Круговорот воды в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Юдина Татьяна Юрьевна

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1.  Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
  3. Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
  4. Прививать бережное отношение к воде.

Материалы, оборудование:  мяч, демонстрационный материал «Круговорот воды в природе», чайник, холодное стекло, стакан, ярлычок от чайного пакетика, жидкое мыло, монетки.

Тип занятия: экспериментирование.

Форма занятия: групповая.

Возраст обучающихся 5-6 лет.

Предварительная подготовка: чтение экологической сказа «Круговорот воды в природе», беседы на тему «Источники воды», «Природные водоёмы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._krugovorot_vody_v_prirode.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе»

Конспект занятия составила воспитатель Юдина Т.Ю., 2023.

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

  1.  Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека.
  2. Активизировать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
  3. Развивать умение участвовать в коллективном разговоре.
  4. Прививать бережное отношение к воде.

Материалы, оборудование:  мяч, демонстрационный материал «Круговорот воды в природе», чайник, холодное стекло, стакан, ярлычок от чайного пакетика, жидкое мыло, монетки.

Тип занятия: экспериментирование.

Форма занятия: групповая.

Возраст обучающихся 5-6 лет.

Предварительная подготовка: чтение экологической сказа «Круговорот воды в природе», беседы на тему «Источники воды», «Природные водоёмы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Книзу летит капельками,

А кверху ─ невидимками!    (Вода).

Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие будет посвящено воде. Мы познакомимся с круговоротом воды в природе, с источниками питьевой воды, с жизнью и болезнями водоёмов. Попытаемся выяснить, что нужно делать, чтобы водоёмы в нашей стране не болели.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

На Земле вода содержится во многих водоёмах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода солёная, она непригодная для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки её можно пить.

Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то в глаза бросается обилие на ней воды. Большую часть поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь четверть остается на долю суши. Так, что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря – это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов – в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан.

Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ. Наш город очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы её берём тоже много. Скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

Опыт. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струёй.

Воспитатель: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.

Дети: Пар появился потому,  что вода стала нагреваться, а потом закипела и превратилась в пар.

Воспитатель: Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар. А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное стёклышко, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло со стеклом?

Дети: На стекле появились капельки воды.

Воспитатель: Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Демонстрируется схема круговорота воды в природе.

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые  капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда ─ снежинки ─ и попадают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется «Круговоротом воды в природе».

Физкультминутка.

Воспитатель: Встали на лужок и сделали кружок! Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас ─ частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети ходят по группе). Каждый из вас движется сам по себе, вы стали частичками пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно (дети показывают как им холодно: дрожат, правая рука поглаживает левое плечо и наоборот левая рука правое плечо). Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа ─ это всё же частички воды, но  каждый раз они соединены по-разному.  

Дети вместе с воспитателем делают выводы.

1.Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.

2.В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет формы.

3.А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии – это лед, имеющий свою форму.

Воспитатель: Одно из замечательных свойств воды вы наблюдали уже сотни раз зимой на реке, на озере или на пруду. Вы видели там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе. Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Воспитатель просит детей назвать воду в твёрдом состоянии (примерные ответы детей: лёд, снег, град, айсберг т.д.). Аналогично, воспитатель просит детей назвать воду в жидком состоянии и парообразном состоянии.

Воспитатель:  Теперь вы знаете, что вода бывает жидкая, твёрдая и в виде пара. А теперь подумайте и ответьте на мои вопросы.

Игра «Какая бывает вода». Педагог берёт мяч, кидает его каждому ребёнку, говоря: «Вода пушистая». Дети отвечают словом «да» или «нет» (примерные вопросы педагога: вода скользкая, круглая, живая, высокая, толстая, смешная и т.д.).

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о болезнях водоёмов. В водоемы заводы сливают вредные для жизни рыб отходы производства, а то и ядовитые вещества. За речными судами тянутся следы бензина и мазута. В воду часто сбрасывают всякий мусор, загрязняя и портя её. От этого в реках и озёрах поверхностная плёнка становится всё тоньше и тоньше из-за  химических отходов.

Опыт «Поверхностная пленка».

Берем стакан воды, до краев наливаем водой. Кладем в стакан по одной монетке (дети принимают участие). Наблюдаем, что полный стакан может поместить много монеток и при этом не разлиться. Делаем вывод, что на поверхности есть пленка, которая «держит» воду.

Такие насекомые как водомерки используют поверхностную плёнку воды для передвижения (показать рисунок, как водомерки передвигаются по воде).

Опыт. Взять стакан, доверху наполненный водой. Осторожно на поверхность воды положить ярлычок от чайного пакетика. Представьте, что это водомерка. Возьмем жидкое мыло и капнем на ярлычок от чайного пакетика. Что происходит со ярлычком?

Дети: Ярлычок тонет.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: на месте, куда попала капелька мыла, поверхностная пленка стала тоньше, поэтому ярлычок от чайного пакетика утонул. Так же и водомерки не смогут передвигаться по воде, и будут тонуть, если наши водоёмы будут загрязняться химическими отходами.

Воспитатель: Ребята, наверное, многие из вас летом играли и загорали на берегах рек и озёр. Вот только не всегда люди правильно ведут себя во время отдыха на природе. Иногда нам кажется, что от одного человека ничто не зависит. Завод может погубить всё живое в реке вредными отходами, а один человек ─ нет. Подумаешь, кидал камнями в уток. Или намусорил на берегу, набросал пустые бутылки в воду. Сорвал всего лишь одну водяную лилию. Помыли машину у реки, пошли по воде радужные бензиновые круги, зато удобно, воды много. А что, если так станет поступать каждый?

Люди часто ловят рыбу сетью с мелкими ячейками. При этом попадается много мальков, а не взрослых рыб. Значит, молодые рыбки не станут взрослыми и не оставят потомства.

Воспитатель: Как люди наносят вред водоёмам и его жителям?

Дети: Люди загрязняют водоемы сами и предприятия, ловят рыбу в больших объемах.

Воспитатель: Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Также всё живое на земле состоит из воды. Люди, растения и животные принимают участие в общем круговороте воды в природе. Во всех живых организмах содержится определённое количество воды, которое постепенно уменьшается, а потом пополняется.

Загрязняя водоёмы, люди вредят, прежде всего, сами себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы, овощи и фрукты потребляют загрязненную воду. И поэтому нам надо ценить чистую воду. Прекратить загрязнения под силу и нам с вами. Нужно перестать загрязнять водоемы, вылавливать мальков, меньше покупать ненужные вещи, ведь для их производства тоже используется вода.

На прогулке воспитатель может предложить детям следующую подвижную игру.

 «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать.

Воспитатель: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучки.

Мама – Тучка: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.

Список использованной литературы

  1. Ганина О. А. Конспект занятия-экспериментирования в подготовительной группе «Круговорот воды в природе», 2016  (https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyaeksperimentirovaniya-v-podgotovitelnoy-gruppe-krugovorot-vodi-v-prirode-3197138.html).
  2. Мамлеева Р.Н. Конспект занятия – экспериментирования по теме «Кругорот воды в природе», 2014 (https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/23/konspekt-zanyatiya-eksperimentirovaniya-po-teme).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...