Предметно-развивающая среда для экспериментирования.
консультация по окружающему миру
Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В каждой группе детского сада обязательно есть
1. Уголок экспериментирования.
Задача уголка:
- развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание Уголка экспериментирования:
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
2. Территория детского сада
Образовательная задача: Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.
Примерное содержание среды:
- Лесная зона (различные деревья, кустарники, травы, цветы)
- Огород.
- Клумбы.
- Песочницы.
- Выносной материал.
- Экологическая тропа.
На территории детского сада проводятся наблюдения, опыты, экспериментирование.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx | 74.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – развивающая среда
для экспериментирования
Старший воспитатель
Маряшина А.А.
Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В каждой группе детского сада обязательно есть
1. Уголок экспериментирования.
Задача уголка:
- развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:
экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание Уголка экспериментирования:
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
2. Территория детского сада
Образовательная задача: Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.
Примерное содержание среды:
- Лесная зона (различные деревья, кустарники, травы, цветы)
- Огород.
- Клумбы.
- Песочницы.
- Выносной материал.
- Экологическая тропа.
На территории детского сада проводятся наблюдения, опыты, экспериментирование.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....