Рабочая программа Музея ДОУ «Я живу в России».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Основная идея и новизна программы состоит в том, чтобы включить имеющиеся экспонаты музея ДОУ в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzeyu_ya_zhivu_v_rossii.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»
Принято: На педагогическом совете №1 Протокол №1 От «25» августа 2016 года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»» _________________С.Е.. Касаткина Приказ №508 от 01.09.2016г. |
Рабочая программа Музея ДОУ
«Я живу в России».
г. Нижневартовск
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3 | ||
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 | |
1.2 | Цели и задачи программы | 6 | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию содержания программы и условиям реализации | 7 | |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 8 | |
II. Содержательный раздел | |||
2.1 | Теоретико-методологические основы музейной педагогики | 10 | |
2.2 | Особенности организации музея в дошкольном образовательном учреждении | 14 | |
2.3 | Условия реализации программы | 16 | |
2.4 | Организационно-содержательный контекст, методы и формы работы | 20 | |
III. Организационный раздел | |||
3.1 | Содержание программы | 23 | |
3.1 | Направления реализации Программы | 23 | |
3.2 | Примерный тематический план | 26 | |
3.3 | Сотрудничество с семьями воспитанников (законными представителями) | 34 | |
3.4 | Перспектива развития музея | 36 | |
3.5 | Список литературы | 36 | |
Приложения |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа мини-музея дошкольные образовательные учреждения |
Основание для разработки программы | * Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; * Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013г. №68 – «Об образовании в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре»; * Постановление главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организации» * Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ от 14.11.2013г. №30384. * Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка»; * Приказ о создании музея дошкольного образовательного учреждения №508 от 01.09.2016г. |
Заказчик программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка» родители (законные представители) |
Составитель программы | Воспитатели: Иткинина Тамара Николаевна Янышева Русиля Равильевна |
Цель программы | Обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики, и на этой основе, формирование человека с духовно-нравственной системой ценностей, связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношением к историческому наследию российского народа. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 32 «Брусничка » Светлана Евгеньевна Касаткина Зам. зав. по ВМР МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 32 «Брусничка» Инна Владимировна Дементьева |
1. Целевой раздел
Любовь к Родине — не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила,
требующая организации, развития и культуры.
Л.Н. Толстой.
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей. Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их.
Самым ценным и главным достоянием музея является информация, заложенная в предметных коллекциях. Многогранность информационных ресурсов музея от книжно-письменной, визуальной культуры до аудиовизуальной и мультимедийной безгранична. Отсюда музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт развития творческого потенциала детей, культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию воспитанников, как в социокультурном, так и в историческом пространстве.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Программа направлена на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.
Программа привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Актуальность программы «Я живу в России», содержание которой составлено в соответствии с концептуальными положениями музейной педагогики, обусловлена особой важностью в эпоху массового снижения нравственных ценностей воспитания духовности, гражданственности и патриотизма через приобщение воспитанников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Основная идея и новизна программы состоит в том, чтобы включить имеющиеся музеи в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс, используя их потенциальные возможности.
При составлении программы использованы парциальные программы, рекомендованные Министерством образования РФ:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева;
«Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова;
программа, одобренная Федеральным экспертным советом по общему образованию «Непреходящие ценности малой родины» Е. В. Пчелинцева.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы «Я живу в России»
Целью реализации программы является обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики, и на этой основе, формирование человека с духовно-нравственной системой ценностей, связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношением к историческому наследию российского народа.
Задачи реализации программы:
- Приобщать детей к восприятию людей разных культур народов России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Формировать толерантность, уважение к другим культурам народов России, их понимание, принятие.
- Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – ханты (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла).
- Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.
- Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта, различными видами материалов (солома, береста, кружево, чеканка, глина, дерево и т.д...) используемых в декоративно-прикладном искусстве ознакомить; формировать основы фольклорной культуры.
- Проводить на базе музея торжественных акций, уроков мужества, вечеров-встреч с ветеранами, экскурсий, формировать у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отчизны, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России.
- Формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.
- Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.
1. 3. Принципы и подходы к формированию содержания программы и условиям реализации
Программа предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Подход к формированию содержания программы строится на принципах личностно–ориентированного, развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Основными принципами, обеспечивающими успешную реализацию и достижение положительных результатов внедрения программы в образовательный процесс, являются: системность, преемственность, адаптивность, научная обоснованность, педагогическая целесообразность, общественная значимость, ресурсная и технологическая обеспеченность, опережающее развитие.
Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических и этических представлений ребенка посредством внедрения форм, методов и приемов музейной педагогики.
Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Один из главных критериев отбора материала опирается на принцип культуросообразности - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России с учетом национальных ценностей и традиций.
При разработке содержания программы также учитывались следующие, принципы музейной педагогики:
- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
- комплексность – включение всех типов восприятия;
- системность, которая обеспечивает последовательное и целенаправленное усвоение информации и приобретение умений и навыков.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
С педагогами:
1. Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;
2. Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного
процесса;
3. Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности
детей.
4. Овладение педагогами практических навыков в организации познавательно-
исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических
проектов.
5. Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и
организации музея, по развитию познавательной активности детей.
С детьми:
1.Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-
образовательной деятельности;
2. Появление интереса к музейной культуре;
3. Развитие личностных качеств дошкольников;
4. Повышение качества воспитания и образования дошкольников.
С родителями:
1. Повышение музейной культуры у родителей;
2. повышение статуса семейного воспитания.
2. Активное участие родителей в создании и оформлении музея, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности.
3.Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…).
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования в процессе освоения программы дошкольник приобретает:
- представление о традиционных праздниках;
- знания и умение использовать в повседневной жизни традиций, обрядов, народных сказок, пословиц, поговорок, закличек, скороговорок, колыбельных и др.;
- знания и умение использовать народные и хороводные игры, считалки в свободной игровой деятельности, на прогулках;
- представление о видах и традициях народного декоративно-прикладного творчества;
- знания основных видов и приемов народного декоративно-прикладного творчества;
- умения в отдельных видах и приемах декоративно-прикладного творчества;
- умение видеть и понимать эстетическое и духовное содержание культурно-исторического материала;
- толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие;
- устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.
II.Содержательный раздел
- Теоретико-методологические основы музейной педагогики
На научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», проходившей в Мангейме в 1913 году, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк выступил с докладом, в котором поставил музей в один ряд с университетами и академиями. По его словам, университеты возникли в средние века, академии появились в эпоху абсолютизма, а в 19 веке к этим воспитательно-образовательным учреждениям присоединился музей.
Лихтварк первым предложил подходить к посетителю музея как к участнику диалога, он же определил роль посредника между ним и искусством, который впоследствии стал называться музейным педагогом. Этот термин был предложен значительно позже, по одним источникам К. Фризеном в 1934 году, а по другим – Г. Фрейденталем в 1931 году.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задачи по активизации творческих способностей личности воспитанника.
Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фрейденталь, А. Рейхвейн.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей - образование» немецкий ученый Г. Фрейденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:
- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;
- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
- при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.
Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейного средства в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:
1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ - символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.
2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производств и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
3. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.
Взаимодействие среды (в данном случае, дошкольного учреждения) и музейного пространства строится на следующих принципах:
1. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
3. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если воспитанник, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к детскому саду, уважения к педагогам и работникам образовательной организации;
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные занятия и исследовательскую работу в музее и образовательном учреждении.
Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к малой Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, семьи.
Не следует забывать и о том, что информация, полученная непосредственно от подлинных произведений искусства в музее, связана с особым эмоциональным восприятием. Эмоциональный отклик (по Л.С. Выготскому включение «умных эмоций») погружает в историческую эпоху и формирует «систему мировоззренческих представлений». Поэтому в качестве основных педагогических принципов культурной воспитательно-образовательной деятельности в музее исследователями выделены: максимальная активность воспитанников, включающая в себя самостоятельность в формулировке выводов; системность с учетом возрастных особенностей музейной аудитории; предметная наглядность; междисциплинарный подход, обеспечивающий интеграцию программного материала; создание новых образовательных технологий, основанных на синтезе искусств.
Это направление музейной педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Речь идет о переносе музейной информации непосредственно в воспитательно-образовательный процесс с развивающей культурно-образовательной средой. Широко использовать такой перенос позволяют инновационные аудиовизуальные, мультимедийные технологии, а также разнообразные интерактивные формы и методы обучения.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.
2.2. Особенности организации музея в дошкольном образовательном учреждении.
Музеи являются неотъемлемой частью культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п.
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и других, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного уровня индивида.
Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие.
Включение музейной среды в процесс развития помогает ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Посредством организации музея происходит приобщение дошкольников к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству.
Под музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Усвоения ребенком культурно-исторического опыта происходит в системе разных видов деятельности и, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музея направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Ведущими принципами функционирования музеев определены:
1.Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и комплексного решения различных воспитательно-образовательных задач.
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).
Наш музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно – эстетического развития дошкольников.
В группах у детей – игрушки, а музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все, что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед; для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
2.3. Условия реализации Программы
Условия реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым ресурсам, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования к психолого-педагогическим условиям
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей), создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В процессе реализации Программы должны создаваться возможности:
- для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Необходимые для реализации Программы элементы развивающей предметно-пространственной среды определяются в соответствии с решаемыми задачами, формами и методами организации воспитательно-образовательного процесса, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.
Требования к кадровым условиям реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается работниками дошкольного учреждения. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
Требования к материально-техническим условиям
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
- Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- Требования к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
- Требования к финансовому обеспечению реализации Программы.
Все помещения, используемые при реализации программы должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и охраны труда.
Мебель, оборудование, игровой и учебно-наглядный материал должны соответствовать отраслевым требованиям, иметь сертификаты соответствия стандартам, подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.
Необходимые для реализации Программы материально-технические ресурсы определяются в соответствии с решаемыми задачами, формами и методами организации воспитательно-образовательного процесса, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.
- Организационно-содержательный контекст, методы и формы работы
Организационно-содержательный контекст программы определен в соответствии с основными линиями развития ребенка, а именно, «Чувствовать – Познавать – Творить».
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. В процессе использования разного образовательного содержания у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) и познавательных умений.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений:
- игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых умений;
- на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности,
- а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Методы и формы работы
Программа может быть реализована как в отдельно взятой группе, так и в подгруппе.
Основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания – интерактивность. Образовательно-воспитательной деятельности музея реализуется через интерактивные педагогические технологии, содержательной основой которых является синтез искусств, который эстетически организует и систематизирует образовательное пространство и определяется параметрами, включающими в себя духовно-нравственные, художественно-эстетические и импровизационно-творческие аспекты. Что касается современного образовательного пространства, то его педагогические признаки (креативность, многоаспектность, интерактивность) и качественные характеристики (познавательная, развивающая, эстетическая и др.) способствуют успешному формированию творческого потенциала воспитанников.
Одним из интерактивных методических приемов, основанных на синтезе искусств, является автореферентная импровизация (от лат. Improvisus – неожиданность, внезапность, спонтанность и лат. Autoreferentis – самовоспроизведение или самоприложение). Этот методический прием формирует творческие навыки и создает условия для их воплощения в художественном продукте на заданную тему. С его помощью ребенок переносит художественную информацию с языка одного искусства на язык другого с помощью метафорического (от греч. Metaphora – перенесение) перевода.
Первостепенной задачей интерактивного методического приема является формирование когнитивного (от лат. Cognitia – знание, познание) мышления, развивающего интеллект дошкольников в ходе освоения художественно-творческой деятельности и обогащение социального опыта. Прием призван: обострить эмоции; развить интуицию; быстроту мышления; чувственные реакции; погрузить учащихся в образный мир художественного произведения, научить понимать его; побудить к самосовершенствованию.
Предметно-наглядный метод образования включается непосредственно в повседневную практику работы педагогов дошкольного образования. Предмет становиться главным действующим лицом, а воспитанник приобщается к окружающему предметному миру культуры посредством активных эмоционально-чувственных и когнитивных действий с эти предметом и по поводу него.
Рассмотренные выше предметно-наглядный метод Т.В. Чумаловой и интерактивный прием автореферентой импровизации в современной системе музейного образования позволят: адаптировать ребенка к социокультурной среде; широко использовать интерактивные технологии, активизировать познавательно-творческую деятельность.
Взаимодействие педагога с детьми осуществляется в процессе организации разнообразных видов деятельности:
- в форме организационных занятий с детьми,
- совместной деятельности педагога с детьми,
- в ходе режимных моментов,
- самостоятельной деятельности детей.
Обязательной составляющей реализации Программы является взаимодействие с родителями (законными представителями), как в вопросах планирования мероприятий, так и при решении организационных проблем, в процессе реализации программных мероприятий.
