Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Беседа "Наш родной язык"
Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи: разъяснить понятие родного языка; сформировать понятие родного языка; развивать любознательность и интерес к процессу познания; воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Форма организации: беседа.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС).
Ход занятия
Вводная часть.
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы!
В: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.
Основная часть.
В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано. - Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид. «А», «Б», «В»,
и по порядку Повторяю... (алфавит)
- Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю...(точку)
В: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру. «Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий. – Мокрый – сухой. – Тихий – громкий. – Тонкий – толстый…..
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
- И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим,
и от плена спасём Навеки!» Анна Ахматова.
Игры «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования. Кран: водяной, строительный. Иголка: для шитья, у ежа. Лист: для рисования, на дереве. Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии). Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).
Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой.
Язык острее битвы.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
Жало остро, а язык — острей того.
За словом в карман не полезет.
У языка зубы да губы два замка.
Когда голова думает, язык отдыхает.
Мал язык, да всем телом владеет.
Мудра голова — короткий язык.
Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
Никто за язык не тянет.
Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.
Заключение.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали? О нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный? Русский.
А когда празднуют день родного языка? Международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки» Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)
Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы " история обыкновенных вещей"
расширить представления детей о знакомых, предметах,историй их происхождения,разнообразием.продолжать учить детей отгадывать загадки.развивать мышление,любознательность...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе "Мы- пешеходы".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Мы- пешеходы».Цели: уточнить знание некоторых дорожных знаков; закреплять знания правил перехода через прое...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Традиции русского народа»
Цель: Обогащение знаний детей об истории и традициях российского государства....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Остров дружбы»
Цель: обобщить знания детей о народах проживающих в Республике Татарстан.Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»
Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...