Проект " Наши пернатые друзья - зимующие птицы "
проект по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_zimuyushchie_ptitsy_-_srednyaya_1.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА:
«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »
Выполнил:Башанова Е.В
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ
– ЗИМУЮЩИЕ
Название организации, реализующий проект:
Полное название проекта: «Наши пернатые друзья - зимующие птицы»
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 4-5 лет
Участники: воспитатель, дети и родители
Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.
Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своим звонким чудесным пением. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
При комплексной работе дети видят все разнообразие пернатого мира, пополняют представления о видах, повадках и ареале обитания, а также постепенно повышается экологическое сознание ребёнка, стимулируется его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая у ребёнка эмоциональное отношение к природе.
Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта:
- расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года
- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма
- продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение
- активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта
- формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
- пополнить развивающую среду по теме проекта
- привлечь родителей к участию в проекте, путём совместного изготовления с детьми кормушек для птиц.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Проблема.Тема проекта «Наши пернатые друзья - зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И кто как не мы, люди, должны прийти им на помощь. Именно в таких ситуациях человек проверяется на гуманность, ответственность и бескорыстие. Но многие ли готовы к этому? Лишь изредка кое-где встретишь на дереве под окном кормушку. Вот и гибнут малые птахи десятками, не дожив до спасительных теплых дней. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:
- Какие птицы остаются зимовать?
- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
- Что мы можем сделать для зимующих птиц?
- Как называются эти птицы?
- Что они ищут?
- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?
Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.
Цель:формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.
Объект деятельности - зимующие птицы.
Предмет деятельности– образ жизни птиц зимой.
Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;
если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап - заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация выставки «Птичья столовая».
Изготовление совместно с родителями кормушке для птиц.
Игра - викторина «Зимующие птицы».
Основной этап.
Совместная деятельность с детьми.
Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Эту задачу мы решали через все образовательные области:
«Познавательное развитие» – Вхождение в тему проекта.
- Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать».
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Зимующие птицы», «Третий лишний».
- Имитационная игра: «Птичка, птичка»
- ОД
по экологическому воспитанию «У кормушки» О. А. Новиковская
Задачи:
− уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы»;
активизировать словарь по теме, составлять описательный рассказ;
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.
− ОД по экологическому воспитанию «Красная шапочка рассказывает о птицах.
Задачи: формировать умение распознавать птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим младшим».
- Ежедневное наблюдение на прогулках:
- наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,
- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.
- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).
- наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?
- Презентация о зимующих птицах и их голосах.
- Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Чтение художественной литературы:
М. Горький «Воробьишко»,
Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,
А. Барто «Пусть поют птицы».
- Научно – познавательная литература:
Г. К. Плотников «Птицы Кубани»,
М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,
С. Ю. Модестов «Птицы» - моя первая энциклопедия.
- Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:
А. Тарасова «Воробей»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
Е. Благинина «Прилетайте в гости»,
А. Прокофьева «Снегири»,
А. Барто «Свиристели»,
З. Александрова «Птичья ёлка»,
Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги!»,
В. Берестов «Сова и синица»,
Р. Бухараев «Кормушка».
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Художественно - эстетическое развитие
- Ручной труд «Совушка» (из семян тыквы),
- Оригами «Синица, снегирь, сорока, ворона, воробей»,
- Лепка: «Прилетайте в гости к нам»,
- Рельефная лепка: «Синица и сова»,
- Лепка «Воробьи на кормушке»,
- Рисование ладошкой птиц.
- Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.
Речевое развитие
- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,
- Сравнительное наблюдение снегиря и воробья,
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один - много», «Большой - маленький», «Сосчитай птиц», «Чьё это».
Пополнить развивающую среду по теме проекта:
- оформление наглядной информации по теме проекта,
- оформление уголка «Читайкино» (подбор книг о птицах),
- пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»,
- изготовление шапочек для подвижных игр,
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Перелётные и зимующие птицы»,
«Птички в гнёздышках»,
«Совушка – сова»,
«Перелёт птиц»,
«Ворон и воронята».
Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.
4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.
5. Совместно с ребенком сделать кормушку.
Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Выставка «Птичья столовая».
- Изготовление кормушек для птиц.
- Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».
Литература
1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...
Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"
Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...
Конспект НОД по природному миру на тему :«Как живут наши пернатые друзья зимой»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать...
Познавательно- информационный проект "Наши пернатые друзья зимой"
Информационно-познавательный проект«Наши пернатые друзья зимой»...
Краткосрочный проект "Пернатые друзья - зимующие птицы"
Целью проекта является формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....