Открытое занятие по экологии в старшей группе "Янтарное волшебство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голованова Светлана Сергеевна

Открытое занятие по экологии в старшей группе "Янтарное волшебство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_yantar.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экологии в старшей группе

«Янтарное волшебство»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»;

вид деятельности: развитие экологических представлений.

Задачи:

• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.

• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Побуждать детей отвечать полными ответами, высказывая свою точку зрения.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Оборудование и материалы: презентация с иллюстрациями о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», компьютер.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, почему мы с вами сегодня надели белые халаты? Люди каких профессий носят такую спецодежду? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Да, еще белых халаты носят люди, которые работают в лабораториях- лаборанты. И сегодня я  приглашаю вас в научную лабораторию. Мы с вами будем проводить очень интересные опыты, а пока давайте я вас еще кое с кем познакомлю. Садитесь на стульчики и все внимание на экран.

 (на компьютере открывается запись)

Профессор: Здравствуйте, дорогие друзья! Я профессор всех наук и тайных знаний, профессор Почемучкин! Сегодня вы оказались в научной лаборатории. Здесь будет происходить настоящая магия..Но сначала я хочу узнать у вас, хорошо ли вы знаете место, где вы живете. Итак, скажите мне, пожалуйста, как называется город, в котором мы живем? (Пауза-Ответы детей). А теперь отгадайте загадку:

Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? ( Дети- море!)

Правильно! А какое море находится совсем рядом с нами? (Ответы детей).

И сегодня я хочу, чтобы вы узнали, какие богатства таит в себе наше необычное море. До скорых встреч, ребята!

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете наш родной край! А как вы думаете, о каком богатстве упомянул профессор? Наверняка каждый из вас, когда приезжал на море, ходил по берегу и собирал необычайно красивые камушки? Собирали? Как они называются? (Дети- янтарь). Да ребята, наше Балтийское море богато янтарем. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря.

Совсем скоро мы познакомимся со свойствами это камня и проведем опыты с ним, но сначала давайте разомнемся!

Физкультминутка.

По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами)

В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем)    

Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу)

В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

(Подходят к столу)

А теперь давайте подойдем к первому столу.

Опыт 1. Первый стол

Янтарь, ребята, имеет разную форму, разные оттенки желтого цвета. Ни один янтарик совсем непохож на другой. Я предлагаю вам сейчас взять лупы и повнимательнее рассмотреть эти камни, что вы можете сказать о нем? Какой он формы, с чем он у вас ассоциируется, что в жизни похоже на янтарь? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, молодцы. Уберите в сторону лупу, я хочу рассказать вам одну легенду.

В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Перед вами стоят стаканчики с водой. Давайте возьмем каждый по 2 янтарика и сначала один янтарик опустим в первый стакан, а затем, как все это сделают, так же опустим во второй. Посмотрим, что у нас  получится.

Итак, что мы видим? Да, в одном стакане янтарь опустился   на дно, а в другом он плавает на поверхности. Это произошло потому, что в одном стакане вода была пресная, то есть из под крана, а вторая соленая, как в море. Следовательно, какой мы можем сделать вывод? (Спрашиваю пару человек)

Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

Опыт 2. Второй стол (Бумага и кусочек янтаря для каждого)

Я беру ткань и янтарь, показываю как сделать.

Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло?

(Бумага прилипает к янтарю).

Как думаете, почему так произошло? Да, янтарь обладает магнитными свойствами, но только при трении о шерстяную ткань.

Вывод: говорят, что Янтарь – «электрический камень».

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

Опыт 3. Третий стол- выставка.

Сейчас мы подошли с вами к выставке, где показаны различные изделия из этого камня.

Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

А еще, Когда янтарь  не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И после того, спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. (Показываю янтарь с насекомыми)

Дети рассматривают, трогают.

В Санкт-Петербурге создана настоящая янтарная комната, а в Калининграде работает целый музей-«Музей янтаря». В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые.

А вы знаете, что все гости нашей области называют наш край «Янтарным»? И каждый хочет увезти с собой в подарок своим родным и близким что  нибудь из янтаря. А я предлагаю вам сделать подарок-сюрприз, но что это за сюрприз, вы узнаете в конце занятия! Давайте пройдем за последний стол, я приготовила для вас заготовки картины. Янтарь мы будем приклеивать на клей. Сначала вам нужно выбрать то место, куда вы хотите положить камень, затем промазать клеем и просто приложить. (Дети делают поделку).

А теперь нам пора возвращаться на свои места, чтобы рассказать профессору Почемучкину, что мы узнали о янтаре.

(Возвращаемся на свои места, включается запись с профессором Почемучкиным и он задает вопросы):

- Ну что ребята, вам понравилось в нашей лаборатории?

-О каком богатстве Балтийского моря вы узнали?

-А что нового вы узнали о свойствах янтаря?

-Да, янтарь- настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет..

Я очень рад, что вы смогли сегодня побыть настоящими учеными, провести опыты и узнать много нового! До новых встреч!

Воспитатель: Я тоже была рада с вами познакомиться и рассказать вам о частичке нашей Родины. Любите и оберегайте природу вокруг вас!  Но еще я вам обещала сюрприз, давайте вернемся за стол, где вы делали поделку, каждый подойдите  к своей работе. Возьмите свою картинку, и встаньте рядом со своим другом. А теперь посмотрите на своего друга, улыбнитесь и обменяйтесь работами! Вот так дружно мы подарили друг другу частичку нашей родины! Заберите их с собой и обязательно расскажите вашим друзьям и родителям, чем мы сегодня занимались и кто подарил вам свою картину! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"

Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «КВН «Знатоки природы».

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы.Задачи:• обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях и птицах;• упражнять в составлении предложений, и умении заканчивать начат...

Открытое занятие по экологии в старшей группе на тему: «Человек и золотая рыбка»

Целью данного занятия является развитие познавательной активности и воспитание бережного отношение к окружающему миру.Через это отношение к природе,людям рядом с тобой и "рождается"настоящая личность....

Конспект открытого занятия по экологии для старшей группы.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Свойства воды». Проводя с детьми данное занятие, я знакомлю детей со свойствами воды на основе практических...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Путешествие по экологической тропе»...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (5 – 6 лет) «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи:образовательные    - обобщение предста...