"Волшебная соль и ее свойства"
методическая разработка (средняя группа)

Рахматуллина Ольга Ивановна

Опыты и эксперименты с солью в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_sol_i_ee_svoystva_2022.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная соль и ее свойства».

(Итоговое открытое  интегративное мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности  в средней  группе «Ягодка»)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Расширить и углубить представления детей о соли (запах, вкус, цвет). (Познавательное развитие).
  2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. (Познавательное развитие).
  3. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, умение работать в команде. (Социально-коммуникативное развитие).
  4. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. (Речевое развитие).
  5. Способствовать  развитию у детей интереса к нетрадиционной техники рисования при помощи  цветной пищевой соли (Художественно-эстетическое развитие).
  6. Развивать двигательную активность, координацию движения во время физкультминуток (Физическое развитие).
  7. Способствовать развитию детской инициативы.

Методы и приемы:

Практические: опыты с солью, изобразительная деятельность, приветствие физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Наглядные: наблюдение, демонстрация предметов показывающих применение соли.

Словесные:  беседа, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Материалы и оборудование: опытно-экспериментальная мини - лаборатория,  халаты,  шапочки,  коробка - посылка, письмо, мешочек с солью, баночки с лупой, где содержится соль,  стаканчики с кофе, ложки,  2 яйца, прозрачные емкости,  холодная вода, контейнеры с солью, гуашь разного цвета, разноцветная соль.

Предварительная работа:  беседа о применении пищевой соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, о разных видах соли.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Отдохнём», пальчиковая гимнастика «Построим дом».

Игровая

Приветствие «Улыбка друг для друга!».

Продуктивная

«Рисование пальчиками по цветной соли «»

Познавательно-исследовательская

Опыты с солью, беседа о правилах поведения в лаборатории.

Коммуникативная

Беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Чтение художест. литературы

Чтение письма от Фиксиков.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи                            

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Установить зрительный и слуховой контакты с детьми.

Приход детей в музыкальный зал.

Организованно друг за другом заходят в музыкальный зал.

Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться.

Заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг.

Создать атмосферу психологической безопасности.

Приветствие «Улыбка друг для друга!»

Включаются в совместную деятельность.

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

И  друг другу улыбнемся!

Вот и  поделились мы с вами своей улыбкой и хорошим настроением.

Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова.

Деятельностный этап.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Сюрпризный момент.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Давайте посмотрим, что там. 

Читает письмо от Фиксиков: «Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку, в которой лежит мешочек с необычным веществом! Сегодня у Дим Димыча на кухни мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться?»

Ребята поможем  Фиксикам?

Слушают письмо от Фиксиков, которое читает воспитатель. Отвечают на поставленные вопросы. С увлечением рассматривают содержимое посылки.

Давайте посмотрим, что там? Потрогайте на ощупь мешочек. Что же это может быть?А чтобы узнать, что в мешочке, отгадайте мою загадку:

Без нее ребята, повар, как без рук.

И становится вся пища невкусной вдруг

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы наверно догадались, ну конечно, это …

Давайте проверим , откроем мешочек, что там? (соль). Расскажите, где вы уже встречали соль? (дома, на кухне).

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику и словарный запас по теме мероприятия.

Правела поведения в лаборатории.

Запоминают  правила поведения в лаборатории. Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты). Где они работают? (в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы сегодня будем исследовать, как вы думаете? (соль) Правильно мы будем изучать соль и ее свойства.

Но, мало выглядеть как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории!  

Во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель. Запрещено кричать, толкаться. Нужно подумать, задавать вопросы, помогать друг другу.

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить Фиксикам.

Надевают халаты, внимательно рассматривают знаки с правила поведения в лаборатории.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса.

Опыт №1: «Внешний вид соли».

Правильно называют признаки: соль белого цвета, непрозрачная. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

И так внимание! Пройдёмте к столу и рассмотрим соль. Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль?

Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль…

Давайте сделаем вывод, соль какая?

Глядя на баночку с солью через лупу, предлагают свои варианты ответов. Активно участвуют в проведении опыта.

 Дети делают вывод: (соль белого цвета, непрозрачная)

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса.

Опыт №2: «Соль сыпучая, хрустит».

Правильно называют признаки: соль сыпучая, при надавливании хрустит.

