Краткосрочный проект "Зимующие и перелетные птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-информационный.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Время реализации проекта: 08.12-12.12.2020 г.
Участники: дети подготовительной к школе группы № 6 Солнышко», родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность: экологически грамотное отношение к живой природе, бережное и заботливое отношение к пернатым
Цели проекта:
-формировать системы экологических знаний и представлений.
- формировать осознанно правильное отношение к объектам живой природы (птицам).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за птицами, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
- расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего поселка, их образе жизнедеятельности;
-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;
- расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
-расширять представления детей и родителей о видах кормушек, скворечников и способах их изготовления из разного материала;
- заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
-воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.
Предполагаемый результат:
-формирование представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц;
-формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку или скворечник из разного материала;
-формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
-развитие практических действий по охране природы;
-воспитание любви и бережного отношения к птицам.
Предварительная работа: подбор иллюстративного материала и литературы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», создание дидактических игр экологического содержания, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».
Актуальность:
Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Осенью перед птицами встают также жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.
Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые прилетают обратно весной в наш поселок, с их видами и особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время и в весенний период.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
- создание необходимых условий для реализации проекта;
-постановка цели и задач;
- подбор познавательной и художественной литературы;
-проведение бесед, чтение художественной литературы, оформление консультаций, изготовление дидактических игр.
2. Основной (практический):
-оформление альбома «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;
-выставка детских рисунков, оформление стенгазеты;
-наблюдения за птицами, их повадками; составление описательных рассказов о зимующих и перелетных птицах;
- изучение корма для подкормки птиц;
-выставка кормушек, выбор места для кормушек;
-выставка скворечников, выбор места для них;
-выбор корма для птиц;
-опытно-исследовательская деятельность;
-изготовление кормушек и скворечников;
-организация «Птичьей столовой»;
-наблюдение за поведением птиц на кормушке, в гнездах, в скворечнике, на деревьях;
-создание дневника наблюдений;
-создание дидактических игр экологического содержания;
-викторина «Что мы знаем о птицах»;
-экологическая акция «Берегите птиц».
3. Заключительный:
-обобщение результатов работы, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
-организация выставки «Птичья столовая», «Скворечник».
Работа с родителями:
- консультации: «Наблюдаем вместе за птицами», «Берегите птиц», «Как изготовить кормушку для птиц своими руками», «Покормите птиц зимой», «Выбор корма для птиц», «Как помочь птицам пережить зиму», «Угощенье для птиц», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
-оформление папки-передвижки «Птицы – наши друзья», «Птицы весной», «Наблюдения за перелетными птицами»
-фотоконкурс «На моей кормушке»
-экологическая акция «Помогите птицам»
-организация выставки «Лучшая кормушка», «Скворечник»
-участие родителей в изготовлении кормушек и скворечников; в реализации проекта.
План реализации проекта:
Вид деятельности:
Беседы:
«Зимующие птицы»
«Удивительный мир птиц»
«Охрана птиц»
«Правила кормления птиц»
«Для чего нужны кормушки?»
«Птичья столовая»
«Что ты знаешь о птицах?»
«Какие птицы прилетают к птичьей столовой?»
«Синичка невеличка»
«Как зимуют птицы?»
«Чем питаются птицы зимой?
«Зимние гости»
«Перелетные птицы»
«Куда улетают перелетные птицы?»
«Чем питаются перелетные птицы?»
«Трудности гнездования»
«Кто в скворечнике живет?»
Цель: расширять знания детей о жизни зимующих и перелетных птиц в зимне-весенний и летне-осенний период, об их повадках, образе жизни, уточнить названия птиц, знания о приспособленности зимующих птиц к условиям погоды зимой, знания о причинах перелета птиц в теплые края, уточнить знания о правилах кормления птиц зимой, о значении подкормки птиц; развивать связную речь, память, логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к объектам живой природы; воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым, желание заботиться о них.
