"Волшебная соль и ее свойства"
методическая разработка (средняя группа)
Опыты и эксперименты с солью в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol_i_ee_svoystva_2022.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебная соль и ее свойства».
(Итоговое открытое интегративное мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Ягодка»)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Расширить и углубить представления детей о соли (запах, вкус, цвет). (Познавательное развитие).
- Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. (Познавательное развитие).
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, умение работать в команде. (Социально-коммуникативное развитие).
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. (Речевое развитие).
- Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционной техники рисования при помощи цветной пищевой соли (Художественно-эстетическое развитие).
- Развивать двигательную активность, координацию движения во время физкультминуток (Физическое развитие).
- Способствовать развитию детской инициативы.
Методы и приемы:
Практические: опыты с солью, изобразительная деятельность, приветствие физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Наглядные: наблюдение, демонстрация предметов показывающих применение соли.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Материалы и оборудование: опытно-экспериментальная мини - лаборатория, халаты, шапочки, коробка - посылка, письмо, мешочек с солью, баночки с лупой, где содержится соль, стаканчики с кофе, ложки, 2 яйца, прозрачные емкости, холодная вода, контейнеры с солью, гуашь разного цвета, разноцветная соль.
Предварительная работа: беседа о применении пищевой соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, о разных видах соли.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Отдохнём», пальчиковая гимнастика «Построим дом». |
Игровая | Приветствие «Улыбка друг для друга!». |
Продуктивная | «Рисование пальчиками по цветной соли «» |
Познавательно-исследовательская | Опыты с солью, беседа о правилах поведения в лаборатории. |
Коммуникативная | Беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы. |
Чтение художест. литературы | Чтение письма от Фиксиков. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||||||
Мотивационно-организационный этап. | Установить зрительный и слуховой контакты с детьми. | Приход детей в музыкальный зал. | Организованно друг за другом заходят в музыкальный зал. | |||||||
Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться. | Заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг. | |||||||||
Создать атмосферу психологической безопасности. | Приветствие «Улыбка друг для друга!» | Включаются в совместную деятельность. | ||||||||
В круг широкий вижу я встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, и на место все вернемся. И друг другу улыбнемся! Вот и поделились мы с вами своей улыбкой и хорошим настроением. | Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова. | |||||||||
Деятельностный этап. | Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику. | Сюрпризный момент. | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. | |||||||
Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Давайте посмотрим, что там. Читает письмо от Фиксиков: «Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку, в которой лежит мешочек с необычным веществом! Сегодня у Дим Димыча на кухни мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться?» Ребята поможем Фиксикам? | Слушают письмо от Фиксиков, которое читает воспитатель. Отвечают на поставленные вопросы. С увлечением рассматривают содержимое посылки. | |||||||||
Давайте посмотрим, что там? Потрогайте на ощупь мешочек. Что же это может быть?А чтобы узнать, что в мешочке, отгадайте мою загадку: Без нее ребята, повар, как без рук. И становится вся пища невкусной вдруг Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы наверно догадались, ну конечно, это … Давайте проверим , откроем мешочек, что там? (соль). Расскажите, где вы уже встречали соль? (дома, на кухне). | ||||||||||
Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику и словарный запас по теме мероприятия. | Правела поведения в лаборатории. | Запоминают правила поведения в лаборатории. Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. | ||||||||
Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты и эксперименты). Где они работают? (в научных лабораториях). Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. Наденьте, пожалуйста, шапочки и халаты. А что мы сегодня будем исследовать, как вы думаете? (соль) Правильно мы будем изучать соль и ее свойства. Но, мало выглядеть как ученые. Нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории! Во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель. Запрещено кричать, толкаться. Нужно подумать, задавать вопросы, помогать друг другу. Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить Фиксикам. | Надевают халаты, внимательно рассматривают знаки с правила поведения в лаборатории. | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса. | Опыт №1: «Внешний вид соли». | Правильно называют признаки: соль белого цвета, непрозрачная. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. | ||||||||
И так внимание! Пройдёмте к столу и рассмотрим соль. Давайте попробуем описать наше вещество. Какого цвета соль? Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… Давайте сделаем вывод, соль какая? | Глядя на баночку с солью через лупу, предлагают свои варианты ответов. Активно участвуют в проведении опыта. Дети делают вывод: (соль белого цвета, непрозрачная) | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса. | Опыт №2: «Соль сыпучая, хрустит». | Правильно называют признаки: соль сыпучая, при надавливании хрустит. | ||||||||
Возьмите ложку и насыпьте соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга). | Набирают соль в ложку и насыпают на тарелочку, надавливают на ложку и внимательно наблюдают, что происходит. Делают вывод: соль сыпучая, она состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст. | |||||||||
