Самообразование 2022-2023
материал по окружающему миру (средняя группа)

Анна Анатольевна Седова

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_sayt.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Ласточка»

Самообразование воспитателя

Седовой Анны Анатольевны

на тему:

«Развитие экологического воспитания

 детей дошкольного возраста через дидактические игры»

пгт Яблоновский 2022-2023 г

Введение

   Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

   Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

   Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Цель работы по теме самообразования:

-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.

-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;

 - продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;

 - внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;

- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

 - привитие трудовых природоведческих навыков;

 - развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.

Содержание работы по самообразованию:

  1. Самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач;
  2. Планирование работы по самообразованию;
  3. Изучение проблемы;
  4. Применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми;
  5. Усовершенствование предметно-развивающую среду;
  6. Обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом  процессе.
  7. Подведение итогов.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение литературы

Сентябрь - май

1. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

8. Воспитание любви к природе у дошкольников. В помощь педагогу ДОО. Волгоград: Учитель. Вакуленко Ю.А.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Сентябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Октябрь

Создание картотеки бесед по экологическому воспитанию

Применение в НОД и  режимных моментах

Ноябрь

Изучение      свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Декабрь

Тематическое занятие «Путешествие в Водиляндию» (игра путешествие)

Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Январь

Индивидуальная  и подгрупповая работа по развитию  экологических   представлений с помощью дидактических игр.

Д\и «Кто, где живет?»

«Кто, что ест?"

Февраль

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Краткосрочный проект

Февраль

Экспериментальная деятельность «Береги воду» Цель: дать понятие о загрязнении воды, как происходит загрязнение, как очистить воду

Работа с семьёй

Март

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов,  собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Апрель

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

самообразование 2022 -2023

laquo;Современные подходы к интеллектуальному развитию детей  младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....