Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Снег-снежок»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сайко Лиана Сергеевна

Актуальность проекта:  Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений, поэтому мы решили дать детям знания об одном из признаков этого времени года – снеге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg-snezhok.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 108»

Экологический проект
в первой младшей группе «Солнышко» на тему: «Снег-снежок»

Автор проекта: Сайко Л.С.

Воспитатели: Сайко Л.С., Никитина Л.Н.

Методист: Чернышова Е. В.

Миасс, 2023

Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта:  краткосрочный (одна неделя)
Сроки реализации 
проекта: с 23-30 января 2023 года

Актуальность проекта:  Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром нужно начинать с элементарных понятий и явлений, поэтому мы решили дать детям знания об одном из признаков этого времени года – снеге.

Введение в проблему : в группу приходит зайчик и приносит ведерко со снегом. Просит рассказать что это такое. Таким образом, проходит весь проект в игровой форме, совместно с Зайкой мы исследуем снег.
Цель: формирование представлений о свойствах снега, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
Задачи для воспитанников:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег;
- познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок;
- формировать познавательную активность детей при проведении  простых экспериментов, наблюдений;
- обогащать активный  словарь детей: зима, снег, снежинки, холодный, белый.
Развивающие:
- Способствовать развитию активной  речи детей посредством общения в процессе наблюдений;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать  интерес  к художественным произведениям о зиме, снеге.
 Прогнозируемый результат:
- дети имеют элементарные  представления о зимних природных  явлениях, о свойствахснега;                                                                                                          - проявляют интерес к познавательной деятельности;
- слушают доступные по содержанию литературные произведения;
- эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу;
- обогатится активный и пассивный словарь детей.

Продукт проекта: рисование «Снежинки», коллективная лепка «Снеговики играют снежки».

Задачи  для  родителей в период  реализации проекта:

- Прослушать Консультацию на родительском собрании «Веселые прогулки зимой. 7 интересных игр со снегом».

-Изучение рекомендаций по исследовательской деятельности  по теме "Снег-снежок".

- Постройка родителями горки для детей, и кукол.

Задачи для педагога:

-Внедрение  проектного метода в работу с воспитанниками.

- Привлечение родителей к  участию в воспитательно- образовательном процессе, повышение  педагогической компетентности родителей.

-Трансляция  педагогического опыта.

Этапы реализации проекта:
1 этап
  (подготовительный)
- постановка проблемы;
- определение цели, задач;
- разработка плана проекта;
- сбор и накопление материала по теме;
- ознакомление родителей с темой проекта.
2 этап  (основной)
- создание взаимодействия взрослых и детей (практическая деятельность по решению проблемы)
3 этап  (заключительный) - подведение итогов

-Показ открытого занятия по нетрадиционному рисованию

-Презентация проекта «Снег- снежок» на педсовете.

Мероприятия реализации проекта (2 этап)
Совместная деятельность педагогов с детьми:

1. НОД «Знакомство со снегом и его свойствами».

-Наблюдение с детьми во время прогулок  за участком нашей группы.

-Наблюдение за снегом (белый, холодный, пушистый)

2.Разучивание пальчиковой игры «Снежок»

3. Опыт со снегом «Цветной снежок»
4.Наблюдения на прогулках за снегом.

5. Пальчиковые игры «Снег зимой летает», «Снежок».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма

6. Физ. развитие «Снег кружится»

Цель: учить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

7.Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Цель: способствовать развитию правильного дыхания.

8.Рассматривание иллюстраций и картинок по теме «Зима»
Цель: знакомить с зимними природными явлениями

9. НОД Речевое развитие  «Снежок» 

Цель: познакомить детей с новым стихотворением «Снежок» З.Александровой. Учить детей слушать стихотворение, договаривать слова. Развивать интерес к художественной литературе

10.НОД Лепка «Снеговики играют в снежки»

Цель: формирование умения лепить округлую форму.

11.НОД Рисованию «Снежинки»

 Цель: формирование умения рисовать снежинки с помощью ватных палочек, методом – тычка.

План реализации основной части проекта:

Познавательное развитие

-НОД «Знакомство со снегом и его свойствами».

-Наблюдение с детьми во время прогулок  за участком нашей группы.

-Наблюдение за снегом (белый, холодный, пушистый).

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание сюжетных картин : «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Дети  и снеговик».

Речевое развитие

-НОД  «Снежок» 

Чтение художественной литературы

О. Высотская. «Холодно», М.Познанская  «Снег идет», Сказка:«Рукавичка».

