Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В данной рабочей программе раскрыто тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с миром природы,
приобщение к социокультурным ценностям) дл\ детей старшей и подготовительной групп детского сада. Программа разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение
Барыкинская Основная Общеобразовательная Школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
(старшая и подготовительная к школе группы)
Составила
Воспитатель- Щербакова Л.А
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы дошкольной группы МБОУ «Барыкинская ООШ», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы »:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
6)основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7)предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8)предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Цель и задачи Программы.
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества
предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и
результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений
о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что
человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Формы реализации Программы:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации
- викторины, сочинение загадок и сказок
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
-Экспериментальная, исследовательская деятельность.
2. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы:
- Знать и называть некоторых домашних и диких животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.).
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
- Знать название родного поселка, страны, ее столицу.
- Называть времена года, отмечать их особенности.
- Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относиться к природе.
Планируемые результаты освоения Программы детей подготовительной к школе группы:
К концу обучения дети должны знать:
- название страны, столицы, флаг, герб России,
- название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,
- различные профессии,
- традиции россиян, праздники,
- что полезно, что вредно для нашего организма,
- что такое рукотворный мир,
- что витамины укрепляют наш организм,
- что такое время,
- историю родного села.
Уметь:
- общаться со сверстниками и взрослыми,
- отгадывать загадки,
- понимать друг друга, играть и работать дружно,
- обращаться с животными,
- отличать ядовитые грибы и ягоды,
- ухаживать за домашними животными.
Понимать:
- что такое семья, кто является членами семьи,
- зачем нужна фамилия,
- что все профессии нужны и важны,
- необходимо помогать людям в беде,
- отличие города от деревни,
- что человек сам может сберечь своё здоровье.
3.Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром. (Старшая группа)
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы
линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опёнок.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость. Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, мате-
риалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.
Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа)
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнат-
ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.)
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, мура-
вьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град,
туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний
месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков
стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.Привлекать к посадке семен овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают
бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени
или на солнце). Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый
долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы,
станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об ис-
тории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
4. Тематическое планирование .Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)
№ | Тема | Количествo |
Предметы, облегчающие труд человека в быту. | 1 | |
Во саду ли, в огороде | 1 | |
Моя семья | 1 | |
Экологическая тропа осенью (на улице) | 1 | |
Мои друзья | 1 | |
Берегите животных | 1 | |
Что предмет расскажет о себе | 1 | |
Прогулка по лесу | 1 | |
Детский сад | 1 | |
Осенины | 1 | |
Коллекционер бумаги | 1 | |
Пернатые друзья. | 1 | |
Наряды куклы Тани | 1 | |
Покормим птиц | 1 | |
Игры во дворе | 1 | |
Как животные помогают человеку | 1 | |
В мире металла | 1 | |
В гостях у кастелянши | 1 | |
Зимние явления в природе | 1 | |
Экологическая тропа в здании детского сада | 1 | |
Песня колокольчика | 1 | |
Цветы для мамы | 1 | |
Российская Армия | 1 | |
Экскурсия в зоопарк | 1 | |
Путешествие в прошлое лампочки | 1 | |
Мир комнатных растений | 1 | |
В гостях у художника | 1 | |
Водные ресурсы Земли | 1 | |
Путешествие в прошлое пылесоса | 1 | |
Леса и луга нашей родины | 1 | |
Россия- огромная страна | 1 | |
Весенняя страда | 1 | |
Путешествие в прошлое телефона | 1 | |
Природный материал-песок, глина, камни | 1 | |
Профессия-артист | 1 | |
Солнце, воздух и вода-наши верные друзья Итого: | 1 36 |
5. Календарно-тематическое ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)
Дата | Темы | Программное содержание |
1.Предметы, облегчающие труд человека в быту. | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | |
2. Во саду ли, в огороде | Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. | |
3. Моя семья | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. ДИАГНОСТИКА | |
4.Экологическая тропа осенью (на улице) | Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. | |
5. Мои друзья | Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. | |