Образовательная деятельность:
Познание:
«Азбука птиц», «Перелетные птицы», «Знакомство с зимующими птицами», «Зачем птицы поют?», «Птицы наши друзья», «Что мы знаем о птицах», «Птицы нашего края», «Энциклопедия птиц», «Особенности птиц», «Перелетные и зимующие птицы»
Речевое развитие: Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов., составление рассказа о зимующих и перелетных птицах, составление сравнительных рассказов, «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», пересказ рассказа В. Бианки «Подкидыш», заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», «Гадкий утонок» Г. Х. Андерсен
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование:
«Птицы на кормушке»,
«Снегири прилетели»,
«Грачи прилетели»,
«Голуби», «Подкидыш»,
«Лесной доктор», «Журавли улетели», «Вороны на деревьях»,
«Моя любимая птичка»,
«Как мы вешали скворечники»,
«Перелет птиц»,
«Жаворонок»
Лепка:
«Снегирь»,
«Воробьи»,
«Птичьи гнезда»,
«Птенцы»,
«Скворцы прилетели»,
«Ласточки на ветке»
Аппликация:
«Синичка-невеличка»,
«Птицы на ветках»,
«Скворечник»,
«Удивительные птицы»,
«Сказочная птица»,
«Совушка»,
«Лебеди»,
«Журавли»
Цель:-формировать умение детей составлять описательный и сравнительный рассказ о зимующих и перелетных птицах; закреплять знания о жизнедеятельности зимующих и перелетных птицах, об отличительных особенностях этих птиц, об их повадках;
-формировать умение детей узнавать зимующих и перелетных птиц по описанию внешнего вида птиц, умение составлять и разгадывать загадки о птицах;
-закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц;
-расширять представления о зимующих птицах посредством изобразительной деятельности;
-формировать умение детей изображать птиц, передавая характерные особенности каждой птицы (форму, величину, исходя из ряда наблюдений за птицами;
-формировать умение детей использовать полученные знания и навыки в изобразительной деятельности, в изготовлении поделок;
-развивать связную речь, память, логическое мышление, творчество, мелкую моторику пальцев;
-развивать интерес к художественному творчеству через обогащение кругозора детей на прогулке, чувство прекрасного к красоте окружающего мира;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, вызвать желание оберегать птиц.
Опытно-исследовательская деятельность. Наблюдения за зимующими птицами на участке; за птицами, прилетающие к кормушке; кто прилетал к кормушке
«Угадай по следу». Наблюдения за перелетными птицами; за птицами, поселившиеся в скворечнике; за птицами, прилетающие гнездиться; за птицами на деревьях.
Цель: продолжать наблюдение за птицами на участке, прилетающих к кормушке, поселившиеся в скворечнике, их повадками; формировать умение узнавать птиц по внешнему виду, умение сравнивать перелетных и зимующих птиц, выявлять отличительные особенности, характерные особенности; расширять представления об отличительных особенностях питания зимующих и перелетных птиц; расширять знания о жизни птиц в зимний и весенний период; расширять представления об особенностях гнездования перелетных птиц; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам зимой; вызывать интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас; развивать любознательность, связную речь, логическое мышление, память, внимание.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений: «Покормите птиц зимой», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Воробей», «Синица», «Сороки», «Голубь», «Снегирь», «Сел на ветку снегирек»
Н. Заболоцкая «Раненая птица»
И. Токмакова «Голуби»
Ю. Никонова «Зимние гости»
А. Барто «Свиристели»
З. Александрова «Новая столовая»
Рассказ Е. И. Чарушина «Птенцы», Е. Благинина «Сорока-белобока», А. Барто «Вороны», «Воробей»
В. Бианки «Лесной хор», «Подкидыш»
Е. И Чарушин рассказ «Про больших и маленьких»
М. Н. Богданова «Домашний воробей»
М. Юрахно «Веселые загадки о птицах»
Павел Барто «О чем поют птицы»,«Пусть поют птицы»
«Столовая для птиц»
Александр Яшин «Покормите птиц»
Чтение сказки А. Толстого «Сорока»
Загадывание загадок
Чтение пословиц о птицах
Цель:- формировать умение детей по описанию угадывать птицу, расширять знания детей о внешнем виде птиц, об их повадках.
-расширять представления детей о многообразии художественной литературы о зимующих и перелетных птицах познавательного характера.
-уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой.
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через ознакомление с литературой.
-развивать связную речь, память, образное мышление, слуховое восприятие, интерес к произведениям художественной литературы.
-воспитывать желание заботиться о пернатых.
Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов
«Перелетные птицы»
«Зимующие птицы»
«В мире птиц»
«Красная книга»
«Берегите птиц» -способствовать формированию умения детей самостоятельно познавать особенности жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.
