проект "Наш Хопер"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Чтобы пополнить знания у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы и сформировать у них начала экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе мы разработали реализовали проект о нашей реке Хопер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_hoper.docx | 39.64 КБ |
nash_hoper_1.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственных позиций личности.
Система становления сознательного отношения к природе строится через живое общение с природой, восприятие её натуральной красоты. В рамках реализации парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» мы решили разработать и реализовать проект «Наш родной Хопер».
Цель: расширение знаний у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре, на которой расположен наш город Балашов, о родном крае, растительном и животном мире.
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми;
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Развивать связную речь детей, пополнять и обогащать словарный запас дошкольников;
- Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности;
- Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее;
- Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Предварительная работа:
-подбор иллюстраций, картин, плакатов, слайдов к презентациям;
-подготовка дидактических игр, игровых пособий;
-выбор познавательной и художественной литературы, материалов для бесед;
-наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы, опытническая и экспериментальная деятельность;
- составление плана экскурсий;
-беседы с детьми по данной теме;
- подбор подвижных игр по данной тематике;
- поиск информации: опрос родителей, библиотека, интернет-ресурсы;
-подбор материала для консультаций родителям.
Вид/тип проекта:
- познавательно -исследовательский
- долгосрочный
Участники проекта – воспитанники дошкольного возраста от 4 до 6 лет группы компенсирующей направленности (ОНР), воспитатели, родители.
Аннотация
Содержание проекта - «Наш родной Хопер», соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексно реализуется в пяти образовательных областях.
Этапы работы над проектом
I. этап - подготовительный.
На подготовительном этапе проекта мы подобрали и изучили краеведческую, педагогическую, детскую литературу, дидактические и подвижные игры. Проконсультировали родителей по данной теме. С детьми провели беседы: «Для чего нужна вода?», «Что мы знаем о нашем Хопре?» а также посмотрели и обсудили презентацию «Красоты реки Хопер». Дети через рассматривание предметных картинок, фотографий альбомов: «Обитатели рек и пресных водоемов», «Хопер» познакомились с историей, географическим расположением реки.
2-этап (основной) включает в себя:
Экскурсии на речку (в разное время года: зимой и весной), экскурсия в краеведческий музей. Занятия познавательного цикла, занятия по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению художественной литературы, ПИД, музыке. Чтение художественной литературы, загадки, поговорки стихи о реке (воде). Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают». Продуктивная деятельность: рисование, лепка, пластилинография. оригами. Просмотр мультимедийных презентаций и рассматривание знаменитых художников. Подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Работа с родителями: участие в конкурсах, фотовыставках, консультирование в данном направлении.
На III этапе (заключительном) оформили выставки творческих работ детей и гербарий, сделали пособия «Этажи реки» и «Животный мир водоема», провели квест-игру «Путешествие по родной реке». Совместно с родителями оформили фотовыставку «Отдых на Хопре».
Ожидаемые результаты:
1. Дети овладеют основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Расширят знания о реке Хопре;
3. Повысят уровень экологической культуры как дети, так и их родители;
4. Сформируются представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
5. Сформируется у детей опытно – исследовательских навыки;
6. Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
7. Обогатится в группе предметно-развивающая среда, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме;
8. По итогу проекта создадутся выставки творческих работ детей, макет «Река Хопер и ее обитатели».
Литература:
1. Г. Я. Рыжавский «По рекам и озерам средней России» 2005 г.
2. Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры»; СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017 г.
3. С. Н. Николаева «Я познаю мир»: МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО БИЛИНГА; 2018 г.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г.
5. С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г.
6. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
Этапы и работа, реализуемая в ходе этапов
Организованная Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды» | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный (мотивационный) | |||
Беседа «Для чего нужна вода?»; Беседа-рассуждение «Что мы наем о нашем Хопре?». | Проблемная ситуация «Что случится если исчезнут рыбы в реке?», «Как очистить нашу речку?»; Просмотр презентации «Красоты Реки Хопер». | Рассматривание предметных картинок, фотографий альбомов: «История Хопра», «Хопер». | Консультации: «Вода – это жизнь», «У воды без беды», «Природа в жизни вашей семьи»; участие в сборе интересной информации по теме проекта. |
Основной (проблемно-деятельностный) | |||
