Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Игрушки из теста"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Береза Людмила Владимировна

Создание условий для развития познавательной активности, любознательности детей. Развитие  интереса  к художественному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

педагога с детьми старшего дошкольного возраста

познавательной, художественно-эстетической направленности

Тема: «Игрушки из теста»

Разработала: Береза Л.В.,

воспитатель МДОУ детского

 сада № 9 «Ласточка»

Цель:  создание условий для развития познавательной активности, любознательности детей. Развитие  интереса  к художественному творчеству.

 Задачи:

Обучающие:

-Расширять знания детей о процессе  выращивания и изготовления хлеба, свойствах муки.

-Познакомить детей с тестопластикой (биокерамикой), как одним видом народно-прикладного искусства.

-Познакомить с изготовлением соленого теста, основными способами и приёмами лепки из солёного теста.

Развивающие:                                                                                                             - Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук. 

-Способствовать развитию творческих способностей детей.

-Развивать сенсорную чувствительность, восприятие цвета, формы, фактур.

-Развивать познавательные интересы

Воспитывающие:

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии людей, которые его выращивают.

-Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Предварительная работа с детьми: Беседа «Хлеб – всему голова», отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений и пословиц о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, чтение:  М. Глинская «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», русская народная сказка «Легкий хлеб»,  Ушинский «Как хлеб на стол пришел?».

Словарная работа: тестопластика, биокеримика, народно-прикладное искусство, элеватор, жернова.

Методы и приемы: игровой, словесный — художественное слово, беседы, вопросы, уточнения, выводы; наглядный – презентация на тему «Как зернышко хлебом стало», показ способа действий.

Материалы и оборудование – мультимедийное оборудование, поделки из соленого теста, мука, соль, пищевая краска, салфетки, формочки для печенья, скалки, серия картинок «Все о хлебе», зерно пшеницы, 2  большие  миски , ложка, стаканы, поднос.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель звонит  в колокольчик.

Воспитатель: Колокольчик поет и ребят ко мне зовет

(Воспитатель приглашает детей стать в круг)

Психогимнастика:

К солнышку потянулись лучик взяли,

К сердцу прижали и друг другу отдали (взяться за руки)

Друг на друга посмотрели, улыбнулись.

Воспитатель: ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек. Он пустой или в нем что-то есть?

Предполагаемые ответы детей: в нем что-то есть.

Воспитатель: Можно понять, что здесь? Как понять?

Предполагаемые ответы детей: посмотреть, пощупать.  

Воспитатель: Давайте пощупаем. Как вы думаете, что это?

Дети высказывают предположения .

Воспитатель высыпает на подносы  зерна пшеницы, дети берут в руки, рассматривают.

Воспитатель: Что это?

Дети: это пшеница

Воспитатель: правильно, это зерна растения пшеницы. Из таких зернышек получается хлеб, основной продукт питания человека, без него никуда. Какие мы с вами знаем пословицы о хлебе:  

Дети: «Хлеб всему голова», «Без хлеба половина обеда», «Будет хлеб, будет и обед».

Воспитатель: ребята, в хлебе есть витамины, полезные минеральные вещества, необходимые нашему организму. Чтобы у нас на столе появился хлеб, эти зернышки проходят очень долгий путь, люди разных профессий трудятся  над этим. Ребята давайте вспомним, как хлеб попадает к нам на стол.

Презентация «Как зернышко хлебом стало»

Воспитатель: Вот видите, ребята, для того чтобы у нас на столе появился хлеб люди разных профессий трудятся: трактористы, водители, комбайнеры, агрономы, работники мукомольных заводов, пекари.

Воспитатель:  Ребята мы живем с вами в Ставропольском крае, у нас в крае выращивается много пшеницы, поэтому называют его хлебным краем.

Воспитатель: Давайте повторим, как нужно обращаться с хлебом

Дети: бережно, не бросать на пол, не выбрасывать в мусор,  если остался его можно скормить животным, птицам или посушить на сухарики.

Воспитатель:  ребята, хотите поиграть  в игру:  «А какой он, хлеб?»

Воспитатель проводит игру с мячом.

 Цель: Подбор определений к существительному. Дети стоят в кругу, передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный,  воздушный, ароматный, темный, ржаной, кукурузный, пшеничный., вкусный.

Воспитатель: Еще поиграем?  Ребята,  а сейчас я прошу вас среди этих картинок выбрать те, на которых изображены хлебобулочные или кондитерские изделия, то есть изготовленные из муки и прикрепить на мольберты магнитами.

Воспитатель: назовите, какие картинки вы выбрали. Что еще готовят из муки? (ответы детей) Все это мы называем мучные изделия.

Физкультурная минутка  «Колосок»

Вырос в поле колосок, он не низок, не высок.
Налетел ветерок, закачался колосок. (Поднимают руки вверх, качают)
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Ребята посмотрите, у меня еще есть мешочек, как вы думаете, что в нем? (ответы детей).

Воспитатель высыпает муку в миски.

Воспитатель: Почему вы решили, что это мука?

 Дети: она белая

Воспитатель:  А разве только мука белого цвета. Пока мы не пощупаем, не понюхаем,  не поймем.

 Дети щупают муку, рассуждают.

Воспитатель: Какая мука?  

 Дети: она белая, мягкая, пушистая, лёгкая.

Воспитатель:  муку получают из зерна, после помола. Это мука из пшеницы, значит пшеничная мука.

Воспитатель:  когда мелят зерно пшеницы,  помимо муки еще получаются отруби,  и мелкая крупа – манная из которой готовят кашу. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня из муки? (ответы детей).  

Воспитатель: Скоро наступит самый любимый  праздник -  Новый год. Мы будем украшать елку. А вы хотите своими руками сделать  игрушки, ведь это  двойне приятно. Как вы думаете, из чего мы их будем делать?

Ответы детей

Воспитатель: Из  теста! Из соленого теста. Подойдите сюда,  я покажу вам поделки из соленого теста, посмотрите какие красивые. Ну что  будем готовить тесто. Сделаем два вида – одно простое, одно  цветное, добавим еще пищевую краску.

Воспитатель вместе с детьми готовит тесто (1,5 ст. муки+1 ст. соли+125 мл воды, пищевая краска)

Воспитатель: Ребята,  попробуйте какое тесто

Дети: мягкое.

Воспитатель: да тесто мягкое, эластичное, не липнет к рукам, с ним очень приятно работать. Лепка из соленого теста называется тестопластика или биокерамика, это один из видов народного прикладного искусства. На Руси на Новый год, на свадьбу, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

Мастеров, которые занимаются народным творчеством, называют народными умельцами, от слова умею. Вы тоже умельцы, потому что я думаю, многое умеете. Ну что, давайте сделаем игрушки. Сначала раскатаем тесто, будем это делать скалкой. Но еще тесто можно раскатать деревянной палочкой, пластмассовой трубкой, и даже бутылкой наполненной водой.   Затем будем вырезать фигурки.

Дети самостоятельно раскатывают тесто, вырезают фигурки  (используются формочки для печенья, готовые изделия кладут на поднос).

Воспитатель: Ребята, так как мы делаем елочные игрушки, нам нужно сделать еще дырочки, чтобы продеть нитку. Сделаем это при помощи трубочки от сока.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые фигурки  у нас получились! Мы их положим в группе на подоконник, чтобы они высохли. Затем их нужно будет покрыть лаком, чтобы они блестели.

Воспитатель: Скажите ребята,  как быстрее изготовить поделку:  из цветного теста или простого, потом раскрашивая?

Дети: быстрее из цветного, поделки  не надо потом раскрашивать

Воспитатель: Ребята, когда фигурки высохнут, вы их раскрасите,  мы проденем ниточки в отверстия, и елочная игрушка будет готова, заберете  их домой, украсите ими свои праздничные новогодние елочки!

Дети вытирают руки влажными  салфетками.

Рефлексия:

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось то, чем сегодня занимались. Что особенно понравилось, что нового вы узнали? Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов. Вы  узнали, что такое тестопластика, будете вместе с мамой или братиками, сестричками делать разные поделки.                                                                                                                          Я хочу сказать,  что вы молодцы и на память о сегодняшнем дне я подарю  вам фигурки из теста, которые изготовила заранее для вас. Спасибо вам, мы приятно провели время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия по лепке из соленого теста в средней группе «Сарафан надела осень»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»Образовательная область «Художественное творчество»Техника исполнения: рельефная лепка из соленого тестаИнтегрируемые образовательные области:- Художес...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...