Цель: –продолжать формировать умение самостоятельно составлять рассказы из личного опыта по теме.
-уточнить знания детей об особенностях внешнего вида зимующих и перелетных птиц. -развивать самостоятельность, стремление познать и размышлять.
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»
«Найди, о ком расскажу»
«Угадай по описанию»
«Кто улетел?»
«Кто лишний?»
«Чей хвост?»,
«Покормим птиц?»
«Кто на кормушке?»
«Какая птица лишняя?»
«Собери и расскажи про птичку»
«Кто прилетел на зимовку, а кто улетел?»
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
«Что за птица»
«Кто чем питается»
«Где чье гнездо»
«Разбери птиц»
«Опиши, а мы отгадаем»
«Узнай по голосу»
Цель: формировать умение детей классифицировать перелетных и зимующих птиц по одному признаку.
-формировать умение детей узнавать по внешнему описанию птицу, умение составлять загадку о птице.
-развивать логическое мышление, связную речь, память, внимание, любознательность.
-расширять представления об особенностях внешнего вида зимующих и перелетных птиц.
-воспитывать доброжелательное отношение к пернатым.
Трудовая деятельность:
подбор корма для птиц; насыпание корма для птиц в птичьей столовой; расчистка дорожек от снега, ведущих к птичьей столовой; уход за кормушками.
ЦЕЛЬ: формировать умение детей правильно кормить пернатых, выбирая корм, подходящий разным птицам; воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым зимой и весной, желание поддерживать чистоту и порядок у кормушек, желание изготавливать кормушки и скворечники.
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»
«Птички и кошка»
«Коршун и птицы»
«Журавли и лягушки!»
«Летает-не летает»
«Перелет птиц»
«Коршун и наседка»
«Птицы в гнездышках»
«Совушка»
«Гуси-лебеди»
«Летал, летал воробей…» (народная игра)
«Воробьи и ястреб»
«Птицы»
Цель: - формировать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, увертываться от водящего, быстро убегать, занимая свое место.
- формировать умение детей двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, скорость реакции на сигнал.
-способствовать повышению двигательной активности детей.
- расширять представления о повадках и способах передвижения птиц посредством подвижных игр.
-воспитывать желание заботиться о пернатых.
Пальчиковые игры:
«На березку птичка села…»
«10 птичек – стайка»
«Прилетайте птички»
«Зимующие птицы»
«Сколько птиц на кормушке»
«Скворечник»
«Птицы весной»
«Перелетные птицы»
«Птичка»
«Птичка в лесу»
«Филин»
«Шла кукушка»
«Вдоль по реченьке»
«Птенчики»
«Птенчики в гнездышке»
«Ласточка-перепелочка»
«Птица и птенчики»
«Кормушка»
«Снегири»
Цель: -продолжать расширять представления детей о жизнедеятельности птиц посредством пальчиковых игр.
-развивать речь, звуковую культуру речи, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев.
-способствовать повышению эмоционального настроя детей посредством упражнений.
-создать благоприятную обстановку при формировании новых знаний.
Таким образом, мы считаем, что у дошкольников были сформированы целостные представления о жизни зимующих и перелетных птиц посредством «живого общения» с птицами; повысилась заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание заботиться о них в зимний период (изготовление кормушек и скворечников); повысилась заинтересованность детей в заботливом и бережном отношении к птицам (подкормка птиц). Тем самым, мы вместе с родителями и детьми повысили заинтересованность в природоохранной деятельности, формировали осознанное отношение к живой природе, посильную для детей работу по уходу и охране птиц. По результатам нашей проделанной работы, мы решили продолжать работу по охране и заботе птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной работы ...
Краткосрочный проект на тему "Перелетные птицы"
Проект «Перелетные птицы»...
Краткосрочный экологический проект: "Перелетные птицы"
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. В связи с этим в подготовительной логопед...
Краткосрочный проект Перелетные птицы
Проект по развитию познавательной активности в средней группе детского сада....
Краткосрочный проект "Вестники весны" (про перелетных птиц)
Краткосрочный проект "Вестники весны" (про перелетных птиц)...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Краткосрочный познавательный проект «Перелетные птицы» в старшей логопедической группе.
Краткосрочный познавательный проект "Перелетные птицы" в старшей логопедической группе....