6. Берегите животных | Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. | |
7. Что предмет расскажет о себе | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | |
8.Прогулка по лесу | Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. | |
9. Дошкольная группа | Показать общественную значимость дошкольной группы. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд. | |
10.Осенины | Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. | |
11.Коллекционер бумаги | Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. | |
12.Пернатые друзья. | Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах. | |
14.Наряды куклы Тани | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | |
15.Покормим птиц | Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость. | |
16.Игры во дворе | Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»). | |
17.Как животные помогают человеку | Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. | |
18.В мире металла | Знакомить детей с качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении | |
19.В гостях у кастелянши | Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши, с общественной значимости ее труда. Развивать доброжелательное отношение к ней. | |
20.Зимние явления в природе | Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. | |
21.Экологическая тропа в здании дошкольной группы | Расширять представления об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. | |
22.Песня колокольчика | Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | |
23.Цветы для мамы | Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений .Сформировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться. | |
24.Российская Армия | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. | |
25.Экскурсия в зоопарк | Расширять представления о многообразии животного мира, о том, что человек-часть природы. Формировать представления, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие) | |
26.Путешествие в прошлое лампочки | Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. | |
27.Мир комнатных растений | Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. | |
28.В гостях у художника | Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы. | |
29.Водные ресурсы Земли | Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах, родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. | |
30.Путешествие в прошлое пылесоса | .Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. | |
31.Леса и луга нашей родины | Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
32.Россия- огромная страна | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой — главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | |
33.Весенняя страда | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Развивать любознательность и инициативу. | |
34.Путешествие в прошлое телефона | Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность. | |
35.Природный материал-песок, глина, камни | Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. | |
36.Профессия- артист | Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий. | |
37.Солнце, воздух и вода-наши верные друзья | Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. |
6. Тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)
№ | Тема | Количество | |
1. | Предметы-помощники. | 1 | |
2 | Дары осени | 1 | |
3. | Дружная семья. | 1 | |
4. | Почва и подземные обитатели | 1 | |
5. | Как хорошо у нас в дошкольной группе. | 1 | |
6. | 7октября –Всемирный день животных | 1 | |
7. | Удивительные предметы. | 1 | |
8. | Кроет лист золотой влажную землю в лесу… | 1 | |
9. | Школа | 1 | |
10 | Прохождение экологической тропы. | 1 | |
11 | Путешествие в прошлое книги. | 1 | |
12 | Птицы нашего края | 1 | |
13 | На выставке кожаных изделий. | 1 | |
14 | Покормим птиц. | 1 | |
15 | Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки). | 1 | |
16 | Растения и животные зимой . | 1 | |
17 | Путешествие в типографию. | 1 | |
18 | Животные водоемов, морей, океанов. | 1 | |
19 | Прохождение экологической среды. | 1 | |
20 | День заповедников (10 января) | 1 | |
21 | Две вазы. | 1 | |
22 | Огород на окне. | 1 | |
23 | Наша армия. Защитники Родины. | 1 | |
24 | Библиотека. | 1 | |
25 | Путешествие в мир светофора. | 1 | |
26 | 22 марта – Всемирный день водных ресурсов | 1 | |
27 | Знатоки. | 1 | |
28 | Полюбуйся: весна наступает… | 1 | |
29 | Путешествие в прошлое счетных устройств. | 1 | |
30 | Здравствуйте, цветики-цветочки. | 1 | |
31 | Мое Отечество-Россия. | 1 | |
32 | К дедушке на ферму | 1 | |
33 | Космос. | 1 | |
34 | 22 апреля -Международный день Земли. | 1 | |
35 | В мире материалов( викторина). | 1 | |
36 | Животный и растительный мир (диагностическое занятие) | 1 | |
Итого: | 36 |
7. Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)
Дата Пров-я | Тема | Целевые ориентиры |
1. Предметы-помощники. | Формировать представления о предметах, облегчающих жизнь чел-ка на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий. | |
2. Дары осени | Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представления о разнообразном использовании человеком различных плодов. Познакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы. | |
3.Дружная семья. | Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, кот. живут вместе, любят друг друга, заботится друг о друге). Расширять представления о родовых корнях. | |
4. Почва и подземные обитатели | Расширять представления детей о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды | |
5. Как хорошо у нас в дошкольной группе | Расширять и обобщать представления детей об значимости детского сада, о его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих дошкольную группу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | |
6. 7октября –Всемирный день животных | Расширять представления детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды. | |
7. Удивительные предметы. | Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее( то, что не дала человеку природа, он придумал сам) | |
8.Кроет лист золотой влажную землю в лесу… | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение. | |
9.Школа | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважение к труду учителя, интерес к школе. | |
10.Прохождение экологической тропы. | Учить детей видеть изменения природы. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы продуктивных видах деятельности. | |
11.Путешествие в прошлое книги. | Познакомить детей с историей создания и изготовления книги: показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества чел-ка; вызывать интерес к творчеству деят-ти чел-ка: воспитывать бережное отн-е к книгам | |
12. Птицы нашего края | Расширять представления детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц. | |
13. На выставке кожаных изделий | Дать детям понятие о коже как о мат-ле, из которого чел-к делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи, показать связь качества кожи с назначение вещи. | |
14.Покормим птиц. | Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость | |
15. Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки) | Расширять представления детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животным. | |
16. Растения и животные зимой | Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму. | |
17.Путешествие в типографию. | Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении рез-та. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам. | |
18. Животные водоемов, морей, океанов. | Расширять представления детей о многообразии животных. Живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания. | |
19.Прохождение экологической среды. | Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст).Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности | |
20. День заповедников (10 января) | Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких т исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе заповедниках родного края. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. | |
21.Две вазы. | Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно- следственные связи между назначением. | |
22. Огород на окне. | Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними. | |
23. Наша армия. Защитники Родины. | Углублять знания о Российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах защитников отечества во время Великой Отечественной войны. Формировать умение рассказывать о службе в армии наших отцов, дедушек, братьев: воспитывать стремление быть похожими на них. | |
24. Библиотека. | Дать детям представление о библиотеке, о правилах, кот. приняты для читателей, посещ. Библиотеку. Воспитывать бережное отн-е к книгам. | |
25. Путешествие в мир светофора. | Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого уст-ва человеком. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. | |
26. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов | Расширять представления детей о знании воды в природе. Формировать представление о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы. | |
27. Знатоки. | Закреплять представления о богатстве рукотворного ; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности чел-ка ; раз-ть интерес к познанию окружающего мира. | |
28. Полюбуйся: весна наступает… | Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Формировать умение определять погоду с помощью народных примет. | |
29. Путешествие в прошлое счетных устройств. | Познакомить детей с историей счетных устройств. С процессом их преобразования человеком. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. | |
30. Здравствуйте, цветики-цветочки. | Расширять представления детей о многообразии цветущих растений., о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Учить видеть красоту цветущих растений и отражать ее в продуктивных видах деятельности. | |
31. Мое Отечество-Россия. | Формировать у детей интерес к получению новых знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам др. народов. | |
32. К дедушке на ферму | Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека- труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | |
33. Космос. | Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и др. героях космоса. | |
34. 22 апреля Международный день Земли. | Расширять представления о том, что Земля- наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях. Лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистых воздуха, почвы и воды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | |
35. В мире материалов(викторина). | Закреплять знания детей о разных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушать товарища. | |
36. Животный и растительный мир (диагностическое занятие) | Определить уровень знаний детей о характерных особенностях животных и растений. |
8. Список литературы:
1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-М.-МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.
3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
5. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"
Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...
Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"
Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
Рабочая программапо окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы
В документе представлена рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы...
Рабочая программа по окружающему миру
Данная программа «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третье...
Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...