конспект занятия "Бытовая культура и традиции русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мацкевич Татьяна Сергеевна

Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому, представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по патриотическому воспитанию  для подготовительного возраста.  

Дата:

Тема недели: «Русское народное творчество. Народная культура и традиции»

Тема занятия: «Бытовая культура и традиции русского народа»

Автор конспекта: Т.С.Мацкевич

Приоритетная образовательная область: основы науки и естествознания

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой

Развивающие: Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому, представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за свою страну.

Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): : Стол, накрытый по правилам старины (самовар, сервиз, сахар, бублики, сушки, деревянные кружки и ложки). Куклы в национальных русских костюмах. Русская печь, хлеб, лопатка для хлеба, чугунок, ухват, кринка, лапти, половики самовязанные.  Платки, рушник, старые фото, вышивка. Музыкальное сопровождение для проведения подвижных игр. Презентация «Колыбельная». Матрёшка. Туесок с пословицами.

  Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

                 

                                                           Ход занятия

-Ребята к нам в гости пришел Незнайка, он ничего не знает, но хочет многому научиться. Мы сможем помочь ему? Вы справитесь?

  Сегодня нас ждет много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

         Мы с вами живем в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?

Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней                                                                                        Старины своей не помним, забываем мы о ней.                                                                                                 Стали более привычны  нам полеты на Луну.                                                                                         Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!                                                                          Вспомните и скажите, кто такие предки.Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.  

Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали.                                                                                                     А как вы понимаете слово «традиция»?Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

 Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

Звучит негромкая спокойная музыка.

Воспитатель читает потешку: «А баю, баю,  баю, живет мужик на краю,

                                                              он не беден не богат, у него много ребят.

                                                              Все по лавочкам сидят, кашку маслену едят.                                          Сердце бьется, душа радуется».                                                                            

А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.

 Какая бывает семья? Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

 Кого из  близких  вы можете назвать самым родным? Самым добрым?  Самым младшим?

А бывает ли вам грустно? Почему? Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Чем вы любите заниматься всей семьей?  (Ответы детей:  собираться за столом,  смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель: предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «Жили у бабуси »

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе.
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!

 С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков? Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.

А какие обязанности есть у вас?  (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)

Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама - нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Вы знаете колыбельные песни?

Дети: поют колыбельные по очереди

Баю – баюшки - баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи

Нашу Машу не буди.

Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли ее «берегиней». Как вы думаете, почему?

 Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.  - и мы назовем наших мам самыми ласковыми словами.

 Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»

Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрешку, называют ласковые слова для мамы: родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)

Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

«Гость в дом - радость в дом»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Что есть в печи - все на стол мечи»

 Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство? Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.

А как человек относился к хлебу?: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.

 А почему же просили прощения у хлеба?Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые  его выращивали, оскорбить хлеборобов.

 Как говорили про хлеб в народе?

«Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»

А что вы можете сказать про соль?

Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.

Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай  заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.Молодцы.

 Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?

Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, еще договариваются о правилах игры. Это называется сговор.

А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру (звучит бодрая музыка).

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

 Как у дяди Трифона было семеро детей,    

 (идут по кругу, взявшись за руки, и поют)                                                                                                                                       было семеро детей, было семь сыновей.                                                                                                               Вот  такими вот ушами, вот с такими вот глазами,  

(каждая строчка  сопровождается показом)                                                                                                                                                                       вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами                                                                                       вот с такими волосами, вот с такими вот усами,                                                                                                                 вот с такой головой, вот с такой бородой.                                                                                                                Они не пили ,не ели,  друг на друга все глядели, друг на друга все глядели,                                       разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)

Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.

 Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите  мне сказку,  в которой  есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?» - «Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка  « Морозко»).

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)

Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)

Молодцы, ребята. А сейчас встанем в круг и  поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота» (музыка)

Проводится игра «Золотые ворота»                                                                                     «Золотые ворота пропускают не всегда                                                                                                            первый раз прощается, второй раз запрещается,                                                                                           а на третий раз не пропустим вас»                                                                                                               (Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встает в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).

Рефлексия: Кто сегодня в гости приходил?  чем занимались на занятии,  в какие игры играли, что больше всего понравилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Конспект на тему: " Культура и традиции русского народа".

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа 1195 ДО СП №3 Фуфаева Юлия Юрьевна. На тему:«Культура и традиции русского народа».Итоговая досуговая образовательная деятельность совместная с ...

Конспект занятия "Культура и традиции русского народа"

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Культура и традиции русского народа"...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...