Проект "Мы защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Елена Владимирона

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_proekt_ekologiya.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/сад №12 «Улыбка» г. Сафонофо Смоленск.обл.

               Проект:

Тема: «Мы – защитники природы»

Автор проекта – воспитатель 1 квалификационной категории Павлова Елена Владимировна

2022 уч.год.

Проект:

«Мы – Защитники природы»

           Движение: «Эко – волонтеры России»

(для детей подготовительной группы)

                                     

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В.Сухомлинский

    Актуальность :                               В настоящее время                                    процесс обновления (модернизация)    образования   требует работать не только в режиме функционирования, но и  в  режиме  развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.

2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.    
В связи с тем, что 2018 год  объявлен  годом  «Добровольца и волонтёрства»,
 была создана система эко-волонтерского движения  дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологического образовательного пространства.  

Нами,эко-волонтерское движение  было выбрано  неслучайно, потому что  проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.

Эко-волонтёрское движение в России набирает новые обороты.

Поэтому, перед нами встала задача, сделать эко-волонтёрское движение  интересным, привлекательным, полезным  для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей, а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Для осуществления  эко-волонтерской деятельности в группе был разработан проект «Мы – защитники природы». Проект осуществляется с учётом  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой  Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

Проект  предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.

В подготовительной к школе группе  « Колокольчик» нашего  детского сада  был  создан экологический волонтёрский отряд «Зеленый патруль».

Выбран капитан отряда – Тимофей Матузов, а также девиз отряда: «Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей земле!».

Проект:  «Мы – защитники природы!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: групповая

Срок реализации: долгосрочный ( сентябрь 2018-май 2019 года.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей нашего города.

Руководитель проектаПавлова Елена Владимировна, воспитатель подготовительной к школе  группы « Колокольчик».

Гипотеза проектаесли будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении,  которое  будет способствовать  формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проектная идеясформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке  эколого-образовательного пространства  детского сада.

 

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих; способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями закреплять знания детей  об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

для родителей:

  • содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам экологического  волонтёрского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  пространства детского сада.

Проблемные вопросы

Что мы знаем?

Мы знаем, что природу надо беречь.

Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.

Что мы хотим узнать?

Кто такие эко- волонтеры? Кто может стать волонтёром?

Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?

Образовательная область

Задачи проекта

Содержание работы

Познавательное развитие

    1.  Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе.

      2.Продолжать знакомить детей с обитателями экологической тропы. Вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу.

     3.Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций. Вызвать желание у детей создать подобную организацию в дошкольном учреждении.

     4. Побуждать детей к творческо-поисковой деятельности.

     5.Приобщать детей и родителей к совместной деятельности (изготовление кормушек для птиц, озеленении территории д/сада).

     6.Привлечь внимание детей, взрослых и родителей к проблеме загрязнения территории.

     7.Помочь детям в организации природоохранных акций.

Беседы:  «Кто охраняет природу», »Наш дом-природа», «Удивительное вокруг», «Люди друзья природы», «Мусор-болезнь планеты», «Не загрязняйте природу!», «Жизнь птиц зимой», «Аптека на лугу». Рассматривание иллюстраций: «Лето в лесу», «Земля – наш общий дом».

Экспериментальная деятельность «Помощница вода», «Ветка сирени без воды», «Как вода превратилась в лёд», «Загадочные пузырьки», «Волшебные лучи».

Экологические акции:  Столовая для птиц», «Чистый дворик», «Клумба для бабочек».

Викторины: «Экологическая тропинка», «Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа».

Конструирование «Выложи птицу из геометрических фигур», «Тюльпаны», «Скворечник», «Сложи животное из частей»

Просмотр мультфильмов: «Мальчик и земля», «Пятеро из одного стручка», «Паровозик из Ромашкова», «Юху и его друзья», «Сказка о белой льдине», «Солнечный зайчик».