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Лепка «Снеговики играют в снежки»

-НОД Рисование «Снежинки»

    Работа с родителями

- Консультация на родительском собрании «Веселые прогулки зимой. 7 интересных игр со снегом»

-Рекомендации родителям по исследовательской деятельности  по теме "Снег-снежок"

- Предложить родителям построить на участке снежную горку для катания на санках детей и маленькую

Результаты проекта

Во время проведения проекта «Снег- снежок, дети познакомились со свойствами снега, получили элементарные представления о зимних природных явлениях. В результате игр, занятий, наблюдений формировалась познавательная активность детей, развивалась речь. Родители были вовлечены в образовательную деятельность проявили заинтересованность и получили практические навыки ознакомления детей с природными явлениями окружающего мира.

Приложение 1

Конспекты занятий Экологического проекта «Снег-снежок»

1. Ознакомление с окружающим «Знакомство со свойствами снега»

Задачи: Знакомить детей со свойствми  снега (холодный, мокрый, белый, тает в теплой ладони); активизировать словарный запас детей (снег, снежинка, холодный, мокрый, белый); воспитывать любовь к природе;

Словарная работа: снег, тает, холодный, грязный, пушистый.

Оборудование: Игрушка – заяц белый; Платок на стол; Ванночка со снегом; Тарелочки со снегом (по количеству детей);

Ход занятия:

1.Орг.момент.

(Стук в дверь).

Ой, дети кто-то к нам стучится. Посмотрите, сегодня к нам в гости пришел зайчик! Здравствуй зайчик. Ребята, а зайчик принёс нам в группу подарок, давайте посмотрим, что в подарке! А зайчик посидит и посмотрит на нас. (Снимаю салфетку со стола, на котором стоят тарелочки со снегом).

2. Основная часть.

-: Что это ребята?

Дети: снег.

- Правильно, снег. Посмотрите, какого цвета снег? Он белый.

- Ребята, а теперь давайте потрогаем снег? Какой снег?

Дети: Холодный!

- Ай, какой холодный! А теперь давайте холодный снег положим на наши теплые ладошки, а другой теплой ладошкой накроем.

 Ой, какой он холодный. Посмотрите, что случилось со снегом? От наших теплых ладошек, холодный снег начал таять.

- Тает, и превращается в воду. Кап-кап, капельки капают с наших рук. Посмотрите на наши ручки…какие они стали, после снега?

Дети: Мокрые.

Вода из снега грязная, ее есть нельзя.

- Снег любит холод, а рука у нас теплая, поэтому снег начинает таять в теплой ладошке. Вот какой волшебный снег принёс нам зайка в группу. Давайте, вытрем ручки салфеточкой, какие теперь у нас ручки?

Дети: Сухие.

Замерзли ваши ручки?

Дети: да.

-Давайте согреем наши ручки вместе с зайкой!

Физминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

-Ой, ребята, посмотрите, снег то наш растаял и зайка расстроился из-за этого. Во что снег превратился в воду?

3.Итог.

Вот какие мы молодцы с вами.

Молодцы дети. Мы с вами узнали, что снег есть нельзя, ведь он грязный и холодный. Снег можно кушать?

-Давайте вмести скажем какой снег - Снег белый, легкий, мягкий, холодный.

-А теперь попрощаемся с Зайкой и пойдёмте мыть руки.

2. НОД Развитие речи «Снежок»

 

Цель: Развитие речи детей с использованием художественного слова.

Задачи:

Познакомить детей с новым стихотворением «Снежок» З.Александровой. Учить детей слушать стихотворение, договаривать слова. Развивать интерес к художественной литературе

Формировать представление о зимних явлениях природы.

Ход НОД

Воспитатель собирает детей около окна.

С неба падают зимою 
И кружатся над землею 
Легкие пушинки, 
Белые ...

Воспитатель: Что это у меня на руке? (Снежинка) Откуда она взялась? (Залетела с улицы) Почему, как вы думаете? (Пришла зима) Посмотрите в окно- все кругом белое, много снега намело. Красивые стоят в зимнем наряде деревья и кусты. Какие деревья?

Воспитатель читает стихотворение З.Александровой «Снежок».

Снежок порхает, кружится,

На улице бело!

И превратились лужицы

В холодное стекло.

 

(Дети сели на стулья. Воспитатель читает стихотворение еще раз, машет снежинкой на ниточке)

Воспитатель: Посмотрите, как порхает, кружится снежок. Подуйте на снежинку.

