Картотека прогулок. Зима. Старшая группа.
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Все виды деятельности детей на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_progulok._zima.docx | 103.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМА
Прогулка № 1
Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам...
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
-За каким месяцем идет декабрь?
-Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
-Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
-Какие защитные свойства у снега?
-Найдите на нашем участке приметы зимы.
Трудовая деятельность.
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры. «Охотники и зайцы» Цель: учить согласовывать движения друг с другом, развивать глазомер.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Прогулка № 2
Наблюдение за огородом. Цели: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)
-Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)
-Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)
-Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет )
-Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий)
- Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность.
Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Трудовая деятельность. Постройка фигур из снега на участке.
Цели: учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры. «Два Мороза» Цель: учить ловко перебегать через площадку.
Индивидуальная работа. «Попади в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Прогулка № 3
Наблюдение за температурой воздуха. Цель: формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Трудовая деятельность. Сгребание снега к деревьям и кустарникам. Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Подвижные игры. «Охотники и зайцы»
Цель: развивать глазомер, умение согласовывать движения друг с другом.
Индивидуальная работа. Лазанье.
Цели: развивать координацию движений; воспитывать смелость, решительность.
Прогулка № 4
Наблюдение за воробьем. Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
-Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Какие птицы не улетают от нас на зиму? Чем питаются воробьи в зимнее время? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. Почему воробьи селятся рядом с человеком? Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? Какой корм они охотнее поедают? Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры. «Два Мороза» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Прогулка № 5
Наблюдение за снегопадом. Цель: Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды.
Отметить, что в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
Стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится,
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Исследовательская деятельность.
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность.
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижные игры. «Краски», «Догони пару». Цель: учить быстро бегать по сигналу, быть внимательными.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Прогулка № 6
Наблюдение за снегом. Цель: Уточнять и расширять представления о свойствах снега.
Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Снежинки похожи на звездочки. Когда с неба падает много снежинок, как называется это явление? (снегопад). Как называется явление, когда ветер подхватывает снежинки и несет их и кружит? (вьюга)
Дидактическая игра «Кто больше?» Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут. С.Баруздин «Снежинки»
Исследовательская деятельность. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:
-На поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Трудовая деятельность.
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра. «Гуси-гуси». Цель: продолжать учить соотносить свои действия с действиями участников игры.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: упражнять в беге парами.
Прогулка № 7
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.
Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
-Что у них общего? Чем отличается воробей от синички? Как ведут себя эти птицы на кормушке? Расскажите о повадках воробья и синицы? Чем питаются эти птицы? Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Приносят ли пользу эти птицы?
Трудовая деятельность.
Укрытие снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
Подвижная игра. «Мышеловка» Цель: развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Прогулка № 8
Наблюдение за долготой дня. Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи.
Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Трудовая деятельность.
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра. «С кочки на кочку».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Прогулка № 9
Наблюдение за трудом дворника. Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Что делает дворник зимой на территории детского сада?
-Какие орудия труда он использует для работы?
-Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
-Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность.
Строительство горки из снега для кукол.
Цели: учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры.
«Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета.
Индивидуальная работа.
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне; развивать ловкость, выносливость.
Прогулка № 10
Наблюдение за следами на снегу. Цель: учить различать следы по отпечатку; развивать наблюдательность.
Рассмотреть следы зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
Дидактическое упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи: след зайца – заячий, след лисы – лисий, след птицы – птичий, след от лыж – лыжный, след от санок – санный.
Трудовая деятельность.
Расчистка дорожек от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Подвижные игры. «Ловкая пара» Цель: развивать ловкость и быстроту.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять навык метания снежков вдаль.
Прогулка № 11
Наблюдение за серой и черной вороной. Цели: учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Трудовая деятельность. Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры. «Гуси-гуси». Цель: продолжать соотносить свои действия с действиями участников игры.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость
Прогулка № 12
Наблюдение за сосной. Цель: формировать умение узнавать сосну по характерным признакам, особенностям ее строения, отличающим сосну от других деревьев.
Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:
Вот на ветру упруго
Качается сосна.
Густою хвоей к югу
Она обращена.
А к северу – нет веток,
Корявые сучки,
Здесь маловато веток,
Сплошные ветерки.
В лесу, как компас, дерево
Тебе укажет, друг,
Дорогу точно к северу
И верный путь на юг.
Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).
Трудовая деятельность. Укрытие снегом корней деревьев.