Рассматривание энциклопедии «Насекомые», «Мир вокруг тебя», «Подводный мир», «Энциклопедия добрых дел»,

«Деревья украшения земли»,

«Удивительные растения России»,

«Животные врачи»,

«Птицы наших лесов».

Речевое развитие

    Познакомить детей с художественной литературой (рассказами, сказками, стихами).

    Обогатить и активизировать словарный запас детей за счет новых слов.

     Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности

Разучивание стихов и загадок о деревьях «В лес по загадки»

Ситуативный разговор «Что ты можешь сделать для сохранения природы?»

Сочини сказку:

 “Приключения осеннего листочка» Беседы«Деревья наших лесов», «Растения лекари»

Загадки о растениях и о животных.

Пословицы, поговорки о растениях и о животных.

Чтение художественной

литературы: В. Бианки «Сова»,

«Лесные домишки», « Три весны».

Г. Скребицкий  «Лесное эхо»,

«Четыре художника»,

«Митины друзья».

К. Паустовский «Заячьи лапы»,

«Подарок».

А.Н. Тумбасов «На лугу»,

«Горсть ягод».

К. Ушинский «Дети в роще»,

«Четыре желания»,

«Проказы старухи зимы».

М. Пришвин «Гости»,

«Ёж проснулся».

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Старый воробей».

Социально-коммуникативное развитие

     Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

     Становление самостоятельности, целенаправленности собственных ценностей.     

Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Съедобное-несъедобное», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Собери букет», «Какого деревца не стало», «Назови растение», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови», «Живое-неживое», «Узнай птицу по силуэту», «Ходят капельки по кругу», «Живые цепочки», «Воздух, земля, вода», «Полезное-неполезное», «Счёт птиц», «Птицы на кормушке» и др.

Художественно-эстетическое развитие

   Развивать художественно - творческие способности дошкольников. Вовлечь родителей в воспитательный процесс.

   Учить отображать в своих работах собственные замыслы.

    Развивать творческие способности, воображение.

    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

     Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Лепка: «Подснежники в корзине», «Корзинка с грибами для белочки», «Кисти рябины», «…А зелёный крокодил в небе солнце проглотил», «Ты-пингвин и я-пингвин…» и др.

Рисование: «Скворцы прилетели», «Люблю берёзку русскую», «Вышла курочка гулять…», «Медведь-хозяин леса строгий», «Рыбки в аквариуме» и др.

Раскраски: «Птицы наших лесов».

Аппликация: «Совушка-умная голо-

вушка», «На лесной полянке», «Зима в лесу», «Клумба для бабочек» и др.

Слушание и разучивание песен: «Выглянуло солнышко», «Не дразните собак», «Облака-белогривые лошадки», «Вместе весело шагать», «Добрый жук», «Белые кораблики» и др.

Физическое развитие

    Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения через игры, соревнования, вырабатывать у них смелость, быстроту реакции.

П/и: «Караси и щука»"; «Медведи и пчёлы»; «Совушка»; «Птицелов»; «Рыбак и рыбки».

Русские народные игры: «Гуси-гуси…»; «Волк»; «Ворон».

Заключительный этап

1.  Подведение итогов.

2.Фоторепортаж «Мы-друзья природы»

3.Презентация «Экологическая книга»

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Библиотечка юного эколога (журналы «Гринпис», «Юный натуралист», «Обруч», «Здоровье  и экология».

2. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

3. Картотека опытов и экспериментов

4. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал)

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Список использованной литературы:

Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   , 2005г.

А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.

В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.

О.М.Масленникова «Экологические проекты в детском саду»; 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВЕСТ:«Эколята – Молодые защитники природы природы»

Экологический квест «Эколята – Молодые защитники природы"...

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"

Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...

" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")

Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...

"Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"

quot;Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...

Урок "Эколята - молодые защитники природы": "Живая и неживая природа"

В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" мы провели урок по теме  "Живая и неживая природа" в группе старшего дошкольного возраста.  Материалы ...