(Дети по очереди, 2-3 ребенка, вместе с воспитателем пытаются рассказать стихотворение. Воспитатель каждый раз поощряет детей. Затем воспитатель и дети рассказывают стихотворение еще раз.)

 

Воспитатель: А сейчас поиграем со снежинками. (Раздает детям снежинки, включает негромко музыку.) Будем танцевать как легкие, красивые снежинки.

 

3.Физ. развитие «Снег кружится»

Цель: учить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры

Воспитатель спрашивает у детей: Какой снег? Дети отвечают: снег легкий, снег медленно падает на землю, если подует ветерок, он начинает кружиться.

Воспитатель мы сегодня будем играть в игру. Возьмите снежинки. А теперь медленно покружитесь как снежинки. И повторяйте вместе со мной слова: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Воспитатель, показывая, жестом просить подойти детей поближе и говорит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок». Дети выполняют все действия произвольно, спокойно, а в конце медленно начинают приседать, снег ложится на землю. Воспитатель говорит детям: «Подул холодный, холодный ветер. Как дует ветер? Показывает: В-в-в! Дети повторяют за воспитателем: В-в-в!

Затем воспитатель берет снег и дует на него: разлетелись, разлетелись белые снежинки в разные стороны». После этих слов дети разбегаются в разные стороны и по всей площадке. По желанию детей игра повторяется три раза.

5. НОД Лепка «Снеговики играют в снежки»

Цели и задачи:

  • Учить лепить округлую форму;
  • Учить составлять фигурку снеговика из двух шариков и дополнительного материала;
  • Развиваем игровой замысел;
  • Активизируем речь детей.

Оборудование: игрушка Снеговик, заготовки двух шаров из пластилина, пластилин, доски, влажные салфетки, бумажные вёдра (шапочки), веточки.

Ход занятия.

Приношу в группу игрушку Снеговика, предлагаю детям слепить ему друзей. Вместе с ребятами рассматриваем Снеговика, обращаю внимание на форму и количество частей (шаров), есть нос, на голове ведро (шапка).

Лепит с самого утра

Детвора снеговика.

Снежные шары катает,

И, смеясь, соединяет.

Показываю процесс соединения двух готовых шаров, устанавливаю вылепленного Снеговика на стол, дополняю деталями (нос, глазки, рот, ведро, руки). Предлагаю детям слепить таких же друзей Снеговика.

В конце занятия устанавливаем работы детей вокруг игрушки, имитирую беседу со Снеговиком, в которой он благодарит детей. Напоминаю детям о том, как мы лепили Снеговика на прогулке, как играли в снежки, было очень весело.

6. НОД по нетрадиционному рисованию «Снежинки»

Цель: формирование умения рисовать снежинки с помощью ватных палочек, методом – тычка.

Задачи:

-Учить детей правильно держать в руке ватные палочки, ставить точки, держа палочку вертикально по отношению к листу бумаги.

- закреплять название цвета (белый).

- развивать координацию движений и мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к художественной деятельности.

Методы: словесные – пояснение, повторение; наглядные – показ способов действий, игровые – сюжетно-игровые ситуации  (прием обыгрывания игрушки).

Материал и оборудование: листы бумаги синего цвета, ватные палочки, гуашевые краски белого цвета, салфетки, игрушка зайца.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

- Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносит игрушку зайца.

- Дети, кто это к нам в гости пришёл? (Зайчик)

Давайте вместе поиграем с зайкой, чтобы он согрелся:

Физминутка «Зайка»

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

2.Оснвной момент.

- Зайка, тебе понравилось играть с ребятами? (ответы детей) Тогда почему ты грустный?

Зайка: Я люблю когда падают снежинки, кружатся, летят. Но снега так давно не было, что мне очень грустно.

- Давайте поможем зайке, нарисуем снежинки для него Сейчас Зайка отдохнёт, посмотрит как вы будите рисовать , а вы садитесь на стульчики за стол и будем рисовать снежинки. (показ способа выполнения работы с объяснением)

- Я вам раздам листы бумаги синего цвета на которых вы будете рисовать снежинки и краску белого цвета.

А теперь аккуратно набираем палочкой краску и начинаем рисовать снежинки (работа детей).

-Сколько снежинок нарисовали. Молодцы. Красивые, пушистые они кружатся, летят.

- Зайка, посмотри сколько ребята нарисовали снежинок, тебе понравилось?