III.Организационный раздел
3.1. Содержание Программы
Мероприятия Программы способствуют развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:
*игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
*коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками),
*познавательно – исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
*в процессе восприятия художественной литературы и фольклора,
*изобразительной, музыкальной и двигательной форм активности ребенка.
Содержание мероприятий Программы подобрано с учётом межпредметных связей по разделам: «Изобразительная деятельность», «Художественная литература», «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром и природой», «Музыкальное воспитание» и другие.
3.2. Направления реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- Национальный быт: предметный мир и труд.
- Фольклорное искусство.
- Окружающий мир «Природные богатства».
- Декоративно-прикладное искусство.
- Народные традиции, обряды, праздники, игры; символика края и города, наследие.
- Работа с родителями.
Направления не реализуются как отдельные, изолированные и самостоятельные, а гармонично представлены практически в каждом мероприятии, содержательно интегрированы.
Основное содержание деятельности по направлениям реализации мероприятий Программы и планируемые результаты
- Национальный быт: предметный мир и труд
Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с предметами, характерными для народного быта, предметы прикладной деятельности и ремесленного искусства.
Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, усвоению норм и ценностей, обогащению активного словаря.
- Фольклорное искусство
Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с основными видами и произведениями фольклорного искусства.
Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине и Отечестве, планете Земля. Также способствуют усвоению норм и ценностей, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, овладению речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. А также формированию звуковой аналитико-синтетической активности, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений.
- Декоративно-прикладное искусство
Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с основными видами и произведениями декоративно-прикладного искусства России. Вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, усвоению норм и ценностей, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, обогащению активного словаря, развитию самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становлению эстетического отношения к окружающему миру и реализации самостоятельной творческой деятельности.
- Окружающий мир «Природные богатства»
Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с природными богатствами родного края.
Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию представлений о природе Югорской земли; формированию экологической культуры личности.
- Народные традиции, обряды, праздники, игры народов России. Символика государства.
Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с народными традициями, обрядами, праздниками, играми; с символикой государства.
Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине и Отечестве, планете Земля, усвоению норм и ценностей. Способствуют развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, овладению речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию речевого творчества, развитию самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, становлению основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, эстетического отношения к окружающему миру и реализации самостоятельной творческой деятельности.
Способствуют овладению подвижными играми с правилами, приобретению опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики, становлению ценностей здорового образа жизни.
- Примерный тематический план
Перспективное планирование внедрения регионального компонента
в образовательное пространство МАДОУ (традиционные мероприятия)
Тема | Мероприятия | Цель | Итоговое мероприятие |
«Мой любимый город» | «История возникновения родного города» | Познакомить детей с историей возникновения города Нижневартовска. Расширять и обогащать знания детей о истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город и желание сделать его еще красивее. | Презентация «История возникновения родного города» Коллективное изготовление коллажа «Достопримечательности города Нижневартовска» |
«Богатство нашего края – нефть и газ. Главная профессия города – нефтяник». октябрь | Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края. Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди каких профессий называются нефтяниками. Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям. Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе – нефтяной столице Нижневартовске. | Рисование нефтяных качалок | |
1. Проведены викторины: «Знаешь ли ты свой родной город?», «Знатоки родного края» 2. Беседы: о достопримечательностях нашего города: Набережная, вокзал, площади и главные улицы; «В честь кого названы улицы»; «Черное золото» 3. Чтение: стихотворение «Северное сияние», рассказ «Как искали тюменскую нефть» 4. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов о городе 5. Д/и «Чем занимались люди раньше?», «Собери из частей герб и флаг Нижневартовска» 6. Просмотр фильма о Нижневартовске (достопримечательности) – закрепление знаний о памятниках города. Просмотр фильма о работе нефтяников. 7. Слушание песен о родном крае и городе. | |||
Фотовыставка «Любимый Нижневартовск» | |||
«Югра и её жители» | Ознакомление с жизнью народов ханты и манси | Дать представление о жизни народов Севера. Поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Воспитывать уважение к коренным жителям - ханты и манси, их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах. | Презентация «Ознакомление с жизнью народов ханты и манси» |
Экскурсия в музей МАДОУ «Я живу в России» сентябрь | Познакомить детей с культурой народов ханты и манси. Предложить детям инсценировать хантыйскую сказку, используя одежду и домашнюю утварь народов ханты и манси. Воспитывать уважение к культуре коренного народа земли, ставшей для них маленькой Родиной. | Оформление фотовыставки «Я живу в Югре» | |
«Хантыйский дом» октябрь | Расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси. Познакомить детей с назначением хозяйственных построек, их месторасположением. Дать знания детям о материале, из которого делают постройки ханты и манси. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: Чум, лабаз, чувал – печь. | Изготовление из палочек и искусственного меха чума.
