Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
V
Развернутый план-конспект интегрированного занятия
«Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: занятие по «Изобразительному искусству» основана формировать художественной культуры детей как неотъемлемой часть
и культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно - ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности
Ш. Амонашвили:
- любить ребенка;
- очеловечить среду, в которой он живет;
- прожить в ребенке свое детство.
Изобразительная деятельность включает в себя изображение находящихся перед дошкольниками объектов действительности, а
также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на выбранную тему совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Тема занятия должна способствовать:
- развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников;
- формировать морально-нравственные ценности;
- развивать образное восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- способствовать гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основе формирования целостного представления о мире;
- способствовать развитию способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире. Все перечисленное выше соответствует основным задачам ФГОС.
Особенности содержания обучения изобразительному искусству на занятие с дошкольниками обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Изучение изобразительного искусства, беседы по этой теме, направлены на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает
становление целостного мышления учащихся. Заложенные в дошкольном возрасте навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополняется творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Тема практического занятия: «Беседы по искусству» для интегрированного урока «Я и мои бабушка и дедушка» (парный портрет).
Техника выполнения творческой работы: гуашь.
Ведущий вид деятельности: учение.
Интеграция образовательных областей: литература.
Цель перспективная: создание условий для изучения учащимися о новой теме через индивидуальную работу на уроке.
Цель актуальная: систематизировать занятия о портретном жанре.
Задачи:
- Образовательные: закрепление понятия «портрет»; формирование представления о его видах, типах и выразительных средствах; расширение знаний о портрете в творчестве художников;
- Развивающие: развитие мышления, творческих способностей;
- Воспитательные: воспитание чувства любви к своей семье.
Оборудование урока:
- Медиапроектор;
- Интерактивная доска;
- Репродукции произведений художников;
- Дидактические материалы;
Материалы и средства: гуашь.
Зрительный ряд: презентация.
Литературный ряд: стихи, посвященные бабушке и дедушке.
А.Чурбанова, загадка.
Музыкальные произведения, в которых воспеваются любовь к бабушке и дедушке. Песня «Бабушка-милая», «Бабашка рядом с дедушкой»-детские песни.
Игровая ситуация: в начале занятия дети входят в образ художников, одевая шарф.
Словарная работа:
- Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей.
- Каменный портрет – это поясное, подгрудное, поплечное изображение человека
- Парадный портрет – портрет, изображающий человека в полный рост или на лошади.
- Костюмированный портрет – портрет, на котором человек изображен в виде какого-нибудь мифологического или литературного персонажа.
- Автопортрет – изображение, сделанное художником самого себя.
Предварительная работа с воспитанниками: беседа с детьми о портрете.
Взаимодействие с родителями: оформление буклета, беседа о семье, о бабушках и дедушках, и о роли их в воспитании внуков.
Организация образовательного пространства: игровое пространство, учебное пространство.
- Предполагаемый результат: расширить знаний у детей в области изобразительного искусства.
Методическое обоснование занятия: Форма /Тип урока. Вводный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения и закрепления Методы и приемы обучения. Создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Принципы обучения: деятельности; принцип психологической комфортности; принцип сотрудничества; принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей). Формы организации деятельности учащихся: - фронтальная форма; индивидуальная (за партой, у интерактивной доски); -групповая (за партой).
Технологическая карта занятия
Этапы и время занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Орг. момент (2 минуты) | Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня (Слайд 1). | Проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация знаний (3 минуты) | Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька – твой сосед, Обязательно картина Называется _________ (ПОРТРЕТ) Как называется ребята? - Что такое портрет?
| Рассказывают, что воспитанники знают о портрете. Портрет – это жанр изобразительного искусства для которого характерно изображение конкретного человека или группы людей.
