Проект "Мы защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_proekt_ekologiya.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/сад №12 «Улыбка» г. Сафонофо Смоленск.обл.
Проект:
Тема: «Мы – защитники природы»
Автор проекта – воспитатель 1 квалификационной категории Павлова Елена Владимировна
2022 уч.год.
Проект:
«Мы – Защитники природы»
Движение: «Эко – волонтеры России»
(для детей подготовительной группы)
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский
Актуальность : В настоящее время процесс обновления (модернизация) образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.
2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.
В связи с тем, что 2018 год объявлен годом «Добровольца и волонтёрства», была создана система эко-волонтерского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологического образовательного пространства.
Нами,эко-волонтерское движение было выбрано неслучайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.
Эко-волонтёрское движение в России набирает новые обороты.
Поэтому, перед нами встала задача, сделать эко-волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.
Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей, а также развивает умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Для осуществления эко-волонтерской деятельности в группе был разработан проект «Мы – защитники природы». Проект осуществляется с учётом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.
В подготовительной к школе группе « Колокольчик» нашего детского сада был создан экологический волонтёрский отряд «Зеленый патруль».
Выбран капитан отряда – Тимофей Матузов, а также девиз отряда: «Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей земле!».
Проект: «Мы – защитники природы!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: групповая
Срок реализации: долгосрочный ( сентябрь 2018-май 2019 года.)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей нашего города.
Руководитель проекта: Павлова Елена Владимировна, воспитатель подготовительной к школе группы « Колокольчик».
Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке эколого-образовательного пространства детского сада.
Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих; способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- продолжать знакомство с животными, птицами, растениями закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам экологического волонтёрского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.
Проблемные вопросы
Что мы знаем?
Мы знаем, что природу надо беречь.
Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Что мы хотим узнать?
Кто такие эко- волонтеры? Кто может стать волонтёром?
Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
Образовательная область | Задачи проекта | Содержание работы |
Познавательное развитие | 1. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе. 2.Продолжать знакомить детей с обитателями экологической тропы. Вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу. 3.Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций. Вызвать желание у детей создать подобную организацию в дошкольном учреждении. 4. Побуждать детей к творческо-поисковой деятельности. 5.Приобщать детей и родителей к совместной деятельности (изготовление кормушек для птиц, озеленении территории д/сада). 6.Привлечь внимание детей, взрослых и родителей к проблеме загрязнения территории. 7.Помочь детям в организации природоохранных акций. | Беседы: «Кто охраняет природу», »Наш дом-природа», «Удивительное вокруг», «Люди друзья природы», «Мусор-болезнь планеты», «Не загрязняйте природу!», «Жизнь птиц зимой», «Аптека на лугу». Рассматривание иллюстраций: «Лето в лесу», «Земля – наш общий дом». Экспериментальная деятельность «Помощница вода», «Ветка сирени без воды», «Как вода превратилась в лёд», «Загадочные пузырьки», «Волшебные лучи». Экологические акции: Столовая для птиц», «Чистый дворик», «Клумба для бабочек». Викторины: «Экологическая тропинка», «Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа». Конструирование «Выложи птицу из геометрических фигур», «Тюльпаны», «Скворечник», «Сложи животное из частей» Просмотр мультфильмов: «Мальчик и земля», «Пятеро из одного стручка», «Паровозик из Ромашкова», «Юху и его друзья», «Сказка о белой льдине», «Солнечный зайчик». Рассматривание энциклопедии «Насекомые», «Мир вокруг тебя», «Подводный мир», «Энциклопедия добрых дел», «Деревья украшения земли», «Удивительные растения России», «Животные врачи», «Птицы наших лесов». |
Речевое развитие | Познакомить детей с художественной литературой (рассказами, сказками, стихами). Обогатить и активизировать словарный запас детей за счет новых слов. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности | Разучивание стихов и загадок о деревьях «В лес по загадки» Ситуативный разговор «Что ты можешь сделать для сохранения природы?» Сочини сказку: “Приключения осеннего листочка» Беседы: «Деревья наших лесов», «Растения лекари» Загадки о растениях и о животных. Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Сова», «Лесные домишки», « Три весны». Г. Скребицкий «Лесное эхо», «Четыре художника», «Митины друзья». К. Паустовский «Заячьи лапы», «Подарок». А.Н. Тумбасов «На лугу», «Горсть ягод». К. Ушинский «Дети в роще», «Четыре желания», «Проказы старухи зимы». М. Пришвин «Гости», «Ёж проснулся». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Старый воробей». |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности собственных ценностей. | Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Съедобное-несъедобное», «Летает, плавает, бегает», «Кто где живёт», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Собери букет», «Какого деревца не стало», «Назови растение», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови», «Живое-неживое», «Узнай птицу по силуэту», «Ходят капельки по кругу», «Живые цепочки», «Воздух, земля, вода», «Полезное-неполезное», «Счёт птиц», «Птицы на кормушке» и др. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать художественно - творческие способности дошкольников. Вовлечь родителей в воспитательный процесс. Учить отображать в своих работах собственные замыслы. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!». | Лепка: «Подснежники в корзине», «Корзинка с грибами для белочки», «Кисти рябины», «…А зелёный крокодил в небе солнце проглотил», «Ты-пингвин и я-пингвин…» и др. Рисование: «Скворцы прилетели», «Люблю берёзку русскую», «Вышла курочка гулять…», «Медведь-хозяин леса строгий», «Рыбки в аквариуме» и др. Раскраски: «Птицы наших лесов». Аппликация: «Совушка-умная голо- вушка», «На лесной полянке», «Зима в лесу», «Клумба для бабочек» и др. Слушание и разучивание песен: «Выглянуло солнышко», «Не дразните собак», «Облака-белогривые лошадки», «Вместе весело шагать», «Добрый жук», «Белые кораблики» и др. |
Физическое развитие | Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения через игры, соревнования, вырабатывать у них смелость, быстроту реакции. | П/и: «Караси и щука»"; «Медведи и пчёлы»; «Совушка»; «Птицелов»; «Рыбак и рыбки». Русские народные игры: «Гуси-гуси…»; «Волк»; «Ворон». |
Заключительный этап
1. Подведение итогов.
2.Фоторепортаж «Мы-друзья природы»
3.Презентация «Экологическая книга»
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Библиотечка юного эколога (журналы «Гринпис», «Юный натуралист», «Обруч», «Здоровье и экология».
2. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
3. Картотека опытов и экспериментов
4. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал)
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Список использованной литературы:
Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» , 2005г.
А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.
С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.
Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.
В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.
О.М.Масленникова «Экологические проекты в детском саду»; 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический КВЕСТ:«Эколята – Молодые защитники природы природы»
Экологический квест «Эколята – Молодые защитники природы"...
Проект "Молодые исследователи природы" Всероссийской акции "Россия - теория "Эколята- молодые защитники природы"
участие во Всероссийском конкурсе "Эколята"...
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"
Конспект занятия в подготовительной группе. Природа "Мы- защитники природы"...
" Живая и неживая природа" (в рамках проекта - "Эколята - молодые защитники природы")
Мир вокруг нас удивителен и безконечно разнообразен. Ежедневно наши дети получают новую информацию о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Наша с вами задача, уважаемые родители, не только в том...
"Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"
quot;Эколята-молодые защитники природы" Тема:"Живая и неживая природа"...
#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...
Урок "Эколята - молодые защитники природы": "Живая и неживая природа"
В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" мы провели урок по теме "Живая и неживая природа" в группе старшего дошкольного возраста. Материалы ...