картотека исследовательской деятельности на территории детского сада.
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Исследовательская деятельность с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_issledovatelskoy_.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека исследовательской деятельности на территории детского сада
Осень
Карточка № 1
Тема: Цветочная клумба осенью (исследование природного объекта)
Цель: Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы, обратить внимание детей на многообразие удивительных оттенков декоративных растений в клумбе, различные сроки увядания растений.
Материал: бумажная бабочка на нитке.
На прогулке воспитатель предлагает детям рассмотреть бумажную бабочку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда полетит бабочка: на деревья, на цветы в клумбе, на полянку? Вы правильно догадались: она летит на полянку. Как вы думаете, почему?
Дети: Там много растений, там ее дом.
Воспитатель: Очень жаль, но лето закончилось и бабочке пора готовиться к зиме. Она будет зимовать под опавшей листвой. Она решила, что зимовать будет на нашей клумбе под листочком. Но какой же ей листик выбрать? Ребята, давайте поможем бабочке. Она будет называть любой листочек, а мы его найдем и покажем бабочке.
Бабочка: У растений все листья разные. Но я хочу найти лист круглой формы, чтобы мои крылышки не были видны. У какого растения листья круглые по форме? (Дети находят листья фиалки или другого растения с круглыми листьями.) А еще мне нравятся листочки длинные, узкие. Есть такой формы листья у вас в цветнике? (Дети находят растения ирис, флокс и др.) А может быть, у вас есть цветы желтого или оранжевого цвета? Мне зимой будет очень приятно под такими растениями зимовать. Дети расходятся по всему цветнику и находят цветы желтого цвета (на выбор воспитателя).
Спасибо, ребята, за помощь! Я выбрала место, где проведу всю зиму: вот здесь в клумбе, где очень красиво! Но что это? Некоторые растения уже погибают. (Дети находят и рассматривают увядающие цветы.)
Воспитатель: Нет, бабочка, они не погибают. Просто некоторые растения, так же, как и ты готовятся к зиме и увядают. Ребята, давайте подумаем: хорошо или плохо то, что растения осенью увядают? (Выслушиваются разные мнения детей.) Ребята, бабочка не переживайте. Все лето эти растения радовали нас своей красотой. Осенью они завянут, сбросят листву, чтобы отдохнуть. Весной на них вновь появятся листья и цветы – опять будет красиво.
Карточка № 2
Тема: Сбор семян зарянки ( или любого другого цветка по выбору воспитателя)
Цель: систематизировать представления детей о частях растений; формировать умения грамотного сбора семян цветов, учить практическим действиям с объектами наблюдения.
Материал: игрушка Сорока, семя цветущего растения зарянки, картинка или фото растения, пустые спичечные коробки для каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, кто это сидит на дереве? (Сорока!). Она прилетела к нам из леса и принесла письмо от Лесовичка. Надо скорее прочитать его. Давайте сядем. ( Дети с воспитателем садятся на край песочницы (скамейку). Воспитатель читает письмо). «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? У меня в лесу по-прежнему тихо, красиво. Только теперь все растения готовятся к зиме: сбрасывают на землю листья и семена. Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Может, вы мне поможете? Очень я люблю одно растение, высылаю вам его фото и семечко. Сможете найти такое? Жду от вас помощи. До свидания. Лесовичок.»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинку. Внимательно смотрите и припоминайте: растет ли такое растение где-нибудь рядом? Посмотрите, это растение с крупными листьями, цветы похожи на воронку или дудочку, они бывают разного цвета: белого, розового, желтого. Пойдемте искать. Кто нашел? Что за растение, как называется? Это зарянка. Повторите!
Если дети сразу по фотографии угадают растение, то, подойдя к нему, воспитатель сравнивает все части растения с фотографией; сравнение натурального предмета с картинкой необходимо произвести обязательно.
- Все ли части растения изображены на картинке? (Стебель, лист, цветок.)
- Какой стебель? (Высокий, низкий, толстый, тонкий.) Сколько веточек? Какие по форме листья? Какие цветы по форме, какие они по цвету? Опишите.
Воспитатель: Я очень рада, что с одним заданием Лесовичка мы справились. Теперь надо узнать, есть ли нашем растении семена. Но сначала давайте достанем семя из конверта (достает 2-3 семечка), Ой, какое оно маленькое! Осторожно, не потеряйте. Ребята, какое семечко по размеру? (Маленькое.) А какое оно по цвету? (Черное.) Покатайте его пальцем на своей ладошке и передайте другим детям. Догадались, какое оно по форме, если катается по ладошке? (Круглое.) Теперь давайте назовем все сразу, какое семечко мы должны искать на растении. (Маленькое, черное, круглое.) Давайте посмотрим, если такие семена на нашем растении?