Цель: побуждать к трудовой деятельности.
Подвижные игры. «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу.
«Эстафета с обручами» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Прогулка № 13
Наблюдение за общественным транспортом. Цели: закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
-Какой общественный транспорт вы знаете?
-Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка.)
-Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
-В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)
-Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
-С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)
-Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
-Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
-Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)
-На какой свет светофора? (На зеленый.)
Исследовательская деятельность. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет?
Трудовая деятельность: Очистка участка младшей группы от снега.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры. «Ловкая пара» Цель: развивать ловкость и быстроту.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.
Прогулка № 14
Наблюдение за ветром. Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
-Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
-С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
-Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры. «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета.
Индивидуальная работа «Найди предмет».
Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Прогулка № 15
Наблюдение за снегирем. Цели: расширять представления о пролетных птицах; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
-Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
-А у самочки? (Темно-серого.)
-Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
-Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
-Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
-На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
-Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)
Исследовательская деятельность.
Рассмотреть следы птиц, обратить внимание на их разнообразие. Определить, какие птицы оставили следы на снегу.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры. «Встречные перебежки» Цель: развивать ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа «Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
Прогулка № 16
Наблюдение за тенью. Цель: Формировать элементарные умозаключения о взаимосвязях в природе.
Найти различные тени и постараться найти предметы, которые отбрасывают эти тени.
Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).
Трудовая деятельность. Расчистка ледяной дорожки от снега.
Цель: формировать трудовые навыки, желание трудиться.
Подвижные игры. «Бездомный заяц» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Эстафета с обручами» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в скольжении по ледяной дорожке.
Прогулка № 17
Наблюдение за температурой воздуха. Цель: знакомить детей с доступным явлением природы: температурой воздуха; обогащать представления о сезонных изменениях в природе.
Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Трудовая деятельность. Постройка горки для кукол.
Цель: развивать трудовые навыки, желание трудиться.
Подвижные игры. «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада; находить предмет по описанию.
Прогулка № 18
Наблюдение за состоянием снега. Цель: Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый).
Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.
Стихотворение Ф.Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой, -
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой…
Дидактическая игра «Кто больше?»
Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега.
Цель: учить трудиться сообща, помогать друг другу.
Подвижные игры. «С кочки на кочку».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: развивать координацию движений.
Прогулка № 19
Наблюдение за метелью Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
-Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
-Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
-Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
-Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с
полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Трудовая деятельность.
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижные игры. «Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Прогулка № 20
Наблюдение «Следы птиц на снегу» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
-Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
-Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
-Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
-Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность.
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность.
Сбор снега для постройки снежного городка.
Цели: формировать умение трудиться в коллективе;
планировать работу
Подвижные игры. «Ловишки» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь.
Индивидуальная работа.
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений
Прогулка № 21
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Цель: продолжать знакомить детей с зимующими птицами; отметить изменения в поведении птиц в зависимости от солнечного света и температуры.
Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.
Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Исследовательская деятельность.
Рассмотреть следы мелких птиц, сравнить их со следами вороны.
Трудовая деятельность.
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры. «Мы-веселые ребята» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
Индивидуальная работа.
«Донеси, не урони».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
Прогулка № 22
Наблюдение за деревьями. Цель: расширять и углублять знания о растениях.
После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.
Приметы:
-В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
-Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Воспитатель задает детям вопросы.
-Чем деревья отличаются от кустарников?
-Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
-Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность.
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность. Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям. Подвижные игры. «Ловишки» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь.
Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Прогулка № 23
Наблюдение за сугробом. Цель: закреплять знания о сезонных явлениях природы.
Зимой из снега образуются сугробы. Особенно глубокие они там, где деревья и нет дорог. Там, где ходят люди, сугробов нет, их убирают машины и дворники. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.
Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:
Смотри, какой большой сугроб:
Вот это у сугроба – лоб,
Вот это – лапы, это – нос.
«Ты кто?» - задай ему вопрос.
И, притвориться не сумев,
Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»
Трудовая деятельность.
Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
Цели: приучать действовать сообща, доводить дело до конца;
воспитывать трудовые навыки.
Подвижные игры. «Затейники» Цель: закреплять умение повторять движения по показу; развивать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа.
«Пройди по мостику».
Цель: упражнять в равновесии.
Прогулка № 24
Наблюдение за снежинками Цели: обратить внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
А возьмешь — вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.
-Понаблюдайте за снегом, какой он?
-Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
-Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
-Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
-Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Исследовательская деятельность.
