"Игрушки не простые - глиняные, расписные"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Берилова Оксана Валерьевна

Конспект – беседа по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» города Асино Томской области

( МАДОУ №3 «Радуга»)

Конспект – беседа

по теме

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

старшая группа

   

Подготовила:

 Берилова Оксана Валерьевна

 

Асино 2021


Конспект – беседа

по теме «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления.
  2. Дать знания об элементах узора.
  3. Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Обогащение словаря: 

землянка, мастеровые, обжиг, отбеливание, узоры, ярмарка.

Предварительная работа:

  1. рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народных промыслов;
  2. рассматривание народных игрушек, сделанных из дерева, глины, лозы;
  3. рассматривание иллюстраций дымковских игрушек.

Методические приёмы:

Дымковские игрушки, игрушка Буратино.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие игрушки пришли к нам в гости. Кто знает, как они называются.

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята – это дымковские игрушки. Хотите узнать, как они появились.

       Случилось это давным-давно. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы, и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они  глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают,  а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

        Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

 Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Раздается стук в дверь

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду, посмотрю.

Приносит куклу Буратино

Буратино: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Буратино: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино. Расскажите ему всё, что вы запомнили из  моего рассказа.

Во время детских рассказов воспитатель помогает наводящими вопросами:

  1. Откуда появились Дымковские мастера?
  2. Почему игрушки называют дымковскими?
  3. Как готовили мастера глину?
  4. Чем пользовались во время лепки?
  5. Что делали после того, как слепили игрушку?
  6. А как игрушки становились белыми?
  7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Буратино, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.

Буратино благодарит детей за интересные рассказы, прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки не простые - глиняные, расписные

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Обеспечить развитие умения узнавать дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России....

ЛОТО «Игрушки не простые – глиняные, расписные». Игра для детей 5-7 лет.

Инструкция к дидактической игре . Поможет детям быстрее запомнить названия промыслов и элементы росписи. Художественно-эстетическое направление....

Игрушки не простые - глиняные, расписные

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством - дымковской игрушкой....

Презентация "ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ"

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников. Способствует формированию интереса к народному искусству, развивает детское творчество, формирует эстетический вкус, воспи...