Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию:"Путешествие по России"
план-конспект занятия по окружающему миру
Россия-как много в этом слове! Наша страна сильна дружбой разных народов.Дети на занятии познакомятся с традициями , обычаями, национальностями некоторых из народов, проживающих на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе
по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по России»
Ход НОД:
Вводная часть:
Дети вместе с воспитателем под видеоклип «Солнечный круг» заходят в музыкальный зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие (куда именно, узнаем чуть позже). Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас! (воспитатель обращает внимание детей на гостей).
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Дети здороваются с окружающим миром! ( на телеэкране появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в окружении людей, в соответствии с текстом здравия)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! ( поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- И гостям дорогим – здравствуйте!
Дети:
- Здравствуйте, гости дорогие! (поворачиваются к гостям, разводят руки в стороны).
А теперь, ребята, как я и обещала, нам предстоит небольшое путешествие. Дети, а вы любите путешествовать? (где - то бывать, узнавать что - то новое, интересное). Я вам предлагаю сегодня отправиться в увлекательное путешествие, а вот куда именно, вы узнаете, когда посмотрите видеоролик.
Проходите, пожалуйста, на стульчики, присаживайтесь поудобнее, приятного вам просмотра! Внимание на экран!
(Дети смотрят видеоролик «Россия-Родина моя»)
После просмотра, воспитатель спрашивает:
-«Так куда же мы отправимся? Кто догадался?»
Ответы детей:
В путешествие по России, Родине, нашей стране России.
Воспитатель:
Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. Россия – самая огромная, необыкновенная страна. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
(Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой прикреплена «Карта России» (нарисованная воспитателем)
- Это карта нашей страны. Большая – неправда- ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой?
(ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
Воспитатель:
- Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая.
- А какие же еще богатства есть в нашей стране?
(дети затрудняются ответить)
- Хотите узнать?
-А поможет вам в этом, волшебный сундучок!
Сейчас я его открою и каждый из вас достанет то, что в нём находится.( дети достают фотографии людей, разных национальностей, проживающих на территории России).
Воспитатель:
-Ребята, так чем же ещё богата наша Россия?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно! Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми!
-Давайте прикрепим фотографии людей на карту России.
Дети, а как называют людей, живущих в России? (россияне).
-Значит мы с вами кто?(россияне)
На каком языке говорят все россияне? (на русском). Наша страна сильна дружбой разных народов (национальностей).
- в нашей стране также живут (показывает на фотографии):чукчи, башкиры, татары, чеченцы, и др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, отличается внешним видом, одеждой, имеет свою историю, культуру, традиции. Традиции - это то, что передаётся из поколения в поколение, от родителей к ребёнку, от бабушек и дедушек внукам. (одежда, песни, сказки, блюда, игры)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
-Готовы отправиться в путешествие по России и посмотреть, как живут некоторые из народов?
-Отправимся путешествовать мы пешком! Согласны? Не боитесь?
Тогда вперёд! Отправляемся!
Основная часть:
(Звучит песня «Вместе весело шагать» или под фортепиано)
-Первая наша остановка на Чукотке, на Крайнем Севере, в самом холодном месте нашей страны.(заранее оформлен уголок) Ребята, а вот и местные жители чукчи. Посмотрите, чем они отличаются от вас?(цвет кожи, разрез глаз, одежда)
Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
Чукчи разводят большие стада оленей, ловят рыбу, охотятся на зверей . А живут чукчи в чумах- это переносная конусообразная палатка. Местные жители. приветствуют нас и для знакомства предлагают поиграть в их игру,иначе замерзнем!
Подвижная игра «Хейро»-Солнце.
Цель игры: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки ,идут по кругу приставным шагом ,делают руками равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят –хейро! На ведущего одевают шапочку -солнце. он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются ,когда солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при поворотах. На сигнал «Раз, два, три -в круг скорей беги!»-все возвращаются в круг.
Молодцы, ребята, согрелись, хорошо.
Ребята, нам пора спешить, следующая остановка на Кавказе. Здесь живет много народов России. Мы с вами побываем в гостях у чеченцев. (оформлен уголок).В чём различие между нами и чеченцами?
Посмотрите, ребята, на картинку: живут чеченцы в горах. Поэтому их еще называют горный народ. Они очень гостеприимны. Особое отношение у них принято к гостям и людям пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. У них всегда приготовлено угощение для гостей, вот, например, такие круглые пшеничные лепешки, называют их «Чепалгаш» с луком или творогом внутри. Так как мы сегодня их гости, они нам тоже приготовили такую вкусную лепёшку, потом в группе мы обязательно попробуем её.
Наше путешествие продолжается.
Под музыку идут дальше.
Следующая остановка на Урале в Башкирии.(оформлен уголок) Посмотрите, чем башкиры отличаются от нас? Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.
Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах- показ картинки).Юрта была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и так же легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды. Башкирские дети предлагают поиграть в игру «Юрта»
Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Мы отправляемся дальше (под музыку). Последняя на сегодня остановка- Поволжье, нас приветствуют, русские. Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
Ребята, у нас в России есть тоже свои традиции, обычаи, праздники и национальные символы, благодаря которым, Россия очень знаменита во всём мире. А какие это символы мы узнаем, если соберём картинки, которые находятся в этих конвертах, которые приготовила для вас хозяйка дома.
Дети делятся на подгруппы (4-5) и выкладывают целые картинки из отдельных частей, потом называют символы, которые у них получились.(Берёза, самовар, матрёшка, флаг, гармошка)
III Заключительная часть (рефлексия)
- Наше с вами путешествие по Родине - России подходит к концу. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей (чукчи, чеченцы, башкиры, русские и многие другие).Люди могут отличаться друг от друга цветом кожи, формой глаз, национальными костюмами,у каждого народа свои обычаи и традиции, но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.
В заключение давайте сделаем небольшой дружный хоровод, возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речевку:
«Даже если мало места,
Всё равно нам здесь не тесно.
Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.» ( с движениями)
После хоровода воспитатель благодарит за участие в путешествии и дарит угощение к чаепитию в русских народных традициях, на подносе с рушником (бублики, калачи, баранки, конфеты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1. Прод...
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"
Конспект занятия по нравственно -патриотическому воспитанию.Материал может быть интересен воспитателям ДОУ....
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Путешествие по России"
Конспект расчитан на средний дошкольный возраст. Занятие проводилось в рамках отчетного мероприятия кружковой работы....
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным ...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Письмо в Россию"
Цель: Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные. Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о родном городе (малой...
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - Россия»
quot;Наша Родина -Россия"...
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - Россия»
Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам. Формировать патриотичес...
- Мне нравится (1)