конспект занятия по познавательному развитию детей на тему "Лед"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Елена Сергеевна Ившина

конспект занятия  по познавательному развитию на тему "Лед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: «Лед»

Вторая младшая группа

                                                            Ившина Елена Сергеевна воспитатель

МАДОУ 22 «Город детства».

          Цель:Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности; воспитывать интерес к изменениям в природе.

Словарная работа:опыт,колкий.

Предварительная работа:

-Наблюдение на прогулке за состоянием погоды, за явлениями природы, подкормка птиц.

- В группе работа с календарем природы.

- Дидактические игры  ( Когда это бывает? Угадай, что произойдет).

-На занятиях и вне занятий чтение научной и художественной литературы.

-Проведение опытов с водой

Оборудование. Кубики льда по количеству детей, формы для льда, три небольшие емкости с подкрашенной водой (красной, желтой, зеленой), салфетки.Иллюстрации времен года.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности.

Организационный момент.

- Положить каждому на стол: краски, салфетку, кисть, блюдце, форму для заготовки льда.

- Заинтересовать детей в игровой форме: внести на подносе большой кусок льда.

Воспитатель.Утром, когда я шла на работу, я увидела странную ситуацию. Ворона хотела попить из лужи, но у нее ничего не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала, а все зря.Мне стало жалко ворону и я решила ей помочь. Подошла к луже, но там были какие-то комочки, тогда я взяла комочек из этой лужи в руки и принесла в детский сад. Вы бы хотели узнать,что это был за комок?

Ребята, что у меня в руках?

Дети. Лед.
Воспитатель. Конечно, лед, молодцы!  А почему же вокруг него скакала ворона, вы хотите узнать? А хотите узнать о нем кое-что новое и интересное?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. А для этого нам необходимо провести настоящее исследование, как это делают настоящие ученые. Чтобы опыты наши получились, нам надо занять рабочие места в нашей лаборатории (рассадить детей за столы).

Воспитатель.Ребята. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Давайте вспомним, что вы еще знаете про воду. (ответы детей).

Воспитатель.Она не имеет цвета и вкуса. Она не имеет определенной формы (взять воду и налить в разные емкости). Видите, вода – простое вещество, но она и очень загадочная, волшебная. Про нее даже есть сказка. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка – Водица. У Матушки – Водицы была большая семья: сыновья - Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери – Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень (дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).

- А какое сейчас время года?

Дети .Зима.

Воспитатель. Давайте поговорим о тех детях Матушки – Водицы, с которыми мы встречаемся зимой.

II часть. Основная.

Зима – это суровое время года. Чтобы выстоять взимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. А как вы думаете, как  их зовут?

Дети. Лед, снежинки.

Воспитатель. Давайте посмотрим на них (внести кубики льда и раздать детям). Ребята, потрогайте лед и скажите: теплый он или нет (холодный); твердый или мягкий? (твердый). Делаем вывод – лед холодный и твердый.  

Воспитатель. У вас у каждого есть рисунок. Положите ваши льдинки на рисунок. Вы его видите? (Да.) Значит, что можно сказать про лед? (Прозрачный.)

Делаем вывод – лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предмет.

Таким образом, в результате нашего исследования мы установили: лед холодный, твердый, прозрачный (повторить с детьми)

Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.

Воспитатель. Покажите ваши ладошки. Какие они?

Дети.Мокрые.

Воспитатель. Почему?

Дети.Лед тает и превращается в воду.

Вывод: лед тает и превращается в воду.

Воспитатель. Ребята, а что будет, если лед уронить?

Дети делают предположения.

Воспитатель предлагает бросить все льдинки в таз.

Воспитатель.Что случилось?

Дети.Раскололся.

Воспитатель.Знаете, как называется это свойство – лед хрупкий, колкий.

Воспитатель спрашивает нескольких детей для закрепления свойства льда – хрупкость.

Воспитатель.А как вы думаете, в какой воде лед быстрее растает? В теплой или холодной?

Предположения детей.

Воспитатель. Как узнать точно?

Дети.Проверить.

Воспитатель ставит формочки с теплой водой одной микро-группе, а с холодной — другой. Предлагает обеим микро-группам закинуть по три кусочка льда.

Воспитатель.Оставим пока формочки со льдом, и проведем физкультминутку.

 Физкультминутка. «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.

(Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.)

Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен.

Воспитатель. А теперь проверим наш лед. Загляните в формочки. Что случилось со льдом?

Дети.В холодной воде лед плавает, а в теплой растаял.

Вывод: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Воспитатель.А вот людям надо осторожно обходиться со льдом. Давайте подумаем почему.

Формулирую правило, а дети отвечают, объясняют его:

  • Лед нельзя брать в рот (Вы же знаете теперь, что он холодный очень и замораживает все, что попадает к нему).
  • Льдом нельзя бросаться! (Лед твердый).
  • Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может тает и тогда он теряет свою прочность)
  • Аккуратно ходи по улицам, смотри под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий).

Рефлексия.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель.Чем вы сегодня занимались?

Ответы детей.

Воспитатель. Ну теперь вам  понятно, почему Ворона не смогла напиться из лужи?

Воспитатель. Но что же ей делать? Где Вороне искать воду зимой? Подумайте сами, спросите у родителей, а потом дадите совет Вороне.

Детям предлагается самим сделать лед. Объясняю, что мы будем замораживать цветную воду. Ребята заполняют свою формочку цветной водой. Во время прогулки выносим поднос с формочками на улицу для замораживания. Цветными льдинками украшаем наш участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего (4-5 л.) дошкольного возраста.Тема: «Найди отгадку».

-  совершенствовать восприятие детей путём активного использования органов чувств;- закрепить умение определять цвет, величину, вес предметов, находить сходства и различия двух предмет...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....