Во время поиска воспитатель рассказывает: «Зарянка – очень умное растение. Оно точно знает, когда наступило утро, и на заре раскрывает свои цветы солнечным лучам. А еще оно умное потому, что прячет свои семена в корзиночку из маленьких зеленых листочков. Я вам сейчас покажу эту корзиночку. Но, смотрите, в этой корзиночке семечко зеленого цвета. Нам такое нужно? Оно такое же как у Лесовичка? (Воспитатель помогает детям понять, что нужно собирать семена только черного цвета.)
Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зеленого цвета, другое – черного? Кто догадался? (Потому, что черное – это спелое семя, зеленое – недозревшее.) А недозревшие семена можно собирать с растения? (Нет.) Почему? (Надо подождать, когда оно созреет.) Правильно! Семечко зарянки стало черного цвета, мы аккуратно вынем его из корзиночки и подарим Лесовичку. Вы не забыли, о чем он нас просил?
Дети: Собрать семена зарянки!
Воспитатель: Тогда будьте осторожны с растением: не наступите на него, не гните стебель, не рвите цветок, корзиночку держите между пальцев нежно и аккуратно, другой рукой достаньте семечко и сложите его в коробку (все слова воспитатель сопровождает показом действий, раздает каждому по пустой спичечной коробке). (Совместная деятельность воспитателя и детей: сбор семян.) Ребята, вы просто молодцы! Сколько собрали семян. Вот Лесовичок обрадуется! Теперь давайте все семена сложим в один конверт и отдадим Сороке. Она полетит в лес и передаст его Лесовичку.
Карточка № 3
Тема: Эксперимент: Свойства песка и глины.
Цель: Расширять представления детей о свойствах песка и глины.
Предложить детям сравнить свойства сухого и влажного песка (сухой – легкий, сыпучий, светлый, влажный – темный, тяжелый, не сыплется, из него можно делать «пироги»), глины. Предложить детям рассмотреть песок и глину через лупу, выделить мелкие и крупные частицы.
Карточка № 4
Тема: Экспериментирование с песком и глиной.
Цель: Расширять представления детей о свойствах песка и глины, познакомить детей с разными видами глины.
Предложить детям сравнить:
- свойства сухой и влажной глины
- сухой глины и сухого песка
- влажной глины и влажного песка
Вместе с детьми вылепить фигурку из влажного песка и влажной глины, оставить поделки на участке, чтобы выяснить, что произойдет с постройками в дальнейшем.
Карточка №5
Тема: Золотой клен (исследование объекта природы)
Цель: Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы, закрепить знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года, воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.
Воспитатель: Я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите, какое дерево в нем упоминается.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели.
Я. Купала
- Так с какого дерева листья полетели? (С клена.) А вы видели это дерево? (Да.) Да вот же он, рядом с нами. Давайте его внимательно рассмотрим.
- Клен – это высокое, стройное дерево, а дерево как вы знаете, растение. Из каких частей оно состоит? Вот это что? ( Ствол.) Чем он покрыт? (Корой.) Потрогайте ее, какая она на ощупь? (Гладкая.) А какого она цвета? (Серая, светло-коричневая.) Что у дерева растет от ствола? (Ветки, сначала крупные, а уже на них поменьше.) Да, у клена много веток, они раскинулись в разные стороны, и на них много еще разноцветных листьев. Какого они цвета? (Красного, зеленого, желтого.) Но некоторые листья уже лежат под деревом. Почему ребята? (Начался листопад, дерево готовится к зиме.)
Поднимите опавшие кленовые листочки, рассмотрите их и опишите. (Дети описывают, какие листья по форме, цвету.) Воспитатель обращает внимание детей на разные края листьев; прожилки, похожие на лучики солнца, которые расходятся во все уголки листа. Предлагает посчитать лучики – их пять, как пять пальцев на руке.)
- Ребята, а вы знаете, что сухие кленовые листья очень душистые. Помните листочки и понюхайте их. Чем пахнут? (Ответы детей.) Такие листья очень любят ежи и медведи. На зиму звери утепляют свое жилье кленовыми сухими листьями, выкладывают себе постель.
- Давайте соберем опавшие листья и украсим ими группу и детский сад. Дети любуются букетами из кленовых листьев и несут их в группу.
Карточка № 6
Тема: Муравьиная семья (исследование объекта природы.)
