Дошколятам о природе
план-конспект занятия по окружающему миру

Бганцова Екатерина Сергеевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolyatam_o_prirode.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка- детский сад № 8 г.Курганинска

           

 

                              

«Дошколятам о природе»

познавательный проект

по экологическому воспитанию

"Юные экологи"

старший дошкольный возраст

                                                                                          Подготовили:

                                                                                          старший воспитатель

                                                                                          Вулах Е.Н.,

                                                                                          воспитатель

                                                                                          Бганцова Е.С.

2020 г.

Аннотация

Экологическое воспитание и образование – одна из самых актуальных проблем на сегодняшний   день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому важно научить ребенка беречь  природу. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО—это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных  эмоций от любования природой;

-умения познавать особенности окружающего мира.

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается  непрерывный  процесс  обучения,  воспитания  и  развития  ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к  окружающему миру, в ответственном отношении к  состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Одной из задач экологического образования является экологическое развитие. Под ним мы понимаем процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений личности, происходящих в экологическом сознании ребенка в соответствии с возрастом и под влиянием природной среды, заключающихся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, социокультурным поведением в природной среде, позволяющих ребенку гармонично взаимодействовать в системе «человек-природа».

Формирование экологических понятий, представлений, знаний и умений осуществляется в различных видах деятельности дошкольников. Отличным  способом  объединить  разнообразные  виды  деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания,  почувствовать  себя  испытателем,  поучаствовать  «на  равных»  с взрослыми в совместной познавательной деятельности. При организации работы по экологическому образованию нужно учитывать региональный компонент, т.е. ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе. Нами разработан и готов к осуществлению краткосрочный проект экологической направленности для воспитанников старшей группы.  

В основной образовательной программе МАДОУ ЦРР №8 планирование по ознакомлению дошкольников с окружающим миром составлено  на  основе  методических  рекомендаций О.  А.  Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию». Система работы содержит  план работы с воспитанниками, направленный на  развитие представлений о себе и окружающем мир.

Наши воспитанники, совместно с родителями и педагогами,  являются активными участниками различных экологических конкурсов,  и поэтому в течение года проводится образовательная работа по теме «Природа  Краснодарского края ». Проектная деятельность позволяет шире рассматривать вопросы экологической направленности. На практике наш проект можно использовать любому педагогу дошкольного образовательного учреждения.

Вид проекта: информационно-познавательный, социально-значимый, краткосрочный, 3 недели.

Участники проекта:  воспитатели, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Актуальность проекта:  Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о  формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни.

Сотрудничество детского сада  с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.  

  Цель: формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к планете Земля через различные виды деятельности. Формирование у детей и  родителей  чувства сопричастности ко всему живому,   гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края. 

Задачи проекта: 

Для детей:

Подвести детей к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

Развивать любознательность,  ценностное отношение к миру природы.

Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.

Для родителей:

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

Сформировать детско-родительские отношения в духе воспитания экологически правильного поведения в природе. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

Для педагогов:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и  экологического воспитания детей.

Методы и формы работы с детьми:

  •  наблюдение,  экскурсии
  • виртуальная экскурсия с использованием ИКТ
  • беседы
  • рассматривание иллюстраций; мини-выставки,
  • чтение художественной литературы
  • творческая мастерская (рисование, лепка,  создание коллективной работы "Сбережем планету")

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Человек и экология», памятки для родителей «Экологическое воспитание в семье», папка – передвижка «Планета Земля ».
  • Проведение выставки  творческих работ детей и родителей.
  • Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра природы (наглядно-дидактический материал).
  • Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта.

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе.
  • Повышение уровня детской активности, самостоятельности, самосознания.
  • Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.

Для педагогов:

  • Осуществление инновационной деятельности.
  • Повышение профессионального уровня.
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта.
  • Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проекта: использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в окружающей действительности. Создание коллективной работы  "Сбережем Землю", пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап –заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
  • подбор консультаций для родителей,
  • изготовление папки-передвижки  для родителей,
  • разработка бесед, подготовка атрибутов и материалов для  детей,
  • использование электронных образовательных ресурсов для работы с детьми по теме проекта.

 II этап - основной

Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап - заключительный

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами;
  • оформление  коллективной работы с детьми;
  • презентация на педсовете ДОУ.

План работы по теме проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап - подготовительный

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1.2. Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3. Беседа с родителями на тему "Как воспитать в ребенке бережное отношение к природе?"

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,
родители

1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии), презентаций, дидактических пособий.