| |
«Кто в доме живет» ноябрь | Познакомить детей с образом жизни ханты и манси. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае. | Изобразительная деятельность. | |
1. Беседы: «Ханты и манси – жители Севера», «Культура и традиции народов ХМАО», «Коренные жители Югры, их основные занятия», «Золотые руки народные». 2. Чтение: сказок народов ханты и манси «Сказки Севера». Загадка о Чуме, хантыйской сказки «Нарты с золотом», мансийской сказки «Богатырь и кедровое зернышко», «Буровичок – Югорка» 3. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов о коренных жителях Югры. 4. С/р игра: «Жилища народов Севера» 5. Просмотр фильма «Культура и традиции народов ХМАО» 6. Слушание музыки и песен народов ханты и манси. 7. Игры – состязания: «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), прыжки через нарты, бег на разные дистанции. П/и: «Оленьи бега», «Важенка и оленята». 8. Д/и: «Выбери правильный ответ»: учить выбирать правильный ответ из нескольких предложенных, понимать смысловое значение слов, активизировать словарь (чум, ханты, малица, нырики, кисы, «нарты», тайга, «хейро» и др.) | |||
«Хозяйкины помощники» декабрь | Познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы на примере их работ и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию. | Изготовление глинной посуды | |
«Хантыйский орнамент, как элемент декоративно – прикладного искусства» январь | Познакомить детей с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду, обувь, украшения, предметы быта. Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов города, края. | Презентация «Хантыйский орнамент: еѐ символика» Аппликация «Национальный костюм» - составление узора Рисование с элементами аппликации «Мальчик в малице»: учить детей передавать образ человека в одежде, упражнять в изготовлении малицы из целого куска меха, закреплять представления о национальной одежде. | |
«Кукла А-Кань» февраль | Познакомить детей с самыми любимыми игрушками хантыйских детей – куклами «А-Кань». Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу; вызвать у детей стремление проявить заботу, в изготовлении поделки и желание содействовать в разрешении проблемы. Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание больше узнать о них. | Изготовление из ткани куклы «А- Кань» | |
«Охота и рыбалка» март | Познакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. В жизни ханты рыбалка и охота является главным пропитанием в течении года. Расширить представление детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления необходимы для этого. Воспитывать уважение главному мужскому занятию в жизни ханты. | Картотека (атрибуты) подвижных игр народов ханты и манси «Рыбаки и рыбки» | |
«Сказки бабушки Аннэ» апрель | Чтение художественной литературы народов ханты и манси | Библиотечка литературы народов ханты и манси в группах | |
1. Беседы: о труде и ремеслах коренных жителей ХМАО; «Культура и традиции народов ХМАО» 2. Чтение: «Сказка о северном сиянии», «Гордый олень»-мансийская сказка, «Мышка и лось»-хантыйская сказка, «Кукушка»- ненецкая народная сказка, «Нарты с золотом»-хантыйская сказка, мансийская сказка «Как ворон землю мерил», загадки о животных и птицах Югры. 3. Рассматривание: альбома «Хантыйские орнаменты»; картина «Дети Севера». 4. С/р игра: 5. Д/и: «Кто живет на Севере?», «Я знаю…», «Угадай о ком скажу», «Назови героев сказки», «Из чего сделано?», «Подбери одежду народов Севера», «Выложи орнамент» 6. П/и: «Ручейки и озѐра», «Охота на куропаток» 7.Просмотр фильма 8. Слушание музыки и песен народов ханты и манси. | |||
Изготовление оберегов. |
№ | Тема | Форма проведения |
Национальный быт: предметный мир и труд | ||
1 | «Хлеб – всему голова»: знакомство детей с национальной традицией русского народа – хлебосольством. Систематизация знаний о труде хлебороба, о процессе приготовления хлеба из муки. | Исполнение обрядовых песен «Урожайная», На горе-то, калина», «Урожайная». Развлечение «Осенний праздник». Ярмарка «Дары осени». |
2 | «Народная игрушка»: знакомство с историей возникновения русской народной куклы. | Рассматривание куклы – оберега. Изготовление тряпичной куклы – Кувадка и народной куклы Мартиничка. |
3 | «Хантыйские обереги, узоры»: знакомство с хантыйскими узорами, оберегами. | Рассказ об узорах хантов и манси и их символическом значении. Рассматривание альбома с изображениями этих узоров. Выполнение творческой работы на тему «Узоры хантов и манси» в любой технике. |