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность. Постройка лабиринта.
Цели: приучать доводить дело до конца; воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры. «Мы-веселые ребята» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
«Затейники» Цель: закреплять умение повторять движения по показу; развивать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа. «Пройди осторожно».
Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Прогулка № 25
Наблюдение «Следы птиц на снегу» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
-Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
-Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
-Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
-Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность.
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность.
Сбор снега для постройки снежного городка.
Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.
Подвижные игры. «Мы - веселые ребята» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
Индивидуальная работа.
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
Прогулка № 26
Наблюдение за зимним ветром. Цели: формировать представления о ветре зимой; сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).
Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)
Воспитатель задает детям вопросы.
-Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
-Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
-С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
-Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность.
Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры. «Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Индивидуальная работа.
«Найди предмет».
Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Прогулка № 27
Наблюдение за метелью. Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
-Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
-Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
-Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
-Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с
полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность.
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность. Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижная игра. «Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Прогулка № 28
Наблюдение за деревьями. Цель: формировать знания об отличительных особенностях деревьев и их жизни зимой.
По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек
дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).
Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой)
Исследовательская деятельность.
Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
Трудовая деятельность.
Поливка водой ледяной дорожки.
Цель: учить аккуратно носить холодную воду и равномерно разливать ее по всей дорожке.
Подвижные игры. «Затейники» Цель: закреплять умение повторять движения по показу; развивать внимание и ловкость.
«Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Индивидуальная работа.
«Кто дальше?»
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.
Прогулка № 29
Наблюдение за признаками зимы (февраль). Цель: формировать представления об изменениях в природе; различать характерные приметы конца зимы.
Февраль – конец холодной зимы, морозный, метельный месяц. В нем звенит первая капель, появляются первые сосульки, подтаивает снег. В феврале сугробы, частые поземки, метели, бураны. Заметное прибавление дня, сильные ветры.
Стихотворение С. Маршака «Февраль»:
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Загадка: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Пословица: Февраль придет, все пути занесет.
Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым
Исследовательская деятельность.
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность. Постройка лабиринта.
Цели: приучать доводить дело до конца; воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры. «Пятнашки» Цель: упражнять в беге врассыпную.
Индивидуальная работа. «Пройди осторожно».
Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Прогулка № 30
Продолжать наблюдение за изменением термометра. Цель: знакомить детей с простейшими приборами (термометром); формировать представления о работе термометра.
Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.
Скоком – боком, скоком – боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена,
Тяжелы, мохнаты провода – канаты.
Каждый звонок, как струна, -
Загудела вся страна.
Сразу градусник отметил –
Прилетел морозный ветер:
Между черточек и точек
Синий столбик стал короче. Е.Трутнева «Морозный ветер»:
Исследовательская деятельность. Найти облака, похожие на животных. Сравнить перистые облака и кучевые.
Трудовая деятельность.
Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.
Цель: учить работать сообща, получать радость от результата.
Подвижные игры. «Хитрая лиса» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
«Кто сделает меньше прыжков?» Цель: учить прыгать гигантскими шагами.
Индивидуальная работа.
Разучивание скороговорки.
Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
Цель: выработать правильное произношение
Прогулка № 31
Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знания о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.
Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).
Трудовая деятельность
Постройка снежной горки для малышей.
Цель: приучать действовать сообща, уметь самостоятельно распределять задания.
Подвижные игры. «Охотники и зайцы» Цель: учить согласовывать движения.
«Затейники» Цель: закреплять умение повторять движения по показу; развивать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цели: упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
Прогулка № 32
Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность.
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Трудовая деятельность. Уборка снега на участке малышей.
Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения. Подвижные игры. «Попади в цель» Цель: учить бросать мяч в цель, развивать ловкость.
Индивидуальная работа.
«Кто быстрее?».
Цели: упражнять в беге на скорость; совершенствовать технику прыжка в длину с места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека прогулок - зима /старший возраст/
Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...
картотека прогулок зима старший дошкольный возраст
прогулки по ФГОС...
Картотека прогулок "Зима"старшая группа
Картотека прогулок "Зима"старшая группа...
Картотека прогулок Зима младшая группа
Картотека прогулок Зима младшая группа...
Картотека прогулок для старшей группы картотека (старшая группа) на тему
Картотека прогулок старшая группа....
картотека прогулок зима старшая группа
картотека прогулок зима старшая группа...
Картотека прогулок (Зима) - младшая группа
Картотека прогулок...