрадь «Путешествуем по России» является пособием для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как педагогами ДОУ, так и родителями.

   Реализация данной работы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания тетради соответствует принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории детей (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

   Задания, предлагаемые в тетради, можно выполнять как в процессе самостоятельной деятельности, так и под руководством взрослого. Помимо познавательной информации в пособии используются игровые, занимательные приемы, которые позволяют заинтересовать ребенка в познании окружающего мира и общества.

     В процессе работы по воспитанию гражданственности и формированию нравственных ценностей, на основе данной тетради, хорошо просматривается интеграция образовательных областей (Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение художественной литературы). Данный материал позволит воспитателям детских садов наглядно прослеживать обратную связь с детьми.

   Среди приведенных материалов, наряду с авторскими, имеются материалы заимствованные из других источников, модернизированные и апробированные мною в процессе работы.

УСЛОВНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

                           РАСКРАСИТЬ (ЗАШТРИХОВАТЬ)IMG_00071

CA4O90GG

                                      МАТЕРИАЛ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

IMG_000711

                                    МАТЕРИАЛ НА МЫСЛИТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

                       

                 

                    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 ПРИ РАБОТЕ С ТЕТРАДЬЮ

  1. Гордеева Е.П.:  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Издательство: "Учитель", 2007
  2. Алешина Н.В.:  Патриотическое воспитание дошкольников. Москва : ЦГЛ, 2004
  3. Арапова-Пискарева Н.А., Жуковская Р.И.:  Программа нравственно-патриотического воспитания «Маленькие россияне», «Мозайка-синтез»
  4. Виноградова Н.Ф.: Родной край, Просвещение, 2009
  5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019
  6.  Новицкая М.Ю.: Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва : Линка-пресс, 2003

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дерягина Л.Б.:  Моя Родина Россия.  Литера, 2007.
  2. Дерягина Л.Б.: Растения и животные России. Литера, 2007.
  3. Татарникова Л.Ю.: Права маленького гражданина. Литера, 2007
  4. Татарникова Л.Ю.: Я и моя семья. Литера, 2007.
  5. Соколова О.В.: правила поведения в опасных ситуациях. Литера, 2011.
  6. Синова И.В.: Герб, гимн, флаг России. Литера, 2010
  7. Ганул Е.А.: Города России. Литера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...

Рабочая программа Музея ДОУ «Я живу в России».

Основная идея и новизна программы состоит в том, чтобы включить имеющиеся экспонаты музея ДОУ в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс.......

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: "Беседа о труде рабочих России"

Уточнить знания детей о труде рабочих нашей страны; обогатить представлениями о рабочих профессиях людей Ленинского района города Нижнего Новгорода: строят заводы, работают на этих заводах; что изгота...

Рабочие программы 2 класса "Школа России"

Представлены рабочие программы учебного плана для 2 класса по Школе России...