"Игрушки не простые - глиняные, расписные"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект – беседа по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» города Асино Томской области
( МАДОУ №3 «Радуга»)
Конспект – беседа
по теме
«Игрушки не простые – глиняные, расписные»
старшая группа
Подготовила:
Берилова Оксана Валерьевна
Асино 2021
Конспект – беседа
по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»
Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.
- Дать знания об элементах узора.
- Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.
Обогащение словаря:
землянка, мастеровые, обжиг, отбеливание, узоры, ярмарка.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов;
- рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы;
- рассматривание иллюстраций дымковских игрушек.
Методические приёмы:
Дымковские игрушки, игрушка Буратино.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие игрушки пришли к нам в гости. Кто знает, как они называются.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята – это дымковские игрушки. Хотите узнать, как они появились.
Случилось это давным-давно. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы, и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.
Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.
Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.
Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.
Раздается стук в дверь
Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду, посмотрю.
Приносит куклу Буратино
Буратино: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.
Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.
Буратино: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино. Расскажите ему всё, что вы запомнили из моего рассказа.
Во время детских рассказов воспитатель помогает наводящими вопросами:
- Откуда появились Дымковские мастера?
- Почему игрушки называют дымковскими?
- Как готовили мастера глину?
- Чем пользовались во время лепки?
- Что делали после того, как слепили игрушку?
- А как игрушки становились белыми?
- Как составляли узор мастерицы?
Воспитатель: Теперь, Буратино, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.
Буратино благодарит детей за интересные рассказы, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушки не простые - глиняные, расписные
научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....
Конспект ОДД по художественно - эстетическому развитию ( декоративное рисование) «Игрушка не простая - глиняная, расписная»
Роспись Дымковской игрушки...
Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...
«Игрушки не простые – глиняные, расписные»
Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....
ЛОТО «Игрушки не простые – глиняные, расписные». Игра для детей 5-7 лет.
Инструкция к дидактической игре . Поможет детям быстрее запомнить названия промыслов и элементы росписи. Художественно-эстетическое направление....
Игрушки не простые - глиняные, расписные
Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством - дымковской игрушкой....
Презентация "ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ"
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников. Способствует формированию интереса к народному искусству, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспи...
- Мне нравится (1)