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители

1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель,
родители

1.6. Консультация для родителей "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатель

1.7. Ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом "Защитим Землю"

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель,
родители, дети

2 этап - основной

1 неделя

Познавательная беседа "Планета Земля в опасности".

Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Дидактическая игра «Зоопарк» 

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра    «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. 

Чтение стихотворения  «Дельный совет» (Г. Ладонщиков.)

Стихотворение учит детей относиться к птицам не как к игрушкам, а как к живым существам, которым требуются забота и участие.

Презентация «Природа – чудесница»

 Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Творческая мастерская "Сбережем планету" (рисование)

2 неделя

  Познавательная беседа с использованием ИКТ (виртуальная экскурсия)              

     "Природа  живая и неживая"

Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

          Рассматривание иллюстраций: Дикие животные готовятся к зиме

 Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

     Загадки-описания «Когда это бывает?»

 Дидактическая игра «Четвертый лишний»

   Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. 

Сказка на экологическую тему  «Анюткина утка» (В. Бианки)

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Творческая мастерская   " Планета Земля" (лепка)

3 неделя

Настольно-печатная игра «Береги живое» 

  1. Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

 Беседа "Чистая вода – богатство страны" 

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Водоемы родного края

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

 Настольно-печатная игра «Зоологическое лото»

Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания  этих животных.

Творческая мастерская "Сбережем землю" (создание коллективной работы).

Мини-выставка детских творческих работ "Защитники Земли"

 

Работа с педагогами

 1

Консультации по организации мероприятий проекта.

2

Сбор методического материала  по теме проекта

Работа с родителями

1

Работа с интернет- ресурсами, презентации «Экологическое воспитание детей в семье».

Оформление стенда, папка-передвижка.

Консультативная помощь по теме проекта.

3 этап  - заключительный

 

РППС

Пополнение «центра природы» дидактическими пособиями, наглядным материалом.

2

Презентация проекта на педсовете ДОУ

Вывод:

      Воспитывая новое поколение, мы должны позаботиться не только о его моральных принципах и физическом здоровье. Важную роль играет также экологическое воспитание наших детей. Ни для кого не секрет, что потребительское отношение к природе нашей планеты, ставит под угрозу не только существование отдельных  экосистем,  но и человечества в целом. Конечно, не стоит запугивать маленького ребенка масштабами грозящей катастрофы и концом света. Просто нужно объяснить, доступным ребенку языком, что всего этого можно избежать, если вести себя правильно. Во времена нашего детства не уделялось должного внимания формированию полезной привычки - экономить природные ресурсы. Ведь вода в кране не кончалась, перебоев с электричеством не было. Только после того, как вопросы сохранения экологического баланса Земли, стали рассматриваться на международном уровне, люди задумались о бережном обращении с ресурсами планеты. Все ресурсы рано или поздно закончатся, и от нашего бережного отношения к природным богатствам зависит благополучие наших потомков.

   Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим, чем мы живём. В дошкольной педагогике экологическому воспитанию уделяется очень большое внимание.

 С первых лет жизни у детей формируются основы экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.        

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку на конкретных примерах, что приносить вред природе нельзя. Обратите внимание ребёнка на красоту деревьев зимой, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом, зачастую, виноваты мы, взрослые. Не смогли научить видеть красивое,  и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Учите детей видеть красоту окружающего мира, воспитывайте у них чувство сострадания - и это не пройдёт даром! Если ребенок будет бережно относиться ко всему живому и беречь этот «дом» - природу, ваше воспитание удалось!

Всё – от старой сосны у забора,

До большого тёмного бора,

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок, Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису...

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

(Л. Фадеева)

Список используемой литературы:

1.Программа «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014г

2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», 2015г

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005г

4. С. Н. Николаева «Юный эколог», 2010г

5. «Загадки Земли». Т.15. М.: ООО «Мир книги», 2004г

6. Л.Фадеева стихотворение «Окружающая среда» (https://rustih.ru/lyudmila-fadeeva-okruzhayushhaya-sreda/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошколята - защитники природы

Мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята-дошколята»...

Сценарий экологического праздника «Эколята-дошколята - защитники природы».

Сценарий тематического праздника на открытом воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Наши малыши-эколята дошколята защитники природы

Статья про Летнее экологическое воспитание в подготовительной группе....

Презентация на конкурс лучший стенд (уголок) «Эколята - дошколята защитники Природы» в образовательных учреждениях.

laquo;Поведение человека в природе – это и зеркало его души»К. Л. ЗелинскийМуниципальное образование город Муравленко Управление образования Муниципальное  бюджетное  дошкольное...

Конспект Квест-игры по экологии в старшей группе «Дошколята - помощники Природы»

Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели....