Рабочая программа Музея ДОУ «Я живу в России».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Янышева Русиля Равильевна

Основная идея и новизна программы состоит в том, чтобы включить имеющиеся экспонаты музея ДОУ в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzeyu_ya_zhivu_v_rossii.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»

Принято:

На педагогическом совете №1

Протокол №1

От  «25»  августа   2016 года

            Утверждаю:

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

             ДС №32 «Брусничка»»

       _________________С.Е.. Касаткина

             Приказ №508  от 01.09.2016г.

Рабочая программа  Музея ДОУ

«Я живу в России».

 

г. Нижневартовск

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

3

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1.2

Цели и задачи программы  

6

1.3

Принципы и подходы к формированию содержания программы и условиям реализации

7

1.4

Планируемые результаты освоения программы

8

II.        Содержательный раздел

2.1

Теоретико-методологические основы музейной педагогики

10

2.2

Особенности организации музея в дошкольном образовательном учреждении

14

2.3

Условия реализации программы

16

2.4

Организационно-содержательный контекст, методы и формы работы

20

III.        Организационный раздел

3.1

Содержание программы

23

3.1

Направления реализации Программы

23

3.2

Примерный тематический план

26

3.3

Сотрудничество с семьями воспитанников (законными представителями)

34

3.4

Перспектива развития  музея

36

3.5

Список литературы

36

Приложения

Паспорт программы

Наименование программы

Программа  мини-музея дошкольные образовательные учреждения

Основание для разработки программы

* Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*  Закон Ханты – Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013г. №68 – «Об образовании в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре»;

*  Постановление главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организации»

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ от  14.11.2013г. №30384.

* Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка»;

* Приказ о создании  музея дошкольного образовательного учреждения №508 от 01.09.2016г.

Заказчик программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка» родители (законные представители)

Составитель программы

 Воспитатели: Иткинина Тамара Николаевна

                          Янышева Русиля Равильевна

Цель программы

 Обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики,  и на этой основе, формирование человека с духовно-нравственной  системой ценностей,  связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношением к историческому наследию  российского народа.

Система организации контроля  за исполнением Программы

Заведующий МАДОУ города Нижневартовска  детский сад № 32 «Брусничка »

Светлана  Евгеньевна  Касаткина

Зам. зав. по ВМР МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 32 «Брусничка»

Инна Владимировна Дементьева

1. Целевой раздел

Любовь к Родине — не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила,

  требующая организации, развития и культуры.

                                                                                                   Л.Н. Толстой.

 

 Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых  нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

 Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.

Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей. Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. 

Самым ценным и главным достоянием музея является информация, заложенная в предметных коллекциях. Многогранность информационных ресурсов музея от книжно-письменной, визуальной культуры до аудиовизуальной и мультимедийной безгранична. Отсюда музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт развития творческого потенциала детей, культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию воспитанников, как в социокультурном, так и в историческом пространстве.

    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

     Программа  направлена  на реализацию  задач  подготовки  дошкольников к  взрослой жизни  через  игру  с  помощью  музейных  средств.  Детям  предоставляется  уникальная  возможность  приобщения  к  природным,  материальным  и духовным  богатствам  общества  в  процессе  интересной  деятельности.

    Программа   привлекает  внимание  детей  к  окружающей  действительности,  помогает  обнаруживать  вокруг  себя  реалии музейного  значения,  ценить  подлинные  вещи  ушедших  эпох,  семейные реликвии,  а  родители  становятся  не  пассивными  наблюдателями,   а  активными участниками образовательного процесса.

Актуальность программы «Я живу  в России», содержание которой составлено в соответствии с концептуальными положениями музейной педагогики, обусловлена особой важностью в эпоху массового снижения нравственных ценностей воспитания духовности, гражданственности и патриотизма через приобщение воспитанников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Основная идея и новизна программы состоит в том, чтобы включить имеющиеся музеи в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс, используя их потенциальные возможности.  

При составлении программы использованы парциальные программы, рекомендованные Министерством образования РФ:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева;

«Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова;

программа, одобренная Федеральным экспертным советом по общему образованию «Непреходящие ценности малой родины» Е. В. Пчелинцева.

