Проект "Народы Среднего Урала"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тереханова Ирина Александровна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста, знакомит с национальным составом населения, проживающего на территории Свердловской области, их культурой и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_terehanovoy_narody_urala.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №50

МАДОУ детский сад №50 «Территория детства»

ПРОЕКТ

«Народы Среднего Урала»

Составитель:

Тереханова Ирина Александровна,

воспитатель ОСП 2

г.Ревда, Свердловская область

2023 год

                                                                             Если не мы, то кто же

           Детям нашим поможет

        Россию любить и знать

                                                                             Как важно - не опоздать!...

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Ее важность подчеркивается в государственных документах в области образования. Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, обусловлено доступностью для освоения ребенком дошкольником особенностей региональной культуры.

Мы живет на Среднем Урале. Свердловская область исторически является одним из самых многообразных в этническом отношении регионов России. Cамо географическое положение нашего региона определило его этнические связи не только с территориями Северного и Южного Урала, но также Поволжья, Европейского Севера и Западной Сибири, а в более широком контексте – со всем поликультурным миром Евразии. Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революции и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессии, беженцев из стран бывшего СССР и настоящего СНГ и др.).

Национальный состав населения Свердловской области: русские – 85,74%, татары – 3,35%, башкиры – 0,73%, марийцы – 0,55%, удмурты – 0,32%, чуваши – 0,19%, мордва – 0,15%, украинцы – 0,83%, немцы – 0,35%, азербайджанцы – 0,33%, белорусы – 0,27%, армяне – 0,27%, таджики – 0,26%, узбеки – 0,22%, киргизы – 0,15%, казахи – 0,10%, и др. народы.

Будучи одним из самых многонациональных и поликонфессиональных субъектов Российской Федерации, Свердловская область традиционно является территорией межнационального мира и согласия с благоприятным климатом для развития этнокультурного многообразия. Чтобы сохранить этот мир, общаясь не попасть впросак, по незнанию обычаев и традиций других народов нашего края, необходимо иметь хотя бы первичные представления о них. Через знакомство с культурой народов Урала, его многообразием, приходит понимание ценности, самобытности культуры отдельного, своего народа, человек ощущает идентичность, сопричастность к нему. Знакомясь с народами Урала их вкладом в общее дело по развитию и процветанию своей Родины, у ребенка появляется гордость за свой народ, понимание мысли, что сила народа в его единстве.

Этнический состав нашей группы разнообразен – русские, башкиры, татары, таджики. Спросив ребят, к какой национальности они относятся, практически все затруднялись с ответом.

Исходя из всего вышесказанного была определена

Цель проекта: Создание условий для приобщения дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края через расширение представлений о народах Среднего Урала их традициях и обычаях. Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, выбор, которых обусловлен следующими причинами:

  • Дети не имеют представление о понятие национальность и национальном составе своего региона.
  • С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие, живя бок о бок, должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
  • Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Среднего Урала в последнее время стала очень актуальной.

Образовательные

1. Сформировать у детей представление о том, что наша страна Россия и, в частности Средний Урал, являются многонациональным образованием. Познакомить с понятием национальность.

2. Познакомить с наиболее многочисленными народностями Среднего Урала, а также национальностями, к которым принадлежат ребята в группе (русские, башкиры, татары, таджики, марийцы, удмурты, чуваши, мордва);

  • Национальный костюм;
  • Национальные блюда;
  • Обычаи и традиции;
  • Праздники, игры, художественная литература.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь и уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

2. Толерантное отношение к представителям других национальностей.

Развивающие

1. Развивать познавательные способности детей.

2. Развивать коммуникативные умения и навыки.

3. Развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

4. Развивать физические качества и двигательные умения в ходе подвижных игр, соревнований.

5. Поддерживать детскую любознательность, исследовательскую активность.

Ожидаемые результаты проекта

1. Дети проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения.

2. Дети ориентированы на сотрудничество, дружелюбны, к людям, способны участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.

3. Дети имеют представление о многонациональности своего региона. Знакомы с понятием национальность.

4. Дети знакомы с наиболее многочисленными этносами Среднего Урала, имеют представление об их обычаях и традициях, праздниках, костюме. Проявляют уважение к представителям других национальностей.

Результативность реализации проекта определяется через наблюдения, проведение бесед.

Для достижения поставленной цели мной были использованы следующие педагогические технологии и приемы:

1. Технология «План – дело – анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе видов деятельности и участников совместной деятельности. В соответствии с этой технологией разработано недельное планирование.

2. Азбука проекта. в группе помещается лист с буквами в алфавитном порядке, в течении всего времени реализации проекта, мы с ребятами на каждую букву алфавита записываем новые слова, которые узнали в рамках данной темы. Этот прием позволяет расширить словарный запас, углубить представление по теме.

3. Загадка дня. Помещается в группе после знакомства с определенным народом, населяющим Средний Урал. Загадки хороши тем, что помогают в игровом формате закрепить текущий материал или провести диагностику усвоенного материала. Загадка появляется в группе утром, а вечером на вечернем круге происходит ее обсуждение.