4 | «Как жили люди на Руси?». | Рассматривание репродукций картин, рисунков, фотографий с изображениями жизни древних славян. |
5 | «Путешествие в историю города»: рассказ об истории появления города, его развитии. | Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о городе. |
6 | «Город мой, любимейший на свете» | Рассказ о краеведческом музее Нижневартовска. Фотовыставка «Улицы моего города» |
7 | «Прошлое, настоящее и будущее нашего края» | Выставка фотографий «Сохраним мир вокруг себя» |
8 | «Памятник покорителям Самотлора»: рассказ о людях труда, покорителях Самотлора. | Маршрут выходного дня: экскурсия с родителями к памятнику покорителям Самотлора |
9 | «Листая страницы улиц»: рассказ об истории города в названиях улиц. | Улицы, названные в честь известных людей города, покорителей Самотлора. |
10 | История улицы Пионерской «Деревянная улица»: рассказ об истории создания улицы | Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о городе. |
11 | «Я живу в Нижневартовске» | Достопримечательности Нижневартовска. Обучающая игра. |
12 | Олимпийские чемпионы и спортсмены: рассказ воспитателя о спортсменах города. | Фотовыставка. Развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья». Посещение детьми секций. Разучивание народных игр. |
Фольклорное искусство | ||
13 | «Устное народное творчество – потешки, заклички, песенки народов России» | Знакомство детей с устным народным творчеством России |
14 | «Песня – душа народа»: рассказ о любви русского народа к песне | Исполнение песен и стихотворений Хоровод «Во поле березонька стояла» |
15 | «Сказания, былины древней Руси» | Сказания, былины, сказки, предания на Руси |
Декоративно-прикладное искусство | ||
16 | Знакомство с народными игрушками России. | Рассказ воспитателя , рассматривание игрушек: дымковская, филимоновская, богородская, каргапольская, Работа с раскрасками. |
17 | Знакомство с народными промыслами: гжель, жостовская роспись, хохлома, городецкая роспись. | Рассказ педагога и презентация на ИТК о народных промыслах России. Рисование по образцу. |
18 | «Русский традиционный костюм на Руси» | Рассматривание иллюстрации, показ видеофильмов, русских народных сказок. |
19 | «Традиционные костюмы народов России» | Рассказ педагога, рассматривание иллюстрации, презентация на ИТК. Раскраски. |
20 | Знакомство с русской матрешкой: рассказ об истории возникновения матрешки | Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках. |
Окружающий мир «Природные богатства» | ||
21 | «Дары осени» | Ярмарка |
22 | «В краю кедровых лесов» | Выставка картин, иллюстраций |
23 | «Родная природа в стихах» | Литературная гостиная |
24 | «Нефть – богатство нашего края» | Природоохранная деятельность |
Народные традиции, обряды, праздники, игры | ||
25 | «Именины»: рассказ воспитателя о народных традициях – именины. | Развлечение. |
26 | «Русские народные праздники»: рассказ о календарно-обрядовых праздниках: рождество, святки, колядование, масленица. | Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о праздниках. |
24 | Рассказ о народных играх . Разучивание и проведение некоторых народных игр. | Разучивание народных игр |
Семейные традиции. Дом – колыбель души | ||
25 | «Золотые ручки» | Изготовление подарков ко дню пожилых. |
26 | «Увлечения моей семьи» | Презентация |
27 | «Семейный альбом» | Выставка |
28 | «День Матери» | Досуг. Выставка «Моя мама рукодельница» |
Наша символика | ||
29 | «Говорящие гербы» | Выставка |
30 | «Узнай по описанию» | Обучающая игра |
31 | Золотые ручки «Гербы и флаги» | Плоскостное моделирование |
32 | День рождения Югры | Оформление помещения, организация выставок, экспонатов. |
Наше наследие | ||
33 | «Поэзия военных лет» | Слушание в грамзаписи песен, стихов. Встречи с ветеранами. |
34 | «Буровичок Югорка» | Встречи с интересными людьми |
35 | «Наш многонациональный город» | Выставка кукол и фотографий |
36 | «Лирика северного края» | Литературная гостиная |
- Сотрудничество с семьями воспитанников (законными представителями)
№ | Тема | Цель | Формы, методы |
1 | Проведение бесед о создании значении музея в группе | Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. | Опрос «Может ли влиять музей на развитие ребенка?» |
2 | Семинар-практикум «Значение музея в развитии ребенка» | Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. | Открытый показ занятия в мини – музее |
3 | Памятка для родителей «Идем в музей» | Обогащать педагогические умения родителей. | Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» |