 

1.2.   Цели и задачи реализации  рабочей программы «Я живу в России»

    Целью  реализации программы является обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики,  и на этой основе, формирование человека с духовно-нравственной  системой ценностей,  связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношением к историческому наследию  российского народа.

  Задачи реализации программы:

  1. Приобщать детей к восприятию людей разных  культур народов   России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Формировать толерантность, уважение к другим культурам народов России, их понимание, принятие.
  2. Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – ханты (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла).
  3.  Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.
  4. Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта, различными видами материалов (солома, береста, кружево, чеканка, глина, дерево и т.д...)  используемых в декоративно-прикладном  искусстве ознакомить;  формировать основы фольклорной культуры.
  5.   Проводить на базе музея торжественных акций, уроков мужества, вечеров-встреч с ветеранами, экскурсий, формировать у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отчизны, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России.
  6.   Формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.
  7. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор    информации по заданной теме; развивать познавательную  активность детей.

1. 3.   Принципы и подходы к формированию содержания программы и условиям реализации

Программа  предусматривает поэтапную организацию  приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.  

Подход к формированию содержания программы строится на принципах личностно–ориентированного, развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Основными принципами, обеспечивающими успешную реализацию и достижение положительных результатов внедрения программы в образовательный процесс, являются: системность, преемственность, адаптивность, научная обоснованность, педагогическая целесообразность, общественная значимость, ресурсная и технологическая обеспеченность, опережающее развитие.

Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических и этических представлений ребенка посредством внедрения форм, методов и приемов музейной педагогики.

Программа составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Один из главных критериев отбора материала опирается на принцип культуросообразности - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России с учетом национальных ценностей и традиций.

При разработке содержания программы также учитывались следующие, принципы музейной педагогики:

  • интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • комплексность – включение всех типов восприятия;
  • системность, которая обеспечивает последовательное и целенаправленное усвоение информации и приобретение умений и навыков.

1.4.     Планируемые результаты освоения программы

С педагогами:

1. Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;

2. Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного    

    процесса;

3. Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности  

    детей.

4. Овладение педагогами практических навыков в организации познавательно-

    исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических

    проектов.

5. Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и

    организации музея, по развитию познавательной активности детей.

С детьми:

1.Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-

   образовательной деятельности;

2. Появление интереса к музейной культуре;

3. Развитие личностных качеств дошкольников;

4. Повышение качества воспитания и образования дошкольников.

С родителями:

1. Повышение музейной культуры у родителей;

2. повышение статуса семейного воспитания.

2. Активное участие родителей в создании и оформлении  музея, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности.

3.Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…).

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования в процессе освоения программы дошкольник приобретает:

-  представление о традиционных праздниках;

- знания и умение использовать в повседневной жизни традиций, обрядов, народных сказок, пословиц, поговорок, закличек, скороговорок, колыбельных и др.;

- знания и умение использовать народные и хороводные игры, считалки в свободной игровой деятельности, на прогулках;

- представление о видах и традициях народного декоративно-прикладного творчества;

- знания основных видов и приемов народного декоративно-прикладного творчества;

- умения в отдельных видах и приемах декоративно-прикладного творчества;

- умение видеть и понимать эстетическое и духовное содержание культурно-исторического материала;

  - толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие;

  - устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.

II.Содержательный раздел

  1. Теоретико-методологические основы музейной педагогики

 На научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», проходившей в Мангейме в 1913 году, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк выступил с докладом, в котором поставил музей в один ряд с университетами и академиями. По его словам, университеты возникли в средние века, академии появились в эпоху абсолютизма, а в 19 веке к этим воспитательно-образовательным учреждениям присоединился музей.

Лихтварк первым предложил подходить к посетителю музея как к участнику диалога, он же определил роль посредника между ним и искусством, который впоследствии стал называться музейным педагогом. Этот термин был предложен значительно позже, по одним источникам К. Фризеном в 1934 году, а по другим – Г. Фрейденталем в 1931 году.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задачи по  активизации творческих способностей личности воспитанника.

Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.  Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фрейденталь, А. Рейхвейн.

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей - образование» немецкий ученый Г. Фрейденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:

- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;

- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

- при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейного средства в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:

1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ - символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.  Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.  

2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производств и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.  

3. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.

Взаимодействие среды (в данном случае, дошкольного учреждения) и музейного пространства строится на следующих принципах: 

1. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

2. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

3. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если воспитанник, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

- воспитание любви к детскому саду, уважения к педагогам и работникам образовательной организации;

- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

    - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

    - организовать интересные занятия и исследовательскую работу в музее и образовательном учреждении.

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к малой Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, семьи.

Не следует забывать и о том, что информация, полученная непосредственно от подлинных произведений искусства в музее, связана с особым эмоциональным восприятием. Эмоциональный отклик (по Л.С. Выготскому включение «умных эмоций») погружает в историческую эпоху и формирует «систему мировоззренческих представлений». Поэтому в качестве основных педагогических принципов культурной воспитательно-образовательной деятельности в музее исследователями выделены: максимальная активность воспитанников, включающая в себя самостоятельность в формулировке выводов; системность с учетом возрастных особенностей музейной аудитории; предметная наглядность; междисциплинарный подход, обеспечивающий интеграцию программного материала; создание новых образовательных технологий, основанных на синтезе искусств.

Это направление музейной педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Речь идет о переносе музейной информации непосредственно в воспитательно-образовательный процесс с развивающей культурно-образовательной средой. Широко использовать такой перенос позволяют инновационные аудиовизуальные, мультимедийные технологии, а также разнообразные интерактивные формы и методы обучения.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность.  Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

2.2. Особенности организации музея в дошкольном образовательном учреждении.

Музеи являются неотъемлемой частью культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и других,  музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного уровня индивида.

Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие.

Включение музейной среды в процесс развития помогает ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Посредством организации музея происходит приобщение дошкольников к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству.

Под  музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Усвоения ребенком культурно-исторического опыта происходит в системе разных видов деятельности и, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музея направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Ведущими принципами функционирования  музеев определены:

1.Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и комплексного решения различных воспитательно-образовательных задач.

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

Наш  музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно – эстетического развития дошкольников.

        В группах у детей – игрушки, а музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все, что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.

       Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед; для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

2.3. Условия реализации Программы

Условия реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым ресурсам, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Требования к психолого-педагогическим условиям

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей), создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста;
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 4.   поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей    

     друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

     деятельности;

  1. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  2. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  3. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В процессе реализации Программы должны создаваться возможности:

  • для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
  • для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».   Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  • Необходимые для реализации Программы элементы развивающей предметно-пространственной среды определяются в соответствии с решаемыми задачами, формами и методами организации воспитательно-образовательного процесса, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.

Требования к кадровым условиям реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается работниками дошкольного учреждения. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.

Требования к материально-техническим условиям

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

  1. Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  2. Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  4. Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  5. Требования к материально-техническому обеспечению программы:  учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
  6. Требования к финансовому обеспечению реализации Программы.

Все помещения, используемые при реализации программы должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и охраны труда.

Мебель, оборудование, игровой и учебно-наглядный материал должны соответствовать отраслевым требованиям, иметь сертификаты соответствия стандартам, подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.

Необходимые для реализации Программы материально-технические ресурсы определяются в соответствии с решаемыми задачами, формами и методами организации воспитательно-образовательного процесса, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.  

  1. Организационно-содержательный контекст, методы и формы работы

        Организационно-содержательный контекст программы определен в соответствии с основными линиями развития ребенка, а именно, «Чувствовать – Познавать – Творить».

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. В процессе использования разного образовательного содержания у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) и познавательных умений.

          В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений:  

  • игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых умений;
  • на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности,
  • а также в математической, природоведческой, речевой сферах.

Методы и формы работы

Программа может быть реализована как в отдельно взятой группе, так и в подгруппе.

Основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания – интерактивность. Образовательно-воспитательной деятельности музея реализуется через интерактивные педагогические технологии, содержательной основой которых является синтез искусств, который эстетически организует и систематизирует образовательное пространство и определяется параметрами, включающими в себя духовно-нравственные, художественно-эстетические и импровизационно-творческие аспекты. Что касается современного образовательного пространства, то его педагогические признаки (креативность, многоаспектность, интерактивность) и качественные характеристики (познавательная, развивающая, эстетическая и др.) способствуют успешному формированию творческого потенциала воспитанников.

Одним из интерактивных методических приемов, основанных на синтезе искусств, является автореферентная импровизация (от лат. Improvisus – неожиданность, внезапность, спонтанность и лат. Autoreferentis – самовоспроизведение или самоприложение). Этот методический прием формирует творческие навыки и создает условия для их воплощения в художественном продукте на заданную тему. С его помощью ребенок переносит художественную информацию с языка одного искусства на язык другого с помощью метафорического (от греч. Metaphora – перенесение) перевода.

Первостепенной задачей интерактивного методического приема является формирование когнитивного (от лат. Cognitia – знание, познание) мышления, развивающего интеллект дошкольников в ходе освоения художественно-творческой деятельности и обогащение социального опыта. Прием призван: обострить эмоции; развить интуицию; быстроту мышления; чувственные реакции; погрузить учащихся в образный мир художественного произведения, научить понимать его; побудить к самосовершенствованию.

Предметно-наглядный метод образования включается непосредственно в повседневную практику работы педагогов дошкольного образования. Предмет становиться главным действующим лицом, а воспитанник приобщается к окружающему предметному миру культуры посредством активных эмоционально-чувственных и когнитивных действий с эти предметом и по поводу него.

Рассмотренные выше предметно-наглядный метод Т.В. Чумаловой и интерактивный прием автореферентой импровизации в современной системе музейного образования позволят: адаптировать ребенка к социокультурной среде; широко использовать интерактивные технологии, активизировать познавательно-творческую деятельность.

Взаимодействие педагога с детьми осуществляется в процессе организации разнообразных видов деятельности:

  • в форме организационных занятий с детьми,
  • совместной деятельности педагога с детьми,
  • в ходе режимных моментов,
  • самостоятельной деятельности детей.

Обязательной составляющей реализации Программы является взаимодействие с родителями (законными представителями), как в вопросах планирования мероприятий, так и при решении организационных проблем, в процессе реализации программных мероприятий.

III.Организационный раздел

          3.1. Содержание Программы

Мероприятия Программы способствуют развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:

*игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

  *коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками),

*познавательно – исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

*в процессе восприятия художественной литературы и фольклора,

 *изобразительной, музыкальной и двигательной форм активности ребенка.

Содержание мероприятий Программы подобрано с учётом межпредметных связей по разделам: «Изобразительная деятельность», «Художественная литература», «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром и природой», «Музыкальное воспитание» и другие.

3.2. Направления реализации Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Национальный быт: предметный мир и труд.
  2. Фольклорное искусство.
  3. Окружающий мир «Природные богатства».
  4. Декоративно-прикладное искусство.
  5. Народные традиции, обряды, праздники, игры; символика края и города, наследие.
  6. Работа с родителями.

Направления не реализуются как отдельные, изолированные и самостоятельные, а гармонично представлены практически в каждом мероприятии, содержательно интегрированы.

Основное содержание деятельности по направлениям реализации мероприятий Программы и планируемые результаты

  1. Национальный быт: предметный мир и труд 

Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с предметами, характерными для народного быта, предметы прикладной деятельности и ремесленного искусства.

Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, усвоению норм и ценностей, обогащению активного словаря.

  1. Фольклорное искусство

Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с основными видами и произведениями фольклорного искусства.

Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине и Отечестве, планете Земля. Также способствуют усвоению норм и ценностей, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, овладению речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. А также формированию звуковой аналитико-синтетической активности, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений.

  1. Декоративно-прикладное искусство 

Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с основными видами и произведениями декоративно-прикладного искусства России. Вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, усвоению норм и ценностей, развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, обогащению активного словаря, развитию самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становлению эстетического отношения к окружающему миру и реализации самостоятельной творческой деятельности.

  1. Окружающий мир «Природные богатства»

       Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с природными богатствами родного края. 

           Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию  представлений о природе Югорской земли; формированию экологической культуры личности.

  1. Народные традиции, обряды, праздники, игры народов России. Символика  государства.

Основное содержание деятельности. Содержание мероприятий по данному направлению предполагает знакомство с народными традициями, обрядами, праздниками, играми; с символикой  государства.  

Планируемые результаты. Мероприятия данного направления способствуют формированию позитивных установок к труду и творчеству, первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой Родине и Отечестве, планете Земля, усвоению норм и ценностей. Способствуют развитию интересов, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, овладению речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию речевого творчества, развитию самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, становлению основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, эстетического отношения к окружающему миру и реализации самостоятельной творческой деятельности.  

 Способствуют овладению подвижными играми с правилами, приобретению опыта двигательной активности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики, становлению ценностей здорового образа жизни.

  1. Примерный тематический план

Перспективное планирование внедрения регионального компонента

в образовательное пространство МАДОУ (традиционные мероприятия)

Тема

Мероприятия

Цель

Итоговое мероприятие

«Мой

любимый

город»

«История

возникновения

родного города»

Познакомить детей с

историей возникновения

города Нижневартовска.

Расширять и обогащать знания детей о истории родного города, его

достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу.

Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город и желание сделать его еще красивее.

Презентация «История

возникновения

родного города»

Коллективное

изготовление

коллажа

«Достопримечательности города

Нижневартовска»

«Богатство нашего

края – нефть и газ.

Главная профессия

города – нефтяник».

октябрь

Рассказать детям в

доступной форме о

богатстве нашего края.

Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей,

работающих в нефтяной

промышленности.

Подчеркнуть важность, необходимость труда

нефтяников. Уточнить

представления детей о том, люди каких профессий называются

нефтяниками.

Воспитывать уважение к людям, которые добывают нефть, интерес к профессиям.

Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе – нефтяной столице Нижневартовске.

Рисование нефтяных качалок

1. Проведены викторины: «Знаешь ли ты свой родной город?», «Знатоки родного края»

2. Беседы: о достопримечательностях нашего города: Набережная, вокзал, площади и главные улицы; «В честь кого названы улицы»; «Черное золото»

3. Чтение: стихотворение «Северное сияние», рассказ «Как искали тюменскую нефть»

4. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов о городе

5. Д/и «Чем занимались люди раньше?», «Собери из частей герб и флаг Нижневартовска»

6. Просмотр фильма о Нижневартовске (достопримечательности) – закрепление знаний о памятниках города. Просмотр фильма о работе нефтяников.

7. Слушание песен о родном крае и городе.

Фотовыставка «Любимый Нижневартовск»

«Югра и её жители»

Ознакомление с жизнью народов ханты и манси

Дать представление о жизни народов Севера.

Поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Воспитывать уважение к коренным жителям - ханты и манси, их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Презентация «Ознакомление с жизнью народов ханты и манси»

Экскурсия в

 музей

МАДОУ «Я живу  в России»

сентябрь

Познакомить детей с культурой

народов ханты и манси. Предложить детям инсценировать хантыйскую сказку, используя одежду и домашнюю утварь народов ханты и манси.

Воспитывать уважение к культуре

коренного народа земли, ставшей для них маленькой Родиной.

Оформление

фотовыставки

«Я живу в

Югре»

«Хантыйский

дом»

октябрь

Расширять знания детей о

традиционном укладе жизни народов

ханты и манси. Познакомить детей с

назначением хозяйственных построек, их месторасположением. Дать знания детям о материале, из которого делают постройки ханты и манси. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: Чум, лабаз, чувал – печь.

Изготовление из

палочек и

искусственного

меха чума.

 

«Кто в доме

живет»

ноябрь

Познакомить детей с образом жизни

ханты и манси. Расширить

представление детей о традициях и

культуре коренного населения. Дать

знания о том, что хантыйский дом

делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу

выполняет мужчина? Можно ли

обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

Изобразительная

деятельность.

1. Беседы: «Ханты и манси – жители Севера», «Культура и традиции народов ХМАО», «Коренные жители Югры, их основные занятия», «Золотые руки народные».