4. Анкетирование родителей по вопросу к какой национальности они принадлежат с целью выявления национального состава группы.

5. Подготовка детьми и родителями мини-сообщений о народах, проживающих на территории Среднего Урала. Оформлении энциклопедии. Выступление детей с сообщениями происходит каждый день на утреннем круге, каждый день ребята знакомятся с новым народом.

6. Клубный час. Итогом всей темы стало участие ребят в клубном часе по теме «Народы Урала». Участниками мероприятия стали дети старших и подготовительных групп. В ходе клубного часа ребята могли посетить различные локации, где попробовали себя в различных видах деятельности: вышивание, раскрашивание, выкладывание крупой и песком элементов национальных узоров; попробовали изготовить  бумажную куклу в национальном костюме; играли в подвижные игры народов Урала; научились здороваться на разных языках; посетили кафе татарской кухни, где смогли самостоятельно испечь татарское блюдо «Точе-каймак» (оладьи), тут же его съесть со сгущенкой, разными видами варенья и попить ароматного чаю.

Приложение 1

Тема

Народы Урала (старшая группа)

Цель

Создание условий для приобщения дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края через расширение представлений о народах Среднего Урала их традициях и обычаях.

Задачи

Планируемый результат

Групповой сбор.

Вхождение в тему.

Мотивация выбора темы

  1. Краткий подводящий диалог,
  2. Работа с Моделью трех вопросов.

1. Приветствие для утреннего сбора «Дружная семья»

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

2. Игра «Волшебный клубочек»

Дети сидят по кругу. Воспитатель передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

3. Коробка с сюрпризом

Воспитатель достает сюрпризную коробку с различными вещами, принадлежащими народам Урала (головной убор, игрушка, ложка, музыкальный инструмент, национальное украшение, картинки), дети опускают в неё руку и пытаются определить, что это. Постепенно все достается и рассматривается. Кому это принадлежит? Все эти вещи – элементы культур различных народов, населяющих наш край. Ребята, в нашей группе тоже есть представители разных национальностей. Хотите узнать каких?

Как называется наша страна? Как называется регион, в котором мы живем? Как называется город, в котором мы живем?

Что мы знаем об Урале? Какие народности здесь проживают?

Что мы хотим узнать о народах нашего края? (содержание процесса обучения)

Как нам найти ответы на наши вопросы о народах Урала (план процесса обучения).

Я подготовила для вас шесть центров, в которых вы сможете найти некоторые ответы, на поставленные нами вопросы.

- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете?

- У кого созрел план?

- Что будешь делать?

Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?)

- Где можно это сделать? В каком центре?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы будете пойдете в выбранный вами центр, и займетесь воплощением этих планов.

Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время

Старшая группа

1. Почему наш регион населяют столько разных народов?

2.  Почему народы, населяющие Средний Урал, относятся с уважением к культуре других народов?

3. Что такое традиции?

4. Почему, народы, населяющие наш регион, живут в мире друг с другом?

5. Какие у вас в семье есть традиции?

6. Какие бы традиции вы хотели внести в жизнь нашей группы?

7. Как вы думаете, почему сила народа в его единстве?

8. Как мы с вами можем заботиться о своей стране?

9. Что могло бы случиться, если бы народы ссорились между собой?

Учебно-методический комплект

1. «Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994

2. «Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994

3. «Россия:  Физическая  и  экономическая  география»  -  энциклопедия  для  детей, «Аванта+», 2005

4.  Белобородов С. А. Народы на Среднем Урале : информационно‐справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов ; Министерство культуры

Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург : СОМБ, 2019.

Презентация центров  активности (паутинка на день)

Центры активности

Задачи

Презентация

деятельности в центре детям

Необходимые материалы

Результат деятельности детей

«Центр кулинарии»

Обучающие: формировать умение аккуратно работать с продуктами, смешивать, взбивать, просеивать, взвешивать необходимое количество. Развивающие: развивать координацию, мелкую моторику; умение договариваться, развивать адекватную реакцию на оценку результатов деятельности ребенка со стороны взрослого и других детей, внимательность, умение доводить начатое до конца, творческое воображение, наглядно-образное мышление, речь.

Воспитательные: интерес к приготовлению пищи, к национальным блюдам народов проживающих на территории нашей страны, доброжелательность,.

Ребята, в этом центре вы с младшим воспитателем сможете приготовить несколько блюд на выбор:

татарские лепешки

хворост

баурсак

Картинки готовых блюд, рецепт в картинках, продукты, необходимые для их приготовления, сковорода, электроплитка.

Готовое блюдо

«Центр математики»

Обучающие: закрепить умение складывать в пределах 5, считать до 10, соотносить цифру с количеством. Закрепить умение работать со схемами.

Развивающие: развивать вербально -логическое мышление, творческое воображение, речь, умение сосредотачиваться на инструкциях воспитателя, самостоятельность, усидчивость, целеустремленность

Воспитательные: воспитывать интерес к математике.