Опыт №3: «Есть ли у соли запах и вкус». | Точно называют признаки вещества. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. | Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. А теперь возьмите стаканчик с кофеи понюхайте. Где вы заметили ярко выраженный запах? Имеет ли запах соль? (нет) Как вы думаете соль имеет ли вкус? Какой? (соленый) | Исследуют запах соли в сравнении с кофе. Делают вывод: у соли есть вкус, но нет запаха. | ||||||||
Опыт №4: «Соль растворяется в воде». | Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту | |||||||||
Перед вами стоят стаканчики с водой. Предлагаю вам набрать в ложку воду и налить в стакан с солью. Куда она делась? (впиталась). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась). | Предлагают свои варианты ответов. Делают вывод: соль впитывает небольшое количество воды и растворяется в воде. | |||||||||
Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей. | Физкультминутка «Отдохнём» | Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом. | ||||||||
Молодцы, ребята, мы узнали кое-что о соли. А теперь давайте немного отдохнём. Физкультминутка: Носиком вдох! Ротиком выдох! Все в порядке? Отдохните! Вместе руки поднимите. Превосходно, опустите! Наклонитесь, разогнитесь, На носочки поднимитесь! Приседайте, выпрямляйтесь! Каждый весел и здоров и к заданию готов! | Пытаются повторить движения и слова. | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. | Опыт №5: « Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности». | Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту. | ||||||||
Перед вами в миске лежат 2 яйца и стоят 2 емкости с водой. Сейчас я попрошу помочь мне провести следующий опыт. Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим яйцо в обе емкости и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке яйцо утонуло, а в другой нет). Предлагаю променять местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь оно утонула. Как вы думаете, почему в одной банке яйцо плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает? | Активно участвуют в проведение опыта, делают выводы: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности. | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. | Опыт №6: «Волшебная капелька». | Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту. | ||||||||
На столе стоит банка, давайте ребята нальем воды. Теперь добавим растительное масло. А сейчас я капну несколько капель пищевого красителя. Посмотрите, где плавают капельки? Правильно, капельки плавают на поверхности масла. Милана набери соль в ложку и на сыпь ее на каплю краски, что происходит? Правильно, соль забирает капельку, падает на дно банки и окрашивает воду. Правда красиво ребята? | С интересом наблюдают, за происходящим. Активно участвуют в проведение опыта, делают выводы. | |||||||||
Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. | Опыт №7: «Изготовление цветной соли». | Отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту. | ||||||||
Берем контейнер с солью, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в контейнер, теперь закрываем крышечкой и все это начинаем встряхивать в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем крышку контейнера и посмотрим, у всех окрасилась соль? Вот такую красивую соль, мы будем использовать в своей работе. | С интересом наблюдают, за происходящим. Активно участвуют в проведение опыта. | |||||||||
Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса. | Заполнение мнемотаблицы. | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы и называют свойства соли. | ||||||||
Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их Фиксикам. Согласны? Ребята вы теперь знаете, что за вещество хранилось на кухни у Дим Димыча. Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, соль не заменимый помощник зимой в гололед. | Дети вместе с воспитателем идут к мольберту и заполняют таблицу для того, чтобы отправить в письме Фиксикам. С интересом рассматривают таблицу и охотно заносят результаты опытов. | |||||||||
Развивать мелкую моторику, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей. | Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом». | Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом. | ||||||||
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтобы дверь была, Рядом чтоб сосна росла, А вокруг забор стоял, Пес ворота охранял. А на травке жил жучок, Быстро бегал паучок. Солнце было, дождик шел, А в саду тюльпан расцвел. Чтоб флажок на доме был, А за домом ежик жил. | Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова. | |||||||||
Развивать мелкую моторику развивать самостоятельную творческую деятельность. | Продуктивная деятельность. «Рисование пальчиком по цветной соли». | Применяют знаний и умений в практической деятельности (самостоятельно выполняют работу, дополняя друг друга) | ||||||||
А сейчас мы с вами будем рисовать пальчиком по цветной соли все то, что мы с вами перечислили, выполняя физминутку. | Дети пальчиками рисуют на подносе по разноцветной соли. | |||||||||
Заключительный этап. | Создать атмосферу психологической безопасности. | Подведение итогов занятия. | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. | |||||||
Ребята, давайте вспомним: кем мы сегодня были? Что узнали в нашей мини - лаборатории? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль? Что больше всего вам понравилось? Теперь можно отправлять письмо Фиксикам. Я думаю, они очень обрадуются. А мы пойдём в группу и продолжим наше творчество из разноцветной соли. | Активно участвуют в беседе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
Методическая разработка: Соль и ее свойства
Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20 Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
«Соль и его свойства. Рисуем солью»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»...
Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...