Предметно-развивающая среда для экспериментирования.
консультация по окружающему миру

Маряшина Анна Александровна

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

  Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. 

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

 

На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.


Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.


 

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.

 

 Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

  В каждой группе детского сада обязательно есть

1. Уголок        экспериментирования.

Задача уголка:

- развитие первичных естественнонаучных представлений,

       наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  

       операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- умений комплексно обследовать предмет.

 

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:

 

 

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:

     экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание Уголка экспериментирования:

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

 

- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

 Дополнительное оборудование:

- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

2. Территория детского сада

Образовательная задача: Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.

Примерное содержание среды:

 

  • Лесная зона (различные деревья, кустарники, травы, цветы)
  • Огород.
  • Клумбы.
  • Песочницы.
  • Выносной материал.
  • Экологическая тропа.

На территории детского сада проводятся наблюдения, опыты, экспериментирование.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx74.42 КБ

Предварительный просмотр:

        

Предметно – развивающая среда

           для экспериментирования

Старший воспитатель

Маряшина А.А.

   Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

  Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. 

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

На сегодняшний период вообще в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности детей в познании окружающего мира – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка так же, как и игровая. Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.


Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.   Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.


Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность.

 Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

  В каждой группе детского сада обязательно есть

1. Уголок        экспериментирования.

Задача уголка:

- развитие первичных естественнонаучных представлений,

       наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  

       операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:

     экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание Уголка экспериментирования:

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

 Дополнительное оборудование:

- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

2. Территория детского сада

Образовательная задача: Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.

Примерное содержание среды:

  • Лесная зона (различные деревья, кустарники, травы, цветы)
  • Огород.
  • Клумбы.
  • Песочницы.
  • Выносной материал.
  • Экологическая тропа.

На территории детского сада проводятся наблюдения, опыты, экспериментирование.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...