4 | Проведение родительского собрания «Мини музей в детском саду» | Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. | Рекомендации воспитателя по посещению музея. |
5 | «Что должен знать ребёнок о своём городе». | Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. | Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. |
6 | Игрушка – первый друг ребенка. | Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка. | Консультация |
7 | Народная игрушка в жизни ребенка. | Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике, к народной игрушке | Консультация |
8 | Выставка «Нас собрал Самотлор» | Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. | Высказывание родителей о посещение музеев. |
9 | Обсуждение: «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» | Вовлечь родителей в обсуждение. | «Куда решили пойти в следующий раз?»; «Что посоветуете другим родителям?» |
10 | Рекомендации по ознакомлению с социальным окружением | Знакомство с деятельностью нашего города, края, улиц, в честь кого названы улицы. | Ознакомление родителей с содержанием работы, рекомендации по посещению выставок в музее. |
11 | Экскурсия в природно-этнографический музей | Празднование коренными жителями «Ворна – хатл» - вороний праздник (или медвежий праздник). | Ознакомление с обычаями народа ханты. Как они празднуют этот праздник, какие обычаи они применяют и продолжают их, передавая их детям, внукам. |
12 | Международный день музеев 18 мая | Анкетирование родителей | Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы. |
Перспектива развития мини-музея:
- пополнить раздел «Нижневартовск – спортивный» фотографиями
- пополнить раздел «Знакомство с бытом, жизнью, обычаями народностей России: народными игрушками, старинными предметами быта, предметами народного творчества.
- подборка художественной литературы, презентаций,
- пополнение альбома и каталога музея;
- проведение на базе музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Список литературы
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. Мозаика – Синтез, 2015
- Веракса Н.Е., О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность. М., Мозаика – Синтез,
- овы2015
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обряд х праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. [Текст] Л.С. Куприна. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 400 с., ил.
- История вещей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. [Текст]/О.Л. Князева. СПб. Детство-Пресс,1998
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание, 2009. N11. С. 24-29.
- Мун Л.Н. Музейная педагогика в современном образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1064
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду [Текст] Н.А. Рыжова. — М.: Линка-пресс, 2008.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. [Текст]/Б.А. Столяров. — М.: 2004.
- Чумалова Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения. [Текст] Т.В. Чумалова. М. 2001.
- Чумалова Т.В. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. [Текст] Т.В. Чумалова. 2007, N 10. С. 44-50.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. [Текст]/М.Ю. Юхневич.— М.: Изд-во РИК, 2001.
- Экологическая политика ХМАО – Югры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по ФЦКМ«Мы живем в России,мы живем на Земле»
Цель:Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России.Формировать чувство гордости за свою страну.Задачи»Познакомить с глобусом-моделью Земли и карты...
Сценарий музыкального досуга, посвященного Дню России "Мы живем в России"
Музыкальный досуг, посвященный Дню России "Мы живем в России"...
Сценарий спортивно–музыкального развлечения для детей старшей группы «Мы живем в России», посвященного Дню независимости России
Тема: «Мы живем в России»Цель: Создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя и условий для во...
Cценарий летнего развлечения ,посвященного Дню России "Я Живу в России" для старшей и подготовительной группы.
Праздник ко Дню России "Я Живу в России" для старшей и подготовительной группы с песней, играми, стихами, танцами....
Проект по экологическому воспитанию "Я живу в России, я живу в Югре"
Представление проекта...
"Мы живем в России, мы живем в Малмыже"
Мой Малмыж - ты России частица.Ты стоишь у слиянья двух рек,Не устанет тобою гордиться,Наш великий простой человек....
Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»
Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....