Цель: расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; закрепить знания детей о муравьях как о насекомых; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме; вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
Материал: модели существенных признаков насекомых, семечки подсолнечника, дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель: Ребята, где живут муравьи? (В лесу, на улице, в муравейнике, в норках, в земле, на пнях и т.д.) Предлагаю всем пойти и поискать муравьев на территории детского сада. Дети находят муравейник, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.
Воспитатель: Ребята, муравьи – это птички или рыбки? (Нет.) А кто же они? (Насекомые.) А почему вы решили, что муравьи это насекомые?
Дети рассказывают, что у муравьев, как и у всех насекомых, тело состоит из частей: голова, грудка, брюшко, есть шесть лапок и длинные усики, при помощи которых они общаются друг с другом и окружающим миром.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, муравьи погибнут зимой? (Нет.) А где же они переждут зиму. Да, Они всю зиму будут в своих муравейниках. Посмотрите, все муравьи дружно готовятся к холодам, утепляют свой дом: носят палочки, пушинки, травинки, семена, жучков. Посмотрите, каждый муравьишка что-то несет, часто груз в несколько раз тяжелее самого носильщика. А если попадется им на пути что-то большое, то это несут несколько муравьев. Давайте раскрошим семечки подсолнечника и понаблюдаем, будут ли муравьи нести их в свой домик. (Дети наблюдают.)
Мы увидели, что муравьи очень трудолюбивые и дружные насекомые. Зимой они не пропадут, так как очень хорошо к ней подготовились: запасли себе еды до весны, утеплили муравейник.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний» по карточкам с изображением птиц, зверей, насекомых.
Зима
Карточка №1
Тема: Куда ушел снеговик (исследовательская деятельность)
Цель: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменение состояния воды в зависимости от температуры, подмечать простейшие изменения в природе; развивать наблюдательность, способность формулировать простейшие умозаключения.
Предварительная работа: слепить с детьми на участке снеговика.
Дети и воспитатель идут к тому месту, где несколько дней назад лепили снеговика.
Воспитатель: А тут никого нет. Где же наш снеговик? Ребята, давайте подумаем, где может быть наш снеговик?
Дети: В гости ушел, рассыпался, ребята из другой группы позвали его и т.д.
Воспитатель: Тогда давайте его поищем. Посмотрите вокруг, где-нибудь его видно? (нет.) Давайте позовем его громко: Ау-у! (Никто не откликается.) Может по следам его найдем? Мы ему какую-нибудь обувь надевали, ребята? (Нет.) Тогда, если он ушел куда-то, должна остаться дорожка от снежного нижнего шара. Давайте внимательно рассмотрим все следы вокруг и поищем следы от шара. (Дети присматриваются, подмечают разные следы, но от снежного шара следов не находят.)
Воспитатель: Ребята, я, кажется, знаю, где наш снеговик, но сказать вам не могу, это тайна природы, ее нужно разгадать. Вы готовы разгадывать тайны природы? (Да.) Тогда слушайте и выполняйте. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой и чуть-чуть подождите. Теперь откройте ладошки. Что в них осталось? А где же снег? (Растаял. Превратился в воду.) Почему снег между ладошек таял? (Сильно прижимали, ладошки теплые.)
Воспитатель: Ребята, если снег положить на варежку (показывает), то он не прижимается, не рассыпается, не тает. А если положить его на ладонь (показывает), то… Смотрите, что произошло? (Он растаял!) Почему? (От теплой ладони.) Правильно, от любого тепла снег тает. Ребята, вы догадались, куда мог подеваться наш снеговик. (Он, наверное, тоже растаял.)
Воспитатель: Вы правильно говорите, наш снеговик растаял, но вы не расстраивайтесь, это не плохо. Ведь он превратился в воду, а вода нужна растениям.
Дети возвращаются в группу и читают рассказ В.В. Ашиковой «Весенняя история».
Весенняя история
В конце зимы выпал снег, и дети бросились лепить снеговиков. Первого они назвали Снежок, второго – Пушок. Когда снеговики остались одни, к ним прилетела ворона и рассказала, что они скоро растают и превратятся в лужи. Снеговики решили идти в лес, найти солнышко и попросить его не светить и не греть так сильно. По дороге они встретили истощавшего за зиму ежика, озябшего зайчика, грустную березку. Все они ждали весну, когда солнце в лесу растопит снег. И снеговики задумались – им стало жалко лесных жителей. Наконец они дошли до высокого холма, за которым пряталось солнце, но теперь они уже не знали, о чем его просить. Подскажите снеговикам, о чем они должны просить солнце?