Возьмите ложку и насыпьте соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Набирают соль в ложку и насыпают на тарелочку, надавливают на ложку и внимательно наблюдают, что происходит.

Делают вывод: соль сыпучая, она состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3: «Есть ли у соли запах и вкус».

Точно называют признаки вещества. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. А теперь возьмите стаканчик с кофеи понюхайте. Где вы заметили ярко выраженный запах?  Имеет ли запах соль? (нет) Как вы думаете соль имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Исследуют запах соли в сравнении с кофе.

Делают вывод: у соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4: «Соль растворяется в воде».

Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту

Перед вами стоят стаканчики с водой. Предлагаю вам набрать в ложку воду и налить в стакан с солью. Куда она делась? (впиталась). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась).

Предлагают свои варианты ответов.

Делают вывод: соль впитывает небольшое количество воды и растворяется в воде.

Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей.

Физкультминутка «Отдохнём»

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята, мы узнали кое-что о соли. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

Носиком вдох! Ротиком  выдох!

Все в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите.

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь!

Каждый весел и здоров и к заданию готов!

Пытаются повторить движения и слова.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Опыт №5: « Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту.

Перед вами  в миске лежат 2 яйца и стоят 2 емкости с водой.

Сейчас я попрошу помочь мне провести следующий опыт. Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим яйцо в обе емкости и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке яйцо утонуло, а в другой нет). Предлагаю променять местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь оно утонула. Как вы думаете, почему в одной банке яйцо плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).  Кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

 Активно участвуют в проведение опыта, делают выводы: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Опыт №6: «Волшебная капелька».

Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту.

На столе стоит банка, давайте ребята нальем воды. Теперь добавим растительное масло. А сейчас я капну несколько капель пищевого красителя. Посмотрите, где плавают капельки? Правильно, капельки плавают на поверхности масла. Милана набери соль в ложку и на сыпь ее на каплю краски, что происходит? Правильно, соль забирает капельку, падает на дно банки и окрашивает воду. Правда красиво ребята?

С интересом наблюдают, за происходящим. Активно участвуют в проведение опыта, делают выводы.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Опыт №7: «Изготовление цветной соли».

Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту.

Берем контейнер с солью, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в контейнер, теперь закрываем крышечкой и все это начинаем встряхивать в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем крышку контейнера и посмотрим, у всех окрасилась соль? Вот такую красивую соль, мы будем использовать в своей работе.

С интересом наблюдают, за происходящим. Активно участвуют в проведение опыта.

Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса.

Заполнение мнемотаблицы.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы и называют свойства соли.

Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их Фиксикам. Согласны?

Ребята вы теперь знаете, что за вещество хранилось на кухни у Дим Димыча.  Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

 Ребята, соль не заменимый помощник зимой в гололед. 

Дети вместе с воспитателем идут к мольберту и заполняют таблицу  для того, чтобы отправить в письме Фиксикам. С интересом рассматривают таблицу и охотно заносят результаты опытов.  

Развивать мелкую моторику, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей.

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем, Чтобы дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

А вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял.

А на травке жил жучок, Быстро бегал паучок.

Солнце было, дождик шел,

А в саду тюльпан расцвел.

Чтоб флажок на доме был,

А за домом ежик жил.

Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова.

Развивать мелкую моторику

развивать самостоятельную творческую деятельность.

Продуктивная деятельность.  

«Рисование пальчиком по цветной соли».

Применяют знаний и умений в практической деятельности (самостоятельно выполняют работу, дополняя друг друга)

А сейчас мы с вами будем рисовать пальчиком по цветной соли все то, что мы с вами  перечислили, выполняя физминутку.

Дети пальчиками рисуют на подносе по разноцветной соли.

Заключительный этап.

Создать атмосферу психологической безопасности.

Подведение итогов занятия.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Ребята, давайте вспомним: кем мы сегодня были? Что узнали в нашей мини - лаборатории? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль? Что больше всего вам понравилось?

Теперь можно отправлять письмо Фиксикам. Я думаю, они очень обрадуются.

А мы  пойдём в группу и продолжим наше творчество из разноцветной соли.

Активно участвуют в беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

Методическая разработка: Соль и ее свойства

Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20      Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

«Соль и его свойства. Рисуем солью»...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...