Ребята в этом центре вам нужно записать рецепт национального блюда

Ноутбук, видеоинструкция приготовления национального блюда

Карточки с готовыми заданиями.

«Центр науки и естествознания»

Обучающие: Расширять представления детей о народах, проживающих в нашей стране; поближе познакомить с народами башкир, удмуртов, чувашей, бурятов, татар.
Развивающие: память, творческое воображение, словесно-логическое мышление, речь, умение выслушивать собеседника не перебивая

Воспитательные: интерес и уважение к традициям и культуре народов, сопереживание, чуткость.

Ребята, в этом центре вы можете познакомиться с культурой и традициями некоторых народов, проживающих в нашем регионе

Презентация, ноутбук, книги, энциклопедии о народах нашей страны, картинки людей в национальных костюмах, карточки – для заполнения

Заполненные карточки-схемы

«Литературный центр»

Обучающие: закреплять умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
Закреплять умение последовательно рассказывать, умение работать в команде, уметь договариваться, поддерживать беседу со сверстниками
Развивающие: развивать речевое творчество, память, творческое воображение, наглядно-образное мышление, способность не боятся выступать перед детьми и взрослыми, инициативность.

Воспитательные: интерес к художественному слову, дружеские отношения.

Ребята, в этом центре вы сможете познакомиться с пословицами народов Урала и сделать книжку-малышку из них.

Аудиозапись пословиц, цветные карандаши, бумага, колонка, типография.

Готовая книжка-малышка с пословицами.

«Центр творчества»

Обучающие: расширить представление детей о национальных костюмах, народов, населяющих нашу страну, учить передавать правильное расположение цветов на одежде, рисовать симметричные узоры с помощью различных материалов, вырезать детали по контуру.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, наглядно-образное мышление, память, диалогическую речь, инициативность самостоятельность, аккуратность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к культуре других народов, сопереживание, чувство прекрасного

Ребята, в этом центре вы можете раскрасить понравившийся вам костюм в соответствии с образцом, сделать аппликацию татарского национального головного убора – тюбетейки, выложить различными материалами национальные узоры, украсить башкирский сапог.

гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, мелки восковые, баночки для воды, бумага для акварели, альбомы, кисти, образцы для раскрашивания, цветная бумага с нарисованными на ней шаблонами, крупы, клей, ножницы.

Рисунки национальных костюмов, выполненные разными материалами, раскрашенные готовые формы, выполненные по образцу, аппликации разной степени сложности.

Центр конструирования

Обучающие: Формировать умение создавать в процессе конструирования из различных материалов постройки разной степени сложности;
Закреплять умение прочно соединять детали между собой, строить с опорой на картинку.
Развивающие:
 развивать конструктивные умения; умение договариваться, развивать адекватную реакцию на оценку результатов деятельности ребенка со стороны взрослого и других детей, усидчивость, умение доводить начатое до конца, творческое воображение, наглядно-образное мышление, речь.

Воспитательные: интерес к материальной культуре разных народов, доброжелательность, сопереживание.

Ребята, в этом центре с помощью разных видов конструктора и других материалов   вы можете построить башкирскую юрту.

Разные виды конструктора, природный и бросовый материал, клей. Картинки построек. Картинки с примерами готовых работ из бросового материала.

Постройки разной степени сложности.

Итоговый сбор (ежедневно)

Оценка: Что нового для себя мы узнали?

(с точки зрения детей и воспитателя).

Вопросы

  1. Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
  2. Оценка действий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось…
  3. Корректировка планов,
  4. Демонстрация достижений.

Деятельность на прогулке

Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Экспериментирование. Знакомство с подвижными играми народов Урала «Липкие пеньки», «Вестовые».

Взаимодействие в рамках темы с участниками образовательных отношений (муз. работник, инструктор по физ. культуре, родители и т д.)

Муз руководитель: песни, сценки, музыка

Инструктор по физ. Культуре: веселые старты, эстафеты, зарядка

Родители: в центре речи – подготовка сообщений о народах Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Рыбы Среднего Урала"

В данной картотеке содержатся изображения более 40 рыб озер и рек Среднего Урала. Каждой рыбе отведена страница формата А5. Картотеку можно распечатать и заламинировать, разрезать и получатся карточки...

Красная Книга Среднего Урала

Альбом для детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Природные богатства Среднего Урала"

Статья "Природные богатства Среднего Урала"...

Презентация для детей дошкольного возраста "Красная книга Среднего Урала"

Презентация для детей дошкольного возраста "Красная книга Среднего Урала"...

Сценарий развлечения «Знакомство с народами Среднего Урала»

Сценарий развлечения «Знакомство с народами Среднего Урала»(для детей старшей группы)Автор: Косачева Елена ИгнатьевнаЦель: развивать у детей интерес к родному краю, как части Ро...

Изучение художественных произведений Среднего Урала с использованием набора MatataLab на примере сказов Бажова П. П

Шевченко Е.В.,воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,г. Сухой Лог  Изучение художественных произведений Среднего Урала с использованием набора MatataLab на примере сказов Бажова П. П.Худ...