Проект "Сенокос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Свиркова Ирина Евгеньевна

Приобщение детей к труду взрослых в сельской местности, ознакомление с народными обрядами, используемыми во время работы взрослых, направлены на- обеспечение социально-личностного развития детей. Современные городские дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Дети имеют частичные и неполные представления о труде людей, проживающих в селе. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации личности. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_senokos.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта.

Актуальность данного проекта, заключается в том, что приобщение детей к труду взрослых в сельской местности, ознакомление с народными обрядами, используемыми во время работы взрослых, направлены на- обеспечение социально-личностного развития детей. Современные городские дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Дети имеют частичные и неполные представления о труде людей, проживающих в селе. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации личности. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых.

На примере сельскохозяйственных работ, таких как сенокос, дать детям конкретные знания и представления о труде людей во время сенокоса, показать его значимость для людей и животных, научить ценить людей труда.

Цель проекта: познакомить детей в доступной форме с трудом крестьянских людей во время сенокоса.

Задачи проекта для детей:

- вызвать интерес к труду людей в селе и в деревне;

- формировать представления о сенокосе, как о важной работе людей, живущих в селе;

-развивать исследовательскую активность средствами проектного метода;

- воспитывать уважение к нелёгкому труду людей в селе и в деревне;

- обогатить словарь детей новыми словами;

-обогатить предметно-развивающую среду группы по теме.

Задачи проекта для родителей:

-укрепить связи между детским садом и семьёй;

- совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.

Предполагаемый результат:

 - дети приобретут знания и представления о труде людей на сенокосе в сельском хозяйстве;

 - задумаются о важности и необходимости заготовки сена.

Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков, материалов и инструментов по данной теме, участие в совместных мероприятиях, диалоговых беседах с детьми по теме проекта.

Участники проекта: дети старшей группы, родители (законные представители), воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Необходимое оборудование.

-презентация с репродукциями картин русских живописцев А. Пластова, Б. Кустодиева;

- аудиозапись произведения П. И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года. Июль», «Песня косаря»;

- рассказ К. Нефедовой «Две косы»;

 -пословицы и поговорки по теме;

 - И. Токмакова «Сенокос»;.

 -картина А. Пластова «Сенокос»;

 -картотека народных игр.

Содержание работы в рамках реализации проекта

1 этап – подготовительный.                                                                

п/п

Наименование мероприятия

Цель

Участники  

1

Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект»

Корректировка плана проекта по результатам беседы.  

воспитатель,

родители

2

Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий

Расширение, уточнение и закрепление знаний детей по теме.

воспитатель,

родители

3

Подбор картотек по теме

Закрепление знаний детей по теме, активизация речи детей.

воспитатель,

4

Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме.

Расширение знаний детей по данному вопросу

воспитатель,

родители

5

Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов

Повышение эффективности обучения,  облегчение усвоения и
осознания материала.

воспитатель,

родители

6

Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия

Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий

воспитатель,

родители

7

Подбор материала для информационного стенда.

Консультация для родителей «Труд в деревне. Сенокосная пора»

Обогащение знаний родителей.

воспитатель,

8

Повышение профессиональной компетентности.

Выявления субъективного опыта (Что мы знаем)

воспитатель,

2 этап – основной (2 недели)

п/п

Наименование мероприятия

Цель

Работа с детьми

1

Беседа с детьми

Определение уровня знаний детей по данной теме на начальном этапе.

Направление «Социально-коммуникативное развитие»

2

Беседа:

-«Сенокос - это работа или праздник».

Формирование первоначальных представлений о сенокосе. как труде людей, живущих на селе и в деревне

3

Презентация:

-« Сенокосная пора»

Формирование представлений о том, как люди готовились к сенокосу

4

ООД:  

-«Беседа по картине А. Пластова «Сенокос»

Познакомить детей с творчеством художника А. Пластова, его картиной «Сенокос».

Расширять кругозор, любознательность у детей.

5

Беседа:

«Праздник первого покоса»

Ознакомление  с историей России, её культурой, праздниками, традициями и обычаями, связанными с ними, жизнью и бытом русских крестьян.

Направление «Физическое развитие»

6

Утренняя гимнастика:

- «Коси коса»

Повышение двигательной активности.

7

Народные игры:

-«Салки», «Горелки».

Повышение интереса к народным подвижным играм.

Направление «Познавательное развитие »

8

ООД (познание)

«А у нас сенокосная пора»

ООД (познание)

Целевая прогулка на конюшню «Покормим пони».

Формирование понятия о труде крестьян во время сенокоса. Показать последовательность и сложность этой работы.

Формирование понятия о том, что сено это корм для скота, а скотина для крестьянина это еда(мясо, молоко, масло, сметана и т.д.) и одежда(шкуры, шерсть).

9

ООД (познание)

 -« Пересказ рассказа К. Нефедовой «Две косы»

Формирование понятий о косе, как предмете для заготовки сена и о косе, как  причёске.

10

Серия опытов:

- трава-сено;

- намочить-высушить;

- плесень

Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности и внимания.

Направление «Речевое развитие»

11

Беседы:

«Что такое сенокос?».

Расширение знания о последовательности работ во время сенокоса

12

Рассматривание иллюстраций:

«Орудия труда на покосе»

Развитие построения высказывания. Помогать более точно характеризовать объект.

13

Дидактические игры:

-«Какая - какое»

-«Что, чем делают?»

Развитие логики,  классифицирование предметов по признаку (тактильные ощущения)

14

Пословицы и поговорки  

(в рамках темы проекта)

Ознакомление с мудростью русского народа –пословицами и поговорками; воспитание интереса к русскому народному фольклору.

15

Чтение художественной литературы:

   -  К. Плахов. Отдых на сенокосе»

Побуждение детей интересоваться смыслом новых слов. Расширение знаний о быте крестьян . Обогащение словаря детей за счет новых слов.

16

Отгадывание загадок:

 По теме проекта

Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.

17

Разучивание стихотворения

- И. Токмакова «Сенокос»

Тренировка долговременной памяти. Активизация  речи детей.

Направление «Художественно-эстетическое развитие »

18

ООД (рисование)

- «Стога на сенокосном поле»

Закрепление приёмов рисования

19

ООД Ручной труд (плетение)

- «Коврик из скошенной травы»

Развитие мелкой моторики. Закрепление последовательности плетения.

Работа с родителями (законными представителями)

1

Оформление информационного стенда.

«Что мы знаем о сенокосе»

Информирование родителей по теме.

2

Круглый стол

 «Каждый труд в почёте»

Показать родителям, что они пример для своих детей.

3

Фотовыставка:

«Сенокос у нас в саду».

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.

3 этап – итоговый (1 неделя)

п/п

Наименование мероприятия

Цель

Ответственный

1

Обобщение опыта работы по проектной деятельности

Анализ, обобщение распространение опыта работы.

воспитатель

2

Проведение итогового мониторинга

Определение уровня знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу.

воспитатель

3

Обработка материала

Систематизация материала.

воспитатель

Учебно - методическое обеспечение

  1. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2
  2. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет.  М: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
  3. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  4. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. М.: Сфера, 2014. - 191 c.
  5. Федотов Г. Сухие травы: Основы художественного ремесла. М.: «АСТ-Пресс», 1997, 208с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".

Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...