|
Самоопре деление к деятель ности (20 минут) | Кроме внешнего сходства художник стремится передать в портрете характер человека, его духовный мир. Какие существуют виды портрета по характеру изображения? (Парадные и камерные. Как правило, на парадном портрете изображен человек в полный рост, иногда на лошади на фоне пейзажа. Камерный потрет – это поясное, погрудное или поплечное изображение человека чаще всего на нейтральном фоне). Вопрос: какой из портретов парадный, а какой камерный? (Слайд 2). Если человек представлен в образе какого-нибудь мифического, исторического или литературного персонажа – это костюмированный портрет. - А как называется портрет малых размеров? (Миниатюрой) - Различают ли портреты по количеству изображенных на них персонажей? (Да, существуют индивидуальные, парные и групповые портреты). Вопрос: какой из партретов индивидуальный, парный, групповой? (Слайд 3). - А если художник пишет портрет с самого себя? (Это изображение называется автопортретом.) - В каких видах искусства есть портрет? (В графике, живописи, скульптуре. Но больше всего внимания портрету уделяют живописцы и скульптуры.) Искусство русского портрета уходит своими корнями в глубокую древность (Слайд 4). В XII веке возникла парсуна – портрет, который по стилю, приёмам, и материалу живописи ничем не отличалась от икон. Парсуна царя Ивана Грозного. При Петре Великом появляются первые портреты в России, так как Петр I пригласил зарубежных мастеров, а так же способствовал обучению русских художников
К концу XVIII портрет был самым распространенным жанром в русском искусстве того времени. Портрет Е.А.Нарышкиной. Художник- Владимир Боровиковский. Начало XIX века ознаменовалось наступлением эпохи романтизма, который проникает и в портрет.
В середине XIX века в искусстве портрета появляются реалистические веяния. Художники-передвижники создают замечательные портреты своих современников. Портрет Льва Толстого. Художник – Николай Ге;
В начале XX века в изобразительном искусстве, в том числе и в портретном жанре начинаются поиски новых выразительных форм. Портрет дамы с фазанами. Художник- Илья Машков | Отгадывают загадки. Воспитанники учатся соблюдать правила игрового поведения, - формулировать выводы из изученного материала, - учатся применять знания и умения на практике при рисование потрета
|
Практическое задание (10 минут) | Рассмотрите внимательно портрет кисти Валентина Серова «Девочка с персиками» и ответьте на вопросы (Слайд 5): Что вы видите на этой картине? Что вы видите такого, о чем еще никто не говорил? Как вы думаете, где находится наша героиня? Как вы думаете, когда это происходит?
| Отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
Закрепле ние изученного (7 минут) | - А чей портрет хотели нарисовать вы? Я прочитаю стихи про тех, кто вам очень дорог! Мой дедуля А.Чурбанова - Тогда отгадайте следующую загадку, про кого идет речь! (Загадка про бабушку)Я вам загадаю загадку (Воспитанники говорят ответ). Звучит отрывок из песни «Бабушка милая» (Слайд 6). - Вам понравилась песня? - Хотели бы вы нарисовать портрет бабушки и дедушки? (Дети отвечают, что хотят) | Слушают рассказ учителя. Выбирают задачи на урок, обосновывают свой выбор. Отвечают на вопросы. Разгадывают загадки. |
Итог урока (3 минуты) | – Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте. – Что вы нового узнали на занятие? – Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали? | Определяют выполнение поставленных целей. Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке. Учатся правильно оценивать свою деятельность на уроке. Отвечают на вопрос.
|
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973. – 245 с.
2. Шмаков С. А. Культура - досуг - ребёнок. - М., 1994. – 234 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к ИЗО деятельности "Я и мои бабушка и дедушка" | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я и мои бабушка и дедушка» (парный портрет)
Рисуем портрет. Шаг 1.
Рисуем портрет. Шаг 2.
Пример. Лицо - овальной формы. Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Задача этих линий наметить примерное расположение носа (это вертикальная), а также расположение глаз и губ (горизонтальная нижняя линия).
Пример. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос . А также добавьте линии для полости рта .
Пример. Переходим к прорисовке глаз.
Пример. Добавим рот. Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз.
Пример. Теперь стираем вспомогательные линии, которые мы сделали в первых двух шагах. Смотрим, что у нас получилось. Теперь осталось разукрасить, добавить теней.
Песни «Я с бабушкой своей дружу давным-давно», «Бабушка с дедушкой».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: « Физическая культура» и «Познание». Раздел: «Развитие математических представлений». Программное содержание: 1 Упражнять в р...
Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста
Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:-систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах; -развитие кругозора, речи и мышления; -развитие слухо-моторной ко...
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....
Интегрированное занятие: «Развитие танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Из опыта работы музыкального руководителявысшей квалификационной категорииАБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ...
Интегрированное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: « Физическая культура» и «Познание». Раздел: «Развитие математических представлений».Программное содержание: 1 Уп...
Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Осенняя карусель"
Конспекты интегрированных занятий для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Занятие №5 "Осенняя карусель...
Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект интегрированного занятия является одним из двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)