2. Чтение: сказок народов ханты и манси «Сказки Севера». Загадка о Чуме,  хантыйской сказки «Нарты с золотом», мансийской сказки «Богатырь и кедровое зернышко», «Буровичок – Югорка»

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов о коренных жителях Югры.

4. С/р игра: «Жилища народов Севера»

5. Просмотр фильма «Культура и традиции народов ХМАО»

6. Слушание музыки и песен народов ханты и манси.

7. Игры – состязания: «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), прыжки через нарты, бег на разные    дистанции.

П/и: «Оленьи бега», «Важенка и оленята».

8. Д/и: «Выбери правильный ответ»: учить выбирать правильный ответ из нескольких предложенных, понимать смысловое значение слов, активизировать словарь (чум,  ханты,  малица, нырики,  кисы, «нарты»,  тайга,  «хейро» и др.)

«Хозяйкины

помощники»

декабрь

Познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы на примере их работ и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию.

Изготовление

глинной посуды

«Хантыйский

орнамент, как элемент

декоративно –

прикладного

искусства»

январь

Познакомить детей с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду, обувь, украшения, предметы быта. Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов города, края.

Презентация

«Хантыйский

орнамент: еѐ

символика»

Аппликация «Национальный костюм» - составление узора

Рисование с

элементами

аппликации

«Мальчик в

малице»:

учить детей

передавать

образ человека в

одежде, упражнять в

изготовлении

малицы из целого куска меха, закреплять

представления о

национальной одежде.

«Кукла

 А-Кань»

февраль

Познакомить детей с самыми любимыми игрушками хантыйских

детей – куклами «А-Кань».

Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу; вызвать у детей стремление проявить заботу, в изготовлении поделки и желание содействовать в разрешении проблемы.

Воспитывать интерес, дружеские

чувства к детям ханты и

манси, желание больше узнать о них.

Изготовление из

ткани куклы «А-

Кань»

«Охота и

рыбалка»

март

Познакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. В жизни ханты рыбалка и охота является главным пропитанием в течении года.

Расширить представление детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления необходимы для этого. Воспитывать уважение главному мужскому занятию в жизни ханты.

Картотека

(атрибуты)

подвижных игр народов ханты и

манси

«Рыбаки и

рыбки»

«Сказки бабушки

Аннэ»

апрель

Чтение художественной литературы

народов ханты и манси

Библиотечка

литературы

народов ханты и

манси в группах

1. Беседы: о труде и ремеслах коренных жителей ХМАО; «Культура и традиции народов ХМАО»

2. Чтение: «Сказка о северном сиянии», «Гордый олень»-мансийская сказка, «Мышка и лось»-хантыйская сказка, «Кукушка»- ненецкая народная сказка, «Нарты с золотом»-хантыйская сказка, мансийская сказка «Как ворон землю мерил», загадки о животных и птицах Югры.

3. Рассматривание: альбома «Хантыйские орнаменты»; картина

«Дети Севера».

4. С/р игра:

5. Д/и: «Кто живет на Севере?», «Я знаю…», «Угадай о ком скажу», «Назови героев сказки», «Из чего сделано?», «Подбери одежду народов Севера», «Выложи орнамент»

6. П/и: «Ручейки и озѐра», «Охота на куропаток»

7.Просмотр фильма

8. Слушание музыки и песен народов ханты и манси.

Изготовление  оберегов.

Тема

Форма проведения

Национальный быт: предметный мир и труд

1

«Хлеб – всему голова»: знакомство детей с национальной традицией русского народа – хлебосольством. Систематизация знаний о труде хлебороба, о процессе приготовления хлеба из муки.

Исполнение обрядовых песен «Урожайная», На горе-то, калина», «Урожайная». Развлечение «Осенний праздник». Ярмарка «Дары осени».

2

«Народная игрушка»: знакомство с историей возникновения русской народной куклы.

Рассматривание  куклы – оберега.  Изготовление тряпичной куклы – Кувадка и народной куклы

Мартиничка.    

3

«Хантыйские обереги, узоры»: знакомство с хантыйскими узорами, оберегами.  

Рассказ об узорах хантов и манси и их символическом значении. Рассматривание альбома с изображениями этих узоров. Выполнение творческой работы на тему «Узоры хантов и манси» в любой технике.

4

 «Как жили люди на Руси?».

Рассматривание репродукций картин, рисунков, фотографий с изображениями жизни  древних славян.

5

«Путешествие в историю города»: рассказ об истории появления города, его развитии.

Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о городе.

6

«Город мой, любимейший на свете»

Рассказ о краеведческом музее Нижневартовска. Фотовыставка «Улицы моего города»

7

«Прошлое, настоящее и будущее нашего края»

Выставка фотографий «Сохраним мир вокруг себя»

8

«Памятник покорителям Самотлора»: рассказ о людях труда, покорителях Самотлора.

Маршрут выходного дня: экскурсия с родителями к памятнику покорителям Самотлора

9

«Листая страницы улиц»: рассказ об истории города в названиях улиц.

Улицы, названные в честь известных людей города, покорителей Самотлора.

10

История улицы Пионерской «Деревянная улица»: рассказ об истории создания улицы

Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о городе.

11

 «Я живу в Нижневартовске»

Достопримечательности Нижневартовска. Обучающая игра.

12

Олимпийские чемпионы и спортсмены: рассказ воспитателя о спортсменах города.

Фотовыставка. Развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья». Посещение  детьми секций. Разучивание  народных игр.

Фольклорное искусство

13

«Устное народное творчество – потешки, заклички, песенки народов России»

 Знакомство детей с устным народным творчеством России  

14

«Песня – душа народа»: рассказ о любви русского народа к песне

Исполнение песен и стихотворений Хоровод «Во поле березонька стояла»

15

«Сказания, былины древней Руси»

 Сказания, былины, сказки, предания на Руси

Декоративно-прикладное искусство

16

 Знакомство с народными  игрушками России.

 Рассказ воспитателя , рассматривание игрушек:  дымковская, филимоновская, богородская, каргапольская,

Работа с раскрасками.

17

Знакомство  с  народными промыслами:  гжель, жостовская роспись, хохлома, городецкая роспись.

Рассказ педагога и презентация на ИТК  о народных промыслах России. Рисование  по образцу.

18

«Русский традиционный костюм на Руси»

Рассматривание иллюстрации,  показ видеофильмов,  русских народных сказок.  

19

«Традиционные костюмы народов России»

Рассказ педагога, рассматривание  иллюстрации,  презентация на ИТК. Раскраски.

20

Знакомство с русской матрешкой: рассказ об истории возникновения матрешки

Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках.

Окружающий мир «Природные богатства»

21

«Дары осени»

Ярмарка

22

«В краю кедровых лесов»

Выставка картин, иллюстраций

23

«Родная природа в стихах»

Литературная гостиная

24

«Нефть – богатство нашего края»

Природоохранная деятельность

Народные традиции, обряды, праздники, игры

25

«Именины»: рассказ воспитателя о народных традициях – именины.

Развлечение.

26

«Русские народные праздники»:  рассказ о календарно-обрядовых праздниках: рождество,  святки, колядование,  масленица.

Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций о праздниках.

24

Рассказ о народных играх . Разучивание и проведение некоторых народных игр.

Разучивание народных игр

Семейные традиции. Дом – колыбель души

25

«Золотые ручки»

Изготовление подарков ко дню пожилых.

26

«Увлечения моей семьи»

Презентация

27

«Семейный альбом»

Выставка

28

«День Матери»

Досуг. Выставка «Моя мама рукодельница»

Наша символика

29

«Говорящие гербы»

Выставка

30

«Узнай по описанию»

Обучающая игра

31

Золотые ручки «Гербы и флаги»

Плоскостное моделирование

32

День рождения Югры

Оформление помещения, организация выставок, экспонатов.

Наше наследие

33

«Поэзия военных лет»

Слушание в грамзаписи песен, стихов. Встречи с ветеранами.