- Не надо бояться растаять, ведь следующей зимой их опять слепят.
- пусть солнце согреет землю;
- все лесные жители ждут прихода весны и тепла;
- белые снеговики похожи на белые облака в небе: будут облака напоминать нам о снеговиках.
В.В. Ашикова
Карточка № 2
Тема: Зимняя экскурсия в парк
Цель: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой; об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев;
Материал: лупы, почки тополя, палочки, веточки тополя с почками, лопатки.
Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно – зима. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Я хочу пригласить вас в парк. Посмотрим, как живется в нем растениям и животным.
В парке красиво в любое время года. Какое сейчас время года? Откуда вы знаете, что сегодня в природе зима? Какие приметы зимы мы видим здесь? (Небо серое, солнышко не греет, холодно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц.)
- Почему деревья голые? (Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна.) Как вы понимаете слова «деревья спят»? (Очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, и деревья в это время не могут расти, поэтому они приспособились спать, но, как только станет тепло, опять оживут.) Ребята, а как же определить, как называются деревья, когда на них нет листьев? (По коре ствола и строению коры.) Давайте подойдем к этому дереву, вы узнали его? Посмотрите на тополь. Что есть у тополя? Какая кора у этого дерева? Потрогайте. (Она гладкая.) Какая она по цвету? (Серого цвета.) Куда тянется крона? Какое это дерево по высоте? Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? (Есть трещины на коре.)
- Сейчас, ребята, я вам покажу что-то интересное. Что вы заметили на ветках? (Бугорки.) А как вы думаете, что это?
- Я каждому из вас дам по веточке и по палочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки. Снимите варежку и раскройте почку на веточке. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.) Что такое почка? Давайте рассмотрим почки внимательно. Какие они по размеру? Какие они по цвету? Какие они по форме? Как почки расположены на веточках? А как вы думаете, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.)
- Ребята, как вы думаете, почему ваша одежда не расстегивается на ветру? (Она застегнута.) А почему не раскрываются чешуйки на ветру? Как вы считаете?
- Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипшиеся пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки? (Чешуйки склеены специальной смолой.)
- Как вы думаете, а где сейчас трава? Вы думаете, что погибла? Давайте проверим. У меня с собой есть лопатки. Мальчики раскопайте снег до самой почвы.
- Посмотрите, что вы видите? (Трава не вымерзла.) Какая трава по цвету? Снег для нее как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым? (Корни, корневища, семена.) А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла.
- Где лучше сохранится трава – где много снега, или там, где его мало? Почему? Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг. Эту красоту надо беречь.
- Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного узнали?
- В группе дети рисуют на тему «Зимний парк».
Карточка № 3
Опытно-экспериментальная деятельность.
Изменение агрегатного состояния воды.
Цель: Учить детей опытным путем устанавливать связи между явлениями природы, делать простейшие умозаключения, выводы, расширять представления о свойствах воды.
Материалы: небольшая емкость, вода.
Организовать проведение эксперимента: небольшую емкость наполнить водой, вынести ее на улицу; в конце прогулки отметить, что вода превратилась в лед (жидкость стала твердым телом). Выслушать предположения детей о том, почему это произошло.
В группе предложить детям упражнение на развитие мелкой моторики рук Составь узор из бумажных льдинок».
Карточка № 4
Тема: Поисковая деятельность «Следы на снегу»
Цель: Учить детей различать следы животных и людей, называть их характерные признаки, развивать наблюдательность, логическое мышление.
Предложить детям найти следы животных и людей. Рассказать по следам о том, как они появились на снегу, определить в какую сторону шло животное или люди («Ребенок шел в сторону детского сада», «Дети бежали к качелям», «Маленькая птичка скакала по дорожке», «По участку в сторону ворот прошла собака» и т.д.).
В группе зарисовать следы, которые обнаружили на участке.
Карточка № 5
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность «Легкий – тяжелый»
Цель: учить детей сравнивать знакомые предметы по весу, использовать в речи слова, характеризующие вес предмета.
Материал: перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка.
Дети сравнивают два предмета по весу, держа их в руках, и опытным путем устанавливают, проваливается ли предмет в снег.
Вывод: тяжелые предметы проваливаются в снег, а легкие нет.
Карточка № 6
Тема: Почему снег греет
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в коррекционном детском саду
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экс...
Консультации для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома"
Консультации для родителей...
Консультация для родителей. "Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома"
Консультации для родителей...
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”....
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....
Консультация для родителей. «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и ...
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду...