Самообразование 2022-2023
материал по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Ласточка»
Самообразование воспитателя
Седовой Анны Анатольевны
на тему:
«Развитие экологического воспитания
детей дошкольного возраста через дидактические игры»
пгт Яблоновский 2022-2023 г
Введение
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Цель работы по теме самообразования:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.
-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;
- продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;
- внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;
- привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Содержание работы по самообразованию:
- Самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач;
- Планирование работы по самообразованию;
- Изучение проблемы;
- Применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми;
- Усовершенствование предметно-развивающую среду;
- Обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
- Подведение итогов.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Подбор и изучение литературы | Сентябрь - май | 1. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. 8. Воспитание любви к природе у дошкольников. В помощь педагогу ДОО. Волгоград: Учитель. Вакуленко Ю.А. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. |
Октябрь | Создание картотеки бесед по экологическому воспитанию | Применение в НОД и режимных моментах | |
Ноябрь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. | |
Декабрь | Тематическое занятие «Путешествие в Водиляндию» (игра путешествие) | Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. | |
Январь | Индивидуальная и подгрупповая работа по развитию экологических представлений с помощью дидактических игр. | Д\и «Кто, где живет?» «Кто, что ест?" | |
Февраль | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Краткосрочный проект | Февраль | Экспериментальная деятельность «Береги воду» Цель: дать понятие о загрязнении воды, как происходит загрязнение, как очистить воду | |
Работа с семьёй | Март | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Апрель | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей». План работы по самообразованию 2022–2023 гг.
План работы по самообразованию 2022–2023 гг....
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
самообразование 2022 -2023
laquo;Современные подходы к интеллектуальному развитию детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»....
План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...
План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....