34

«Буровичок Югорка»

Встречи с интересными людьми

35

«Наш многонациональный город»

Выставка кукол и фотографий

36

 «Лирика северного края»

Литературная гостиная

  1. Сотрудничество с семьями воспитанников (законными представителями)

Тема

Цель

Формы, методы

1

Проведение бесед о создании значении музея в группе

Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику.

Опрос «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

2

Семинар-практикум «Значение музея в развитии ребенка»

Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи.

Открытый показ занятия в мини – музее

3

Памятка для родителей «Идем в музей»

Обогащать педагогические умения родителей.        

Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?»

4

Проведение родительского собрания «Мини музей в детском саду»

Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка.

Рекомендации воспитателя по посещению музея.

5

«Что должен знать ребёнок о своём городе».

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми.

Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины.

6

Игрушка – первый друг ребенка.

Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка.

Консультация

7

Народная игрушка в жизни ребенка.

Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике, к народной игрушке

Консультация

8

Выставка «Нас собрал Самотлор»

Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.

Высказывание родителей о посещение музеев.

9

Обсуждение: «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?»

Вовлечь  родителей в обсуждение.

«Куда решили пойти в следующий раз?»; «Что посоветуете другим родителям?»

10

Рекомендации по ознакомлению с социальным окружением

Знакомство с деятельностью нашего города, края, улиц, в честь кого названы улицы.

Ознакомление родителей с содержанием работы, рекомендации по посещению выставок в музее.

11

Экскурсия в природно-этнографический музей

Празднование коренными жителями «Ворна – хатл» - вороний праздник (или медвежий праздник).        

Ознакомление с обычаями народа ханты. Как они празднуют этот праздник, какие обычаи они применяют и продолжают их, передавая их детям, внукам.

12

Международный день музеев

18 мая

Анкетирование родителей

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

Перспектива развития мини-музея:

  • пополнить раздел «Нижневартовск – спортивный» фотографиями
  • пополнить раздел «Знакомство с бытом, жизнью, обычаями народностей России: народными игрушками, старинными  предметами быта, предметами народного творчества.
  • подборка  художественной литературы, презентаций,
  • пополнение альбома и каталога музея;
  • проведение на базе  музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

 Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. Мозаика – Синтез, 2015
  2. Веракса Н.Е., О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность. М., Мозаика – Синтез,
  3. овы2015
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обряд х праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. [Текст] Л.С. Куприна. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.  400 с., ил.
  5. История вещей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. [Текст]/О.Л. Князева.  СПб. Детство-Пресс,1998
  7. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание, 2009.  N11.  С. 24-29.
  8. Мун Л.Н. Музейная педагогика в современном образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1064
  9. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду [Текст] Н.А. Рыжова.  —  М.: Линка-пресс, 2008.      
  10. Столяров Б.А.  Музейная педагогика: история, теория, практика. [Текст]/Б.А. Столяров.  —  М.: 2004.
  11. Чумалова Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения. [Текст] Т.В. Чумалова.  М.  2001.
  12. Чумалова Т.В. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. [Текст] Т.В. Чумалова.  2007, N 10.  С. 44-50.
  13. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. [Текст]/М.Ю. Юхневич.— М.: Изд-во РИК, 2001. 
  14. Экологическая политика ХМАО – Югры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ФЦКМ «Мы живем в России, мы живем на Земле»

Цель:Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России.Формировать чувство гордости за свою страну.Задачи»Познакомить с глобусом-моделью Земли и карты...

Сценарий музыкального досуга, посвященного Дню России "Мы живем в России"

Музыкальный досуг, посвященный Дню России "Мы живем в России"...

Сценарий спортивно–музыкального развлечения для детей старшей группы «Мы живем в России», посвященного Дню независимости России

Тема: «Мы живем в России»Цель: Создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя            и условий для во...

Cценарий летнего развлечения ,посвященного Дню России "Я Живу в России" для старшей и подготовительной группы.

Праздник ко Дню России "Я Живу в России" для старшей и подготовительной группы с песней, играми, стихами, танцами....

"Мы живем в России, мы живем в Малмыже"

Мой Малмыж - ты России частица.Ты стоишь у слиянья двух рек,Не устанет тобою гордиться,Наш великий простой человек....

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....