Целевые экскурсии: 1. Краеведческий музей «Как животные готовятся к зиме», 2. К берегу Хопра (осень) «Как природа приготовилась к зиме», 3. Набережная Хопра (весна) «Ледоход». НОД - ООМ «Экскурсия в уголок природы «Эти удивительные рыбки», «Станем юными защитниками природы», «Речные рыбки», - РМП «Рыбы», -ПИД «Чудо-вода», «Вода -волшебница», - Аппликация «Рыбки в пруду», «Стрекозы над водой», - Рисование «Чистый водоем», «Рыбы»; - Лепка «Золотая рыбка»; - Восприятие художественной литературы «Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»», «Чтение рассказа М. Горького «Случай с Евсейкой»»; - «Составление рассказа, о реке Хопре используя мненмотаблицу»; Развлечения: - «Бесценная и всем необходимая вода», - «Путешествие в царство рыб». | Беседы: «Для чего нужны реки?», «Кто такие экологи?», «Как нужно себя вести около рек?», «Как содержать в чистоте реки?», «Что нужно делать, чтоб реки не зарастали?», «Большая и маленькая река», «Какие рыбы живут в реках нашего края?»; Наблюдения: «Какое тело у рыбки?», «В каких условиях живут рыбки», «Как можно улучшить условия жизни рыб?», «Золотые рыбки- домашние декоративные рыбки», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают», «Чем караси отличаются от золотых рыбок», «Какие растения растут по берегу Хопра» Рассматривание репродукций картин с изображением рек: Михаила Константиновича Клодта Моне «Темза», Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», Петера Мерка Менспеда «Блики солнца на ручье Себю», Исаака Левитана «Вечерний звон», Ивана Шультце «Тихий вечер». Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с водой», «Течет река», Н. А. Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку», А. С. Пушкин «Золотая рыбка», Х. Андерсен «Русалочка», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», А. Кропотин «Поэма о реках и озерах», Л. Андреев «На реке» В. Драгунский «Главные реки», Н, И. Сладков «Весенние ручьи», А. Плешакова «Зеленые страницы», р.н.с. «По щучьему веленью»; Заучивание стихотворений: - А. Алферова «Как по быстрой речке», - Л. Васильева «Вдоль берега тихой речки»; - Загадки и стихи о воде. - Пословицы, поговорки и загадки о реке. Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Путешествие по реке», «Рыболовецкое судно»; Пальчиковая гимнастика: «Жил. Да был один налим», «Речные рыбки», «Рыбка»; Подвижные игры с речевым сопровождением: «Лягушки», «Утки», «На дне», «Аквариум», «Речка»;
Мультимедийные презентации: «Водоемы родного города Балашова», «Растительный и животный мир водоемов», «Охрана водоемов», «Правила безопасного поведения детей на водоемах в зимний период»; Трудовая деятельность: «Кормление рыбок в уголке природы; Слушание музыки: «Петушок» и «Ладушки» рус. нар. песни, «С утра сидит на озере любитель -рыболов» муз. М. Старокодомского, сл. А. Барто. | Рисование «Обитатели рек», «Летний отдых на реке»; Раскраски: «Животные пресных водоемов»; Рассматривание фотографий альбомов: «Обитатели рек и пресных водоемов»; Просмотр видео-презентаций: «Зачем нужна река», «Виды водоемов»; Творческая мастерская: -пластилинография «Обитатели речных глубин», -КМД «Строим мост», -Оригами «Рыбка»; Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке»; Самостоятельная двигательная активность: «Караси и щука», «Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной»; Настольные игры: «Сложи картинку», «Цепочки реки», «Этажи реки», «Животные водоемов», «Капелька», «Твердое – жидкое», «Четвертый лишний», «Кому нужна вода». | Участие в региональном конкурсе «Фотострана» в первом этапе «Природа вокруг нас», номинации «Вода-источник жизни»; Экскурсия выходного дня в «Музей природы»; Совместное наблюдение родителей и детей: «Природа около Хопра»; Книжка -передвижка «Экологическое воспитание детей»; Консультация «Как правильно отдыхать вместе с детьми на берегу реки»; Буклет «Охрана водных ресурсов»; Фотовыставки «Хопер в разное время года», «Животный и растительный мир Хопра». |
Заключительный | |||
- Квест -игра «Путешествие по родной реке» | -Ситуативные беседы на темы: «Что тебе больше всего понравилось делать в проекте?», «Чтобы ты еще хотел узнать о реке»; - Гербарий; - Пособия «Этажи реки», «Животный мир водоема» | -Выставка творческих работ «Неповторимая красота водоемов» | -Фотоконкурс «Отдых на Хопре» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы – вот составная экологической культуры. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Детям необходимо прививать навыки экологически – грамотного отношения к природе, в быту. Этот проект мы посвятили исследованию и изучению реки Хопер, географического положения, флоры и фауны, экологических проблем, хозяйственного использования человеком. Актуальность
Цель: расширение знаний у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе. Задачи: Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре , о родном крае, растительном и животном мире; формировать представления о значении воды в жизни человека; Развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми; Развитие познавательного интереса к миру природы; Развивать связную речь детей, пополнять и обогащать словарный запас дошкольников; Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности; Развивать у детей навыки сотрудничества в ходе коллективной работы; Воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее; Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Участники проекта воспитанники дошкольного возраста 4-6 лет группы ОНР, родители (законные представители детей), воспитатели
Предварительная работ а Подбор художественной литературы Дидактические игры и пособия
Экскурсия в Краеведческий музей «Как животные, живущие на берегу Хопра и рыбы готовятся к зиме»
Экскурсия «Осень на берегу Хопра » Рассматривание растений по берегу Хопра
Экскурсия на набережную «Ледоход»
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры «Этажи реки» «Пищевые цепочки»
Самостоятельная деятельность детей раскраски «Животные пресных водоемов» пластилинография «Обитатели речных глубин»
В результате проекта родители стали активными соучастниками ребенка в его деятельности и творчестве.
В результате проекта нами были оформлены выставки творческих работ и гербарий, сделаны пособия «Этажи реки» и «Животный мир водоема»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Для меня моя Россия началась с Хопра ! Здесь туман над лесом сизым Пляшет по утрам. Здесь сиреневые волны, Тишь в объятьях сжав, Похохатывают звонко, На песок ложась. И с казачьей песней сильной Встанут хутора. Для меня моя Россия началась с Хопра ! Т. Евдокимова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Наш родной Хопер»
Этот проект мы посвятили исследованию и изучению реки Хопер, географического положения, флоры и фауны, экологических проблем, хозяйственного использования человеком. Наши воспитанники живут рядом с пр...