Зайка: Мне стало так приятно и весело, что вы мне подарили столько снежинок. Спасибо, ребята.

3.Итог занятия.

- Молодцы, зайцу очень понравились ваши снежинки и ваша игра. Заяц пришёл к нам грустный, а стал весёлый. Мы ему помогли.

Зайка: Спасибо, ребята за помощь, мне у вас очень понравилось. До Свидвния!

Приложение 2

Пальчиковая игра, физминутки

Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          
(приседаем)
И на елке снег, снег,               
  (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, 
  (покачались из стороны в сторону,

руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчик к губам, шепотом)

Физминутка «Зайка»

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)

Приложение 3

Эксперимент со снегом

Опыт «Цветной снежок»

Для эксперимента нам понадобилась емкость, с секциями, для снега. Краски синего, красного и зеленого цвета, кисточки, снег.

Цель: учить наблюдать, видеть причино - следственные связи, делать вывод, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определенные свойства (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается)

Ход отпыта:

Сначала мы с детьми определили цвет снега. Затем каждый ребенок брал снег и смотрел на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая - поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная.

Затем мы окрашивали снег в разные цвета.

Вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску

Снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.

Приложение 4

Рекомендации и консультации по работе с родителями

Рекомендации родителям по исследовательской деятельности  по теме "Снег-снежок"

Уважаемые родители вам рекомендуется:

1. Сходить с ребёнком на прогулку и понаблюдать за природными явлениями (снегом, сосульками, снежинками, льдом и т.д), обращая внимание на их свойства (снег холодный, сосулька таит, лёд скользкий и т.д.), покататься с горки, слепить снеговика.
2.Давайте почитаем
Ежедневно читайте ребенку книжки с русскими народными потешками и пестушками. Поощряйте его желание договаривать за вами строки потешек, а лучше всего просите его повторить вместе с вами слова из потешек.

3.Расскажите своему ребенку:
- о природных явлениях зимой (холодно, идёт снег, скользко, можно упасть);
- какую зимнюю одежду носит человек.
4. Давайте поиграем
Играйте с ребенком в пальчиковые игры, которые способствуют активному развитию речи ребенка. Повторяйте упражнения ежедневно, пока кроха не запомнит их.


Консультация для родителей «Веселые прогулки зимой. 7 интересных игр со снегом»

Игры со снегом доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Подвижные зимние игры помогают не замёрзнуть и увеличить время прогулки. Существует много зимних развлечений и забав. Выходя на прогулку в зимнее время с ребенком или группой детей, хорошо иметь в запасе несколько увлекательных игр. Давайте вспомним самые интересные из них.

1. Лепим из снега

Снег — замечательный материал для творчества, особенно когда он немного влажный. Поэтому, если вы планируете лепить скульптуры, обязательно возьмите с собой сменные варежки или перчатки для ребенка и себя. Когда пойдете гулять, возьмите с собой гуашь, кисточки и салфетки, а материал для лепки вас уже будет ждать.

2. Снежки

Очень веселая игра для всей семьи зимой. Кидать снежки можно в цель, устраивать соревнования, кто дальше или кто выше.

Правила можно усложнять: например, бросать только левой рукой или обязательно на одной ноге, подпрыгивая, или держа одну руку, отведенную назад и т. д.

3. Рассматривать следы на снегу.

На свежем снегу отлично видны следы птиц и зверей.

4. След в след

Сначала по снегу идет взрослый, делая шаги поменьше, за ним, наступая на сделанный только что след, двигается ребенок. Потом водить начинает ребенок, а взрослый идет по его следам.

5. Рисование снегом

Снегом можно рисовать на заборах, стенах и деревьях.

6. Рисунки на снегу.

Для этого нужно заранее приготовить бутылочки с пробками, в которых проделана дырочка и заполнить их водой, в которой разведены акварельные краски. Можно разрисовать снеговиков, крепости, или просто рисовать разноцветные дорожки, радугу, салют и др.

7. Поиск сокровищ

"Сокровище" нужно спрятать под снегом в определенном месте. По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок»

Краткосрочный, исследовательский, экологический проект по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами песка....

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Ах,какая пенка!»

Эксперементирование - прямой путь к воспитинию неординарных, смышлённых детей....

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

Педагогический проек по ознакомлению со свойствами песка...

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Космический песок»

Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок...

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

Экологический проектв первой младшей группена тему: «Песочная страна»...

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации  игры в детском саду:воспитатель должен